Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: школьная лекция.
Цель: дать определение понятия “право”, проследить исторические этапы становления права.
Основные виды деятельности учеников (на уровне учебных действий):
- различать и называть несоциальные и социальные нормы, приводить примеры несоциальных и социальных норм, описывать и конкретизировать примерами нормы морали и нормы права, называть признаки права, классифицировать право соответственно исторических эпох.
Дидактические средства:
- Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин “Право”. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Книга 1 “Право и политика”. Вита Пресс, Москва 2012,
- презентация “Понятие права” (компьютер, проектор, экран).
План урока
Эпиграф:
Людям необходимы даже самые
дурные законы, ибо, не будь их,
люди пожрали бы друг друга.
Эпикур, древнегреческий философ
1. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из признаков государства.
- Вспомните изученную главу и назовите признаки государства (территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, суверенитет).
Слайд 1. Запишите тему урока и прочтите эпиграф.
- Какую проблему поднимает Эпикур в своем высказывании? (Ответы учеников (2 мин.))
Мы все разные, одинаковых людей нет. Но модель поведения всех людей достаточно единообразна. Все люди должны следовать законам. Такое поведение является распространенным, массовым, правильным, следовательно, нормальным.
2. Лекционный материал (на основе презентации).
Слайд 2. Определение понятия “норма”. Виды норм.
Слайд 3. Определение понятия “несоциальные нормы”, привести примеры.
Слайд 4. Определение понятия “социальные нормы”, привести примеры.
- Вспомните, что такое ритуалы (обряды)?
- Мифы?
- Обычаи?
- Религиозные нормы?
- Правовые нормы?
- Моральные нормы?
- Политические нормы?
- Нормы этикета?
- Эстетические нормы?
Слайд 5. Право как социальное явление существует уже не одно тысячелетие.
- Как вы думаете, почему первые источники права имели столь необычную для нас форму: каменные плиты, стелы, монументальные памятники, деревянные доски и т.п.?
Слайд 6, 7. Толкование понятия “право” в разных странах.
- Как вы думаете, почему до сих пор не выработано единое понимание права?
Слайд 8. Перечислить признаки права с объяснением.
Слайд 9. Дать определение понятия “право”.
Слайд 10,11, 12. Классификация права с объяснением.
- Как вы думаете, почему архаичное право носило в основном устный характер?
- Почему в древности не было деления права на отрасли, хотя бы на уголовное и гражданское?
- Справедливо ли наши древние предки применяли коллективную ответственность (ответственность рода, общины, семьи), если деяние совершал один конкретный человек?
- В чем состоит особенность сословного права?
- В чем особенности права развитого?
Слайд 13. Домашнее задание: параграф 3 стр. 35-45, задачи на стр. 49-50
Использованная литература.
1. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин “Право”. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Книга 1 “Право и политика”. Вита Пресс, Москва 2012.