Цели:
- Расширить знания учащихся о зарубежных и отечественных ученых-биологах, их открытиях, вкладе в развитие мировой биологической науки.
- Развивать кругозор, познавательный интерес, творческие способности учащихся; развивать умение логически мыслить, находить причинно-следственные связи, применять ранее полученные знания в новой ситуации; формировать коммуникативные, информационные компетентности.
- Воспитывать культуру общения, толерантность, чувство гордости за отечественную науку.
Оборудование: интерактивная доска, набор заданий, компьютерное сопровождение, вращающийся барабан.
Ход мероприятия
Введение. Внеклассное мероприятие проводится в форме игры. Правила игры такие же, как и в телевизионной игре “Поле чудес”. В мероприятии принимают участие учащиеся 9 класса.
Игра включает пять заданий и одну суперигру. Перед выполнением каждого задания проводится отборочный тур, по результатам которого формируется команда участников игры в составе трех человек. Победители каждого задания принимают участие в суперигре.
В перерывах между заданиями проводятся паузы: литературная, музыкальная, ботаническая, зоологическая. В паузах подобраны задания для игры со зрителями.
Вопросы первого отборочного тура:
1. Назовите важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с основными белками – гистонами (хромосомы).
2. Главные части цветка (пестик и тычинки).
3. Одно из важнейших свойств живых организмов, приводящее к увеличению численности вида, его распространению (размножение).
Задание 1
Этот ученый в своем труде “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” писал, что основой движущей силой эволюции является естественный отбор на основе наследственной изменчивости.
Д | А | Р | В | И | Н |
Литературная пауза: Назовите автора строк
1.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Ответ: С.А.Есенин
2.
Я пришел к тебе с приветом, рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Ответ: А.А.Фет
3.
Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.
Ответ: А.С.Орлов
Вопросы второго отборочного тура:
1. Как называются биологические катализаторы белковой природы, участвующие как в процессах ассимиляции, так и диссимиляции (ферменты).
2. Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? (канарейка; Канарские острова).
3. Как называются древнейшие организмы, в клетках которых нет оформленного ядра? (прокариоты).
Задание 2
Назовите великого русского ученого, который в 1887 г. открыл процесс хемосинтеза.
В | И | Н | О | Г | Р | А | Д | С | К | И | Й |
Ботаническая пауза.
1. Какой плод трижды влиял на судьбы человечества.
Ответ: яблоко. Во-первых, дерево познания, во-вторых, яблоко раздора, в-третьих, яблоко Ньютона.
2. С давних времен люди писали на бересте и на папирусе, а сейчас для получения бумаги используется древесина. Кто подсказал мысль об использовании древесины в качестве сырья для изготовления бумаги?
Ответ: осы, которые строят свои “бумажные” гнезда из мельчайших кусочков древесины.
3. Как называется растительный мир на Земле?
Ответ: флора.
Вопросы третьего отборочного тура:
1. Своеобразные комплексные организмы, которые состоят из гриба и водоросли (лишайники).
2. Одна из важнейших функций большинства организмов, включающая в себя поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа (дыхание).
3. Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в зеленых листьях на свету (фотосинтез).
Задание 3
Этот великий русский физиолог открыл вторую сигнальную систему, которая связана с функцией речи, видимым и слышимым словом. Он писал, что “слово – это сигнал сигналов первой сигнальной системы, общей у человека и животных...именно слово сделало нас людьми”.
П | А | В | Л | О | В |
Зоологическая пауза
1. У какой птицы в русских народных сказках золотое оперение?
Ответ: у жар-птицы.
2. Какая птица занималась доставкой почты?
Ответ: голубь
3. Какая птица носит свое название в честь коренных жителей Америки?
Ответ: индейка.
Вопросы четвертого отборочного тура:
1. Неклеточные формы жизни, состоящие из ДНК или РНК и белковой оболочки (вирусы).
2. Тип плода у арбуза (ягода).
3. Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняющие определенные функции (ткань).
Задание 4
Этот академик различал две основные формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.
Ш | М | А | Л | Ь | Г | А | У | З | Е | Н |
Литературная пауза: Конкурс загадок
1.
Ягода – красна!
Ягода – вкусна!
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(Томат)
2.
Был ребенок, не знал пеленок,
Стал стариком – 100 пеленок на нем.
(Кочан капусты)
3.
И лист и почки – все врачует,
И сок – целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России – ствол ее.
(Береза)
Вопросы пятого отборочного тура:
1. Ответная реакция на раздражение, осуществляемая под контролем нервной системы (рефлекс).
2. Общее свойство живых организмов, заключающееся в приобретении различий между особями в пределах вида (изменчивость).
3. Орган дыхания у Земноводных (легкие и кожа).
Задание 5
Назовите русского физиолога, который вместе с И.П. Павловым разделил все наблюдаемые в поведении животных и человека рефлексы на две группы:
1) врожденные ответные реакции;
2) приобретенные ответные реакции.
С | Е | Ч | Е | Н | О | В |
Музыкальная пауза: Учащиеся называют песни, в которых упоминаются животные.
Суперигра
Этот русский ученый академик создал учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой осуществляется совместная деятельность всех живых организмов.
В | Е | Р | Н | А | Н | Д | С | К | И | Й |
Подведение итогов
Победителя суперигры награждают грамотой.