Программа по психологии. 5-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5


I. Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие зоны ближайшего развития пятиклассников. Занятия должны помочь им в период адаптации. Программа учитывает не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10-11 лет.
Кроме того, что у ребят меняется учебная ситуация, что накладывает на их школьную жизнь достаточно проблем, учащиеся не готовы оправдать ожидания взрослых в плане самоорганизации, ответственности, мотивации на учебу.  В ходе реализации программы у пятиклассников есть возможность освоиться в новой социальной роли – учащегося 5 класса. Укрепить навыки самостоятельности в решении учебных и коммуникативных задач.

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5 классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе; создание социально-психологических условий для самопознания и саморазвития, повышения уверенности в себе.

Задачи:

  • Формирование  у  учащихся:
    • представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
    • навыков взаимодействия с другими людьми;
    • адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения.
  • Ознакомление учащихся:
    • с системой учебной самоорганизации;
    • с разными формами коммуникации;
    • с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
  • Создание условий для:
    • снижения тревожности;
    • развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
    • выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Программа рассчитана на 1 год обучения, общий объём программы 34 часа.

II. Планируемые результаты

В процессе занятий по программе учащийся овладеет следующими знаниями и умениями.

Познавательные универсальные учебные действия:

– осознавать значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека;
– делать выводы и обобщать  результаты совместной работы группы;
– выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

– осознавать важность соблюдения доброго, уважительного отношения к одноклассникам, членам семьи и к посторонним людям;
– учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё поведение дома, в школе и других общественных местах;
– адекватно относиться к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности,
– развивать навыки уверенного поведения;
– научиться  делать выбор и отвечать за свои поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи   и неуспехи в работе;
– строить поведение с учётом своей ролевой позиции;
– формировать адекватную самооценку школьников;
– учиться договариваться о распределении в совместной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– уметь задавать вопросы;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– учится выражать свои мысли, чувства, понимать мысли и чувства другого человека.

III Требования к уровню знаний  и  умений:

Знать:
1. О способах сотрудничества.
2. Как строить доброжелательные отношения.
3. О том, что такое конфликт.
4. О стратегиях решения конфликта.
Уметь:
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Находить выход из конфликтной ситуации.
3. Уметь принимать другого человека.
4. Уметь справляться со школьными и домашними трудностями.
5. Стремиться к проявлению положительных нравственных качеств.

IV. Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

I Я – пятиклассник! 15
1.1 Зачем человеку необходима психология? 1
1.2 Что такое 5 класс? 1
1.3 Какой я и чем я отличаюсь от других? 1
1.4 Кто я, какой я? 1
1.5 Я могу 1
1.6 Я нужен 1
1.7 Я мечтаю 1
1.8 Я и мои цели 1
1.9 Мир эмоций 1
1.10 Понимаем ли мы друг друга 1
1.11 Я и мои друзья 1
1.12 Трудные ситуации  могут научить меня 1
1.13 Мои учителя 1
1.14 Мой класс 2
 II Тренинг самопознания 11
2.1 Я и мое тело 3
2.2 Я и мой язык 2
2.3 Я и мое настроение 1
2.4 Я и мои способности 3
2.5 Я и мое детство 2
III Тренинг по сплочению классного коллектива «Давайте жить дружно» 5
IY Занятия по  самопрезентации 3
 

итого

34

Литература:

  1. Активные методы в работе школьного психолога./Сб. научных трудов. – М., 1990.
  2. Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.
  3. Гин С. Мир человека. – М., 2003.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
  6. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
  7. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. – М. :Эксмо, 2009.
  8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
  10.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.
  11.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2010.
  12.  Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб., 1996.