Цель: раскрыть смысловую и духовную идею традиционного календарного обряда, символизирующего единение человека и природы.
Оборудование: тексты народных закличек, изображения птиц, фонограммы русской народной песни «Я на горку шла», П. И. Чайковского «Жаворонок», одноразовая посуда (тарелки, ножи, разделочные доски – из цветного картона), противень, тесто, изюм, карточки с рецептом, чистый листы бумаги, ручки.
ХОД УРОКА
Парты в классе расставлены полукругом. Детям
предстоит сотрудничать в парах.
Звучит мелодия русской песни.
Учитель: Какая хорошая мелодия! Расскажите, что вы почувствовали, что представили, когда ее услышали?
Дети делятся впечатлениями.
Учитель предлагает выбрать лист картона того
цвета, который соответствует настроению (в
стопке по 2 листа одного цвета). Дети с листами
одного цвета рассаживаются парами.
Учитель: Вот и кончилась зима, с лютыми морозами, с бурями – метелями, с холодом, а для животных и с голодом. Сердце радуется приходу весны. Мы с вами современные люди и знаем, что несмотря на возвращение морозов, снега. весна обязательно наступит. Какая бы не стояла жара , ее обязательно сменит холод. Осенью деревья обязательно сбросят листву. И даже самая страшная гроза с громом и молнией рано или поздно закончится, и выглянет солнце. А наши далекие предки верили, что природа поможет им, только если ее очень попросить, кликнуть о помощи. Кто из вас помнит, как называются такие стихи – просьбы? (Заклички)
Дети выбирают разноцветные листы с текстами закличек, читают, определяют, о чем просят люди природу.
Учитель: Особенно люди ждали прихода
весны и верили. что весну приносят птицы. В народе
долго жило это поверье, считалось, что 22
марта, когда день и ночь становятся равными,
из теплых стран к нам прилетают разные птицы.
Сорок разных птиц и первая из них – жаворонок!
А знаете почему именно жаворонок? (Если
кто-нибудь из детей знает – расскажет) Хотите
узнать?
В древние времена, почти 2000 лет назад, в далекой
стране царствовали два правителя. Один из них
разрешил людям верить в то, что им по душе. А
другой, злой человек, решил всех, кто выбрал веру
в добро и справедливость, уничтожить.
У этих правителей было сильное войско. И 40 самых
лучших воинов выбрали веру в добро. Злой
правитель приказал воинам отказаться от своей
веры. Воины не отказались. Тогда их схватили,
отобрали оружие и стали пытать, требуя
отказаться от убеждений. Но воинов не удалось
сломить. Тогда их погнали на покрытое льдом
озеро. И свершилось чудо – лед растаял, и вода в
озере стала теплой. Разъяренные злодеи вывели
воинов на берег и жестоко убили их.
Народ верил, что 40 погибших воинов воплотились в
жаворонков. И жаворонок стал одной из почитаемых
на Руси птиц.
Его прилет встречали радостно, как вестника весны. На этот праздник крестьяне обычно пекли особенные булочки – хлебные жаворонки. С раннего утра к дымку, валившемуся из труб, к запаху талого снега примешивался аромат свежего хлеба. И была общая радость. Жаворонки выходили румяные, горячие, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их ели да песни пели, всех с весной поздравляли! Всему радовались!
Дети читают заклички о жаворонках, весне:
Прилетите, жаворонушки, к нам,
Принесите из заморья вы нам:
Весну ясную,
Весну красную –
С сохой, бороной
И лошадкой вороной!Зима нам надоела.
Весь хлебушек поела.
Ручки – ножки познобила,
Скотинушку поморила!Жаворонки, жавороночки,
Принесите к нам,
Принесите нам
Лето теплое.Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила.
Руки – ноги отморозила.
Учитель: Хотите и вы научиться делать хлебных жаворонков?
Технология процесса:
Продукты: вода – 500 мл, дрожжи – 30 г, сахар – 1/2 стакана, соль – на кончике ножа, растительное масло – 1/2 стакана, мука – 6-8 стаканов, изюм.
- Приготовить тесто. Вымесить. Накрыть салфеткой и поставить в теплое место. Дать подняться 2 раза.
- Готовое тесто раскатать в жгут и разделить на 40 равных частей.
- Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15 см. завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму птичьей головки. Другой немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде перьев – хвостика.
- Сделать глазки из кусочков изюма.
- Выложить жаворонков на смазанный маслом противень, смазать маслом.
- Выпекать 15-20 минут при температуре 180 градусов.
Тесто лучше подготовить заранее.
Дети выкладывают готовых жаворонков на противень.
Учитель: Пока наши жаворонки пекутся, позабавимся. Поразгадываем загадки про других птиц (при отгадывании вывешивается изображение птицы):
- Молодой конек – за море ходок. Спинка – соболинка, хвостик – вилка, брюшко беленькое. (Ласточка)
- Крякала, купалась, да суха осталась. (Утка)
- Днем спит, ночью летает, всех пугает. (Филин, сова)
- Эту птицу всякий знает , на шесте ее дворец, червяков птенцам таскает называется … (скворец)
- Птица – героиня многих сказок и басен. (Ворона)
- Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) - В ее имени А целых 40! (Сорока)
- Птенцов какой птицы растят чужие родители? (Кукушка)
Учитель: Я думаю, что скоро наши жаворонки будут готовы. Древние народные заклички мы уже слышали. Давайте попробуем сочинить свои, современные. Какие слова могут в них быть?
Дети: весна, приходи, скорее, тепло, солнышко, радость, птицы…
Дети сочиняют заклички (звучит музыка П.И.Чайковского «Жаворонок»)
Учитель: Ну, ребятишки, жаворонки готовы! Берите, угощайтесь, весну кличьте!
Дети берут булочки, размахивают ими, выкликают весну.
Учитель: Довольны ли вы своим умением? А новым знанием?
Домашнее задание: выучить 3 заклички и придумать 1 свою.