Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знание детей об овощах и фруктах.
Развивающие:
- Развивать умение различать слова, обозначающие действие предмета; задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
- Способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.
Воспитательные:
- Прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч, альбомный лист, цветные карандаши.
Словарная работа:
Активный словарь: Баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая, фруктовая.
Пассивный словарь: Цитрусовый, жать, закрома.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций; Выразительное чтение; Составление рассказов по картинке; Чтение стихотворения С.Михалкова «Овощи»; Стихи про «Урожай» Бокова.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.
Ребята, а кто ещё к нам пришел? (стук в дверь) Ребята, посмотрите, Настя сегодня не обычная. Что-то приготовила нам в конверте.
Ребята, Настя, предлагает нам отгадать загадки. ( На экране после каждой загадки появляется поочередно яблоко, лимон, банан, груша)
- Весит на ветке колобок,
лестит его румяный бок. (Яблоко) - Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ... (Лимон). - Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ... (Банан). - Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).
Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Дети. Фрукты.
Воспитатель. Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать рисунок схему (приложение 1).
Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
Первым покупает воспитатель (Дает образец описательного рассказа) потом дети 4-5 человек.
Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.
Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.
Воспитатель: Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?
Ребята, а где растут овощи?
Правильно в огороде. Сейчас мы с вами отправимся в огород, поработаем там.
Физ. минутка: «В огород»
А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.
В огород мы пойдем,
урожай соберем. (Дети идут по кругу друг за другом.)
Мы морковку натаскаем,
и картошку накопаем. (Имитация действий.)
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
и вернемся по дорожке.
Воспитатель: А сейчас ребята в кругу и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:
Воспитатель:
- огурец – огурчик
- помидор – помидорчик
- капуста – капустка
Молодцы!
Садитесь на места.
Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).
Воспитатель: | Один мандарин | дети | много мандарин |
Одно яблоко | много яблок | ||
Один гранат | много гранат | ||
Один ананас | много ананасов | ||
Одина груша | много груш |
Воспитатель: Следующая игра « Найди лишний»
- Яблоко, малина, груша, слива.
- Гранат, апельсин, масленок, банан.
- Мандарин, персик, айва, репа.
- Слива перец, помидор (Картинки на экране).
Воспитатель: Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].
Названия, каких овощей начинаются на звук [р].
Молодцы!
Воспитатель: Где растут овощи и фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду
Овощи растут в огороде
Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Дети: Собирают урожай
Воспитатель: Послушайте стихотворение
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома. (Завальнюк)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
Дети: люди употребляют в пищу овощи и фрукты.
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
Воспитатель: Поиграем и игру.
Компьютерная УМК игра «Делаем овощной салат»
Дети: Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.
Диск «200 игр по УМК» 28 слайд (27 игра)
Игра «Дорисуй фрукт»
Воспитатель. Дорисуйте фрукт и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить).
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились. Помогли нашей Насте.
Итог занятия.
Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.
И вас ждет сюрприз.
Выносятся корзины с яблоками. Дети берут любимый фрукт.