Интегрированный урок (литература + технология) «Крылатые гости, приходите, весну на крыльях принесите!» 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: раскрыть смысловую и духовную идею традиционного календарного    обряда, символизирующего единение человека и природы.

Оборудование: тексты народных закличек, изображения птиц, фонограммы русской народной песни «Я на горку шла», П. И. Чайковского «Жаворонок», одноразовая посуда (тарелки, ножи, разделочные доски – из цветного картона), противень,  тесто, изюм, карточки с рецептом, чистый листы бумаги, ручки.

ХОД УРОКА

Парты в классе расставлены полукругом. Детям предстоит сотрудничать в парах.
Звучит мелодия русской песни.

Учитель: Какая хорошая мелодия! Расскажите, что вы почувствовали, что представили, когда ее услышали?

Дети делятся впечатлениями.
Учитель предлагает выбрать лист картона того цвета, который соответствует настроению (в стопке по 2 листа одного цвета). Дети с листами одного цвета рассаживаются парами.

Учитель: Вот и кончилась зима, с лютыми морозами, с бурями – метелями, с холодом, а для животных и с голодом. Сердце радуется приходу весны. Мы с вами современные люди и знаем, что несмотря на возвращение морозов, снега. весна обязательно наступит. Какая бы не стояла жара , ее обязательно сменит холод. Осенью деревья обязательно сбросят листву. И даже самая страшная гроза с громом и молнией рано или поздно закончится, и выглянет солнце. А наши далекие предки верили, что природа поможет им, только если ее очень попросить, кликнуть о помощи. Кто из вас помнит, как называются такие стихи – просьбы? (Заклички)

Дети выбирают разноцветные листы с текстами закличек, читают, определяют, о чем просят люди природу.

Учитель: Особенно люди ждали прихода весны и верили. что весну приносят птицы. В народе долго жило это поверье, считалось, что 22 марта, когда день и ночь становятся равными, из теплых стран к нам прилетают разные птицы. Сорок разных птиц и первая из них – жаворонок!
А знаете почему именно жаворонок? (Если кто-нибудь из детей знает –  расскажет) Хотите узнать?

В древние времена, почти 2000 лет назад, в далекой стране царствовали два правителя. Один из них разрешил людям верить в то, что им по душе. А другой, злой человек, решил всех, кто выбрал веру в добро и справедливость, уничтожить.
У этих правителей было сильное войско. И 40 самых лучших воинов выбрали веру в добро. Злой правитель приказал воинам отказаться от своей веры. Воины не отказались. Тогда их схватили, отобрали оружие и стали пытать, требуя отказаться от убеждений. Но воинов не удалось сломить. Тогда их погнали на покрытое льдом озеро. И свершилось чудо – лед растаял, и вода в озере стала теплой. Разъяренные злодеи вывели воинов на берег и жестоко убили их.
Народ верил, что 40 погибших воинов воплотились в жаворонков. И жаворонок стал одной из почитаемых на Руси птиц.

Его прилет встречали радостно, как вестника весны. На этот праздник крестьяне обычно пекли особенные булочки – хлебные жаворонки. С раннего утра к дымку, валившемуся из труб, к запаху талого снега примешивался аромат свежего хлеба. И была общая радость. Жаворонки выходили румяные, горячие, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их ели да песни пели, всех с весной поздравляли! Всему радовались!

Дети читают заклички о жаворонках, весне:

Прилетите, жаворонушки, к нам,
Принесите из заморья вы нам:
Весну ясную,
Весну красную –
С сохой, бороной
И лошадкой вороной!

Зима нам надоела.
Весь хлебушек поела.
Ручки – ножки познобила,
Скотинушку поморила!

Жаворонки, жавороночки,
Принесите к  нам,
Принесите нам
Лето теплое.

Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила.
Руки – ноги отморозила.

Учитель: Хотите и вы научиться делать хлебных жаворонков?

Технология процесса:

Продукты: вода – 500 мл, дрожжи – 30 г, сахар –  1/2 стакана, соль – на кончике ножа, растительное масло – 1/2 стакана, мука – 6-8 стаканов, изюм.

  1. Приготовить тесто. Вымесить. Накрыть салфеткой и поставить в теплое место. Дать подняться 2 раза.
  2. Готовое тесто раскатать в жгут и разделить на 40 равных частей.
  3. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15 см. завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму птичьей головки. Другой немного расплющить и сделать несколько надрезов  в виде перьев – хвостика.
  4. Сделать глазки из кусочков изюма.
  5. Выложить жаворонков на смазанный маслом противень, смазать маслом.
  6. Выпекать 15-20 минут при температуре 180 градусов.

Тесто лучше подготовить заранее.

Дети выкладывают готовых жаворонков на противень.

Учитель:  Пока наши жаворонки пекутся, позабавимся. Поразгадываем загадки про других птиц (при отгадывании вывешивается изображение птицы):

  1. Молодой конек – за море ходок. Спинка – соболинка, хвостик – вилка, брюшко беленькое. (Ласточка)
  2. Крякала, купалась, да суха осталась. (Утка)
  3. Днем спит, ночью летает, всех пугает. (Филин, сова)
  4. Эту птицу всякий знает , на шесте ее дворец, червяков птенцам таскает называется … (скворец)
  5. Птица – героиня многих сказок и басен. (Ворона)
  6. Кто в беретке ярко-красной,
    В черной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
  7. В ее имени А целых 40! (Сорока)
  8. Птенцов какой  птицы растят чужие родители? (Кукушка)

Учитель: Я думаю, что скоро наши жаворонки будут готовы. Древние народные заклички мы уже слышали. Давайте попробуем сочинить свои, современные. Какие слова могут в них быть?

Дети: весна, приходи, скорее, тепло, солнышко, радость, птицы…

Дети сочиняют заклички (звучит музыка П.И.Чайковского «Жаворонок»)

Учитель: Ну, ребятишки, жаворонки готовы! Берите, угощайтесь, весну кличьте!

Дети берут булочки, размахивают ими, выкликают весну.

Учитель: Довольны ли вы своим умением? А новым знанием?

 Домашнее задание: выучить 3 заклички и придумать 1 свою.