«Местоимения – существительные в тексте». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

  • М/п: извлекать информацию из  текстов, пользоваться разными видами чтения и аудирования.
  • М/к: осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнеров в сотрудничестве.
  • 3ЛР: определять роль и употреблять в художественном тексте местоимения­существительные разных разрядов, редактировать текст, избегать речевых ошибок при создании текста.

Задачи:

  • Образовательные:   умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки.
  • Развивающие :  развитие умения работать со словом, самостоятельности;  развитие  навыков грамотного культурного общения.
  • Воспитательные:  воспитывать   культуру речевого общения, бережное отношение к слову

ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

 Проверка готовности к уроку.

 

II. Языковая разминка. Проверка домашнего задания

      –  Я, ты, он, она –Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья. Сегодня у нас  урок, который мы проведем вместе, как одна большая дружная семья. Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество. Вы изучили тему «Местоимение» и должны вспомнить всё изученное, а я, в свою очередь, постараюсь донести до вас что-то новое. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество, – это язык, главная задача которого состоит,  как вы думаете, в чем?...  ( Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении.) Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Перечислите их.
Из  самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…
– Что же она делает? (указывает…)– Что называется местоимением?  ЦОР  Дома вы подготовили
Рисунки о разрядах  местоимений
– Найти местоимения, определить их разряд.

 Познавательные УУД:
2. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, обобщать.

III. Формулирование темы и целей урока

– Разгадайте кроссворд, и тогда вы сможете по этим ключевым словам сформулировать тему урока.

1) То, что играет актёр в кино или спектакле. (Роль.)
2) Часть речи, отвечает на вопросыкто? что?, указывает на лицо или предмет. (Местоимение.)
3) Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. (Текст.)

– Предположите, какие задачи будут решаться на уроке. Составьте возможный план урока. План нужно записать на доске.

1. Читать тексты.
2. Находить в них местоимения­существительные.
3. Определять разряд местоимений­существительных.
4. Выявлять роль местоимений­существительных в тексте.

Ученик – местоимение.  Вот что говорит о себе сама часть речи:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.  

– Верны ли слова нашего местоимения? Сопоставим их со словами  учёного.
Д.С. Лихачёв говорил: «Верный способ узнать человека, его моральный облик – прислушаться к тому, как  и что он говорит.»

Регулятивные УУД:
1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос тему урока.
3. Планировать деятельность на уроке.

IV. Развитие учебно­языковых и речевых умений

1. Работа над эпиграфом

Обратимся к словам А.М.Пешковского.  Как вы понимаете смысл высказывания  известного отечественного лингвиста? Проверим, так ли это.

2. Наблюдение над ролью местоимений­существительных в тексте

– Поработаем учёными-лингвистами, проведём лингвистический эксперимент исследование.
Итогом нашей работы станет заполнение раздела таблицы, с которой работали в течение всей темы.

А) Мы с вами на уроках учимся правильной и культурной речи, правилам этикета.  Одной  из самых важных  для этикета частей речи  является местоимение.
Психолог и языковед А.А. Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что местоимение – крохотное зеркало, в котором отражается система  отношений в обществе. 

(Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Ты обозначает уважение, возникшее к кому-нибудь на почве товарищества, дружбы или любви. Таким образом, нужно быть  таким же вежливым, как и при обращении на вы. Стих
У нас принято, что члены семьи и близкие родственники между собой на ты. Часто на  ты обращаются сотрудники, коллеги, друзья.

Вывод 1. Придают тексту эмоциональность. Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения/

– Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь. Приглашаю наших  гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся  понять.

Б)  Понятен 

Ученик.

Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им  – раз! Они ей – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Ведь он был с нею заодно

Ученица.

Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла!

– Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками в  возрасте? В чем же?

Вывод 2. Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным. Местоимения должны уместно замещать другие части речи.

В) Повторы

Упр. 525 – самостоятельное конструирование текста с выбором предложенных слов.
Затем учитель предлагает ученикам авторский вариант текста (его можно представить на слайде  или раздать распечатки на каждую группу, желательно, чтобы кто­то из ребят принёс книгу с рассказом «Белые амадины» и прочитал нужный фрагмент):

И откуда­то вышел высокий дядька с орденскими колодками на груди – двенадцать штук наград, я сосчитал. У него в руках был плоский чемодан. Онего открыл. В чемодане было полно маленьких клеток, и в них были канарейки. Он вынул одну клеточку, в ней прыгал жёлтенький лимон. Семёнов поставил эту клетку на кафедру­трибунку, и у Лимончика стал такой вид, как будто он и впрямь серьёзный докладчик. Но раз до доклада есть ещё минут пять свободных, так он ещё попрыгает. Все сохраняли тишину и ждали, когда Лимончик запоёт. Но он и не думал петь. Он всё прыгал и трепыхался. Кто­то сзади меня шепнул:
– Если через десять минут не запоёт, снимут с конкурса. Вот тебе и Семёнов!

Вывод 3. Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определенное настроение . При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.

1 ряд: корректоры

2 ряд: редакторы-исследователи составить  фразу. На месте пропусков вставьте местоимения-существительные.

Не хвали …,  не осуждай других.
Если разговор … не ведёт, то и одно слово лишнее.
Не слушайте ...,  говорит дурно о других и хорошо о …

Выводы: с какой целью использовались местоимения?

Объект исследования

Роль местоимений

 местоимения-существительные

 

 

 

 

Объект исследования

Роль местоимений

  местоимения-существительные

Придают эмоциональность тексту

Устраняют  повторы

Делают  текст понятным, ёмким, выразительным

Г) Ёмкость

а) Упр. 524.  Работа в группах.  Художественное редактирование. Ученикам предлагается вариант «исправленного» текста, в котором отсутствуют местоимения (учебники закрыты, раздаются карточки с текстом). После работы ученики сравнивают свои тексты с авторским текстом в учебнике (упр. 524) и делают вывод о том, насколько лучше авторский текст и почему.

После сравнения двух текстов ученики формулируют вывод о роли местоимений­существительных в тексте. (Они делают текст более кратким, понятным, выразительным.)

Затем ученики   выписывают местоимения­существительные и указывают их разряд.

– Какова же роль местоимений­существительных в тексте? (Высказывания учеников.)
– Перечитайте эпиграф. Насколько оправдались ваши предположения о содержании и целях урока?

3. Чтение текста в рамке после упр. 525

– Как вы поняли, что значит компактнее?
– Что ещё могли бы добавить?
– Допишите ключевые слова, подчёркивающие роль местоимений­существительных в тексте.

Устранить … (повтор).
Сделать текст … (коротким, понятным, выразительным).

Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию из разных источников (текста (эпиграфа), словарной статьи).
2. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные  виды чтения.

Коммуникативные УУД:
1. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в группах (парах).
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Свободно излагать содержание  устной форме, соблюдая нормы построения текста.
4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Личностные результаты:
Формирование интереса к чтению,  устойчивой привычки к чтению.

V.  Итог урока. Рефлексия

– Вспомните план нашего урока. Все ли вопросы мы рассмотрели?
– Сделайте вывод о том, для чего нужны местоимения в тексте, в устной речи.

Местоимение – необходимая  часть речи в тексте
бесполезная часть речи в тексте.

Закончи фразу: Выполняя эту работу, я научился, ________________________

Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности в соответствии с планом.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание

Упр. 526 (устно, подумать над темами сочинений).

 

Приложение 1