I. Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие зоны
ближайшего развития пятиклассников. Занятия
должны помочь им в период адаптации. Программа
учитывает не только изменяющиеся условия
учебной ситуации, но и возрастные особенности и
потребности детей 10-11 лет.
Кроме того, что у ребят меняется учебная
ситуация, что накладывает на их школьную жизнь
достаточно проблем, учащиеся не готовы оправдать
ожидания взрослых в плане самоорганизации,
ответственности, мотивации на учебу. В ходе
реализации программы у пятиклассников есть
возможность освоиться в новой социальной роли –
учащегося 5 класса. Укрепить навыки
самостоятельности в решении учебных и
коммуникативных задач.
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5 классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе; создание социально-психологических условий для самопознания и саморазвития, повышения уверенности в себе.
Задачи:
- Формирование у учащихся:
- представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
- навыков взаимодействия с другими людьми;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения.
- Ознакомление учащихся:
- с системой учебной самоорганизации;
- с разными формами коммуникации;
- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
- Создание условий для:
- снижения тревожности;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Программа рассчитана на 1 год обучения, общий объём программы 34 часа.
II. Планируемые результаты
В процессе занятий по программе учащийся овладеет следующими знаниями и умениями.
Познавательные универсальные учебные действия:
– осознавать значение эффективного общения,
взаимопонимания в жизни человека;
– делать выводы и обобщать результаты
совместной работы группы;
– выбирать адекватные средства для успешного
решения коммуникативных задач.
Личностные универсальные учебные действия:
– осознавать важность соблюдения доброго,
уважительного отношения к одноклассникам,
членам семьи и к посторонним людям;
– учитывать интересы других людей при общении,
проявлять эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё поведение
дома, в школе и других общественных местах;
– адекватно относиться к своим успехам и
неудачам в какой-либо деятельности,
– развивать навыки уверенного поведения;
– научиться делать выбор и отвечать за свои
поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– формулировать задачу занятия после
предварительного обсуждения;
– анализировать и оценивать свои и чужие
успехи и неуспехи в работе;
– строить поведение с учётом своей ролевой
позиции;
– формировать адекватную самооценку школьников;
– учиться договариваться о распределении в
совместной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– проявлять готовность слушать собеседника и
вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
– уметь задавать вопросы;
– излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
– учится выражать свои мысли, чувства, понимать
мысли и чувства другого человека.
III Требования к уровню знаний и умений:
Знать:
1. О способах сотрудничества.
2. Как строить доброжелательные отношения.
3. О том, что такое конфликт.
4. О стратегиях решения конфликта.
Уметь:
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Находить выход из конфликтной ситуации.
3. Уметь принимать другого человека.
4. Уметь справляться со школьными и домашними
трудностями.
5. Стремиться к проявлению положительных
нравственных качеств.
IV. Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во |
I | Я – пятиклассник! | 15 |
1.1 | Зачем человеку необходима психология? | 1 |
1.2 | Что такое 5 класс? | 1 |
1.3 | Какой я и чем я отличаюсь от других? | 1 |
1.4 | Кто я, какой я? | 1 |
1.5 | Я могу | 1 |
1.6 | Я нужен | 1 |
1.7 | Я мечтаю | 1 |
1.8 | Я и мои цели | 1 |
1.9 | Мир эмоций | 1 |
1.10 | Понимаем ли мы друг друга | 1 |
1.11 | Я и мои друзья | 1 |
1.12 | Трудные ситуации могут научить меня | 1 |
1.13 | Мои учителя | 1 |
1.14 | Мой класс | 2 |
II | Тренинг самопознания | 11 |
2.1 | Я и мое тело | 3 |
2.2 | Я и мой язык | 2 |
2.3 | Я и мое настроение | 1 |
2.4 | Я и мои способности | 3 |
2.5 | Я и мое детство | 2 |
III | Тренинг по сплочению классного коллектива «Давайте жить дружно» | 5 |
IY | Занятия по самопрезентации | 3 |
итого |
34 |
Литература:
- Активные методы в работе школьного психолога./Сб. научных трудов. – М., 1990.
- Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.
- Гин С. Мир человека. – М., 2003.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. – М. :Эксмо, 2009.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2010.
- Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб., 1996.