Внеклассное мероприятие по теме «Великие ученые»

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Расширить знания учащихся о зарубежных и отечественных ученых-биологах, их открытиях, вкладе в развитие мировой биологической науки.
  • Развивать кругозор, познавательный интерес, творческие способности учащихся; развивать умение логически мыслить, находить причинно-следственные связи, применять ранее полученные знания в новой ситуации; формировать коммуникативные, информационные компетентности.
  • Воспитывать культуру общения, толерантность, чувство гордости за отечественную науку.

Оборудование: интерактивная доска, набор заданий, компьютерное сопровождение, вращающийся барабан.

Ход мероприятия

Введение. Внеклассное мероприятие проводится в форме игры. Правила игры такие же, как и в телевизионной игре “Поле чудес”. В мероприятии принимают участие учащиеся 9 класса.

Игра включает пять заданий и одну суперигру. Перед выполнением каждого задания проводится отборочный тур, по результатам которого формируется команда участников игры в составе трех человек. Победители каждого задания принимают участие в суперигре.

В перерывах между заданиями проводятся паузы: литературная, музыкальная, ботаническая, зоологическая. В паузах подобраны задания для игры со зрителями.

Вопросы первого отборочного тура:

1. Назовите важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с основными белками – гистонами (хромосомы).

2. Главные части цветка (пестик и тычинки).

3. Одно из важнейших свойств живых организмов, приводящее к увеличению численности вида, его распространению (размножение).

Задание 1

Этот ученый в своем труде “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” писал, что основой движущей силой эволюции является естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Д А Р В И Н

Литературная пауза: Назовите автора строк

1.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...

Ответ: С.А.Есенин

2.

Я пришел к тебе с приветом, рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Ответ: А.А.Фет

3.

Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.

Ответ: А.С.Орлов

Вопросы второго отборочного тура:

1. Как называются биологические катализаторы белковой природы, участвующие как в процессах ассимиляции, так и диссимиляции (ферменты).

2. Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? (канарейка; Канарские острова).

3. Как называются древнейшие организмы, в клетках которых нет оформленного ядра? (прокариоты).

Задание 2

Назовите великого русского ученого, который в 1887 г. открыл процесс хемосинтеза.

В И Н О Г Р А Д С К И Й

Ботаническая пауза.

1. Какой плод трижды влиял на судьбы человечества.

Ответ: яблоко. Во-первых, дерево познания, во-вторых, яблоко раздора, в-третьих, яблоко Ньютона.

2. С давних времен люди писали на бересте и на папирусе, а сейчас для получения бумаги используется древесина. Кто подсказал мысль об использовании древесины в качестве сырья для изготовления бумаги?

Ответ: осы, которые строят свои “бумажные” гнезда из мельчайших кусочков древесины.

3. Как называется растительный мир на Земле?

Ответ: флора.

Вопросы третьего отборочного тура:

1. Своеобразные комплексные организмы, которые состоят из гриба и водоросли (лишайники).

2. Одна из важнейших функций большинства организмов, включающая в себя поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа (дыхание).

3. Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в зеленых листьях на свету (фотосинтез).

Задание 3

Этот великий русский физиолог открыл вторую сигнальную систему, которая связана с функцией речи, видимым и слышимым словом. Он писал, что “слово – это сигнал сигналов первой сигнальной системы, общей у человека и животных...именно слово сделало нас людьми”.

П А В Л О В

Зоологическая пауза

1. У какой птицы в русских народных сказках золотое оперение?

Ответ: у жар-птицы.

2. Какая птица занималась доставкой почты?

Ответ: голубь

3. Какая птица носит свое название в честь коренных жителей Америки?

Ответ: индейка.

Вопросы четвертого отборочного тура:

1. Неклеточные формы жизни, состоящие из ДНК или РНК и белковой оболочки (вирусы).

2. Тип плода у арбуза (ягода).

3. Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняющие определенные функции (ткань).

Задание 4

Этот академик различал две основные формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Ш М А Л Ь Г А У З Е Н

Литературная пауза: Конкурс загадок

1.

Ягода – красна!
Ягода – вкусна!
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(Томат)

2.

Был ребенок, не знал пеленок,
Стал стариком – 100 пеленок на нем.
(Кочан капусты)

3.

И лист и почки – все врачует,
И сок – целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России – ствол ее.
(Береза)

Вопросы пятого отборочного тура:

1. Ответная реакция на раздражение, осуществляемая под контролем нервной системы (рефлекс).

2. Общее свойство живых организмов, заключающееся в приобретении различий между особями в пределах вида (изменчивость).

3. Орган дыхания у Земноводных (легкие и кожа).

Задание 5

Назовите русского физиолога, который вместе с И.П. Павловым разделил все наблюдаемые в поведении животных и человека рефлексы на две группы:

1) врожденные ответные реакции;

2) приобретенные ответные реакции.

С Е Ч Е Н О В

Музыкальная пауза: Учащиеся называют песни, в которых упоминаются животные.

Суперигра

Этот русский ученый академик создал учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой осуществляется совместная деятельность всех живых организмов.

В Е Р Н А Н Д С К И Й

Подведение итогов

Победителя суперигры награждают грамотой.