Односоставные предложения

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить знания обо всех видах односоставных предложений, способах выражения главных членов этих предложений и научиться использовать их в речи.

Задачи:

  • Общие: сформировать умение находить определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные предложения в составе сложного; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными; графически изображать схемы предложений.
  • Межпредметные: продолжить работу по развитию речи учащихся; творчески использовать знания об односоставных предложениях при составлении текстов разных стилей.
  • Личностные: воспитывать вкус к художественному слову, через примеры воспитывать чувство любви к природе,  человеку, искусству.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

   а)   У доски – теория: способы выражения сказуемого в односоставном предложении (с примерами) – изобразить схематически;
б) упражнение №135 (учебник под ред. Разумовской М.М.) – определить вид односоставных предложений – устно, 1 ученик;
в) проверка индивидуального задания: найти в стихах, дневниковых записях, писателей, поэтов (А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, Ю. Олеша и др.) назывные предложения, определить их роль в тексте. По выполнении делается вывод: выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

II. На экран проецируются тексты, ученик устно определяет структуры предложений, выясняет функции односоставных предложений в тексте.

1. Вечереет. Пишу в Переделкине за садовым столом. Белые рамы дома как бы отдаляются в сумерках… Уже совсем темно. Не видно ни места, ни пера, ни руки…  (А. Вознесенский)
2. …Море. Гляжу во все глаза. Черная приземистая скала с высоким торчком железной палки. Море – голубое и соленое. Пишу обломком скалы на скале: «Прощай, свободная стихия». (М. Цветаева)
3. Как хорошо теперь после дождя! Умыто все, очищено от пыли. Так дышится легко, как будто я виновною была – и вдруг меня простили. (А. Суслова)

III. Записать предложения, определить вид каждого предложения, подчеркнуть главные члены и расставить запятые (один ученик у доски).

В воздухе чувствуется приближение весны, и в школах готовятся к экзаменам.

[                 _______ ], и [  ]
двусост.                      н.-л.

1) Близился вечер и было видно лишь небо да море. 2) Времени в запасе не осталось и нужно было спешить с выполнением плана. 3) Десант высадили на берег и было необходимо удержать его до подхода наших частей. 4) Смеркалось и мы торопились домой. 5) Никто не хотел возвращаться в город но в автобусе ждали и нужно было торопиться. 6) Читаешь книгу о далеких странах и хочется увидеть весь мир. 7) Много раз мне рассказывали о героических подвигах деда и все равно было интересно.

IV. Запись предложений под диктовку (один ученик у доски, остальные самостоятельно).

Простое предложение заменить сложным с союзом и так, чтобы одно из них было безличным. Подчеркнуть главные члены в обоих вариантах:

Я заплакала и почувствовала облегчение. – Я заплакала, и мне стало легче.

1) Он страдал от жары и почувствовал облегчение только в прохладном помещении.
2) Я хотел выполнить эту работу сам и сказал об этом отцу.
3) Ребенок был возбужден и не хотел спать.
4) Пройти здесь он не мог и повернул назад.

V. Запись предложений под диктовку (самостоятельно).

Продолжить предложения так, чтобы союз и соединял: а) два предложения (Стало холодно, и ребята разошлись.); б) однородные члены (Стало холодно и тоскливо.). Определить вид каждого предложения.

1) Всем было хорошо и… . 2) Больной простудился и… . 3) Испытание машины было закончено и… . 4) Раненому наложили повязку и… . 5) Осенним утром меня одели по-праздничному и…

VI. Задание по рядам

К назывным предложениям добавить двусоставные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и образовать сложное предложение: Каникулы, и ребята уезжают в лагерь. – Каникулы, и уезжаем в лагерь. – Каникулы, и нас отправляют в лагерь. – Каникулы, и нам хочется в лагерь.

1) Весенний день. 2) Удар грома. 3) Проливной дождь. 4) Звуки музыки. 5) Праздничный день. 6) Трудная задача.

VII. Тест

I  в а р и а н т

1. Найдите определенно-личное предложение.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)
В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)
Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)
Д. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)
Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица)
В. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)
Г. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)
Д. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)

3. Найдите безличное предложение.

А. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)
Б. Не спится, няня. (А. Пушкин)
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)
Д. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

II  в а р и а н т

1. Найдите определенно-личное предложение.

А. Весна берет свои права. (А. Фет)
Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)
В. Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)
Г. Тепло на солнышке.
Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)
Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу.  (Ю. Олеша)
В. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)
Г. Не слышно шума городского.
Д. Бумагу для обертывания книг берут прочную.

3. Найдите безличное предложение.

А. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин)
Б. В дверь негромко постучали.
В. Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)
Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)
Д. Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)

VIII. Объяснение домашнего задания

Чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…». Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием.

IX. Домашнее задание

Продолжить сочинение по его началу (начало – назывные предложения, а далее – односоставные и двусоставные). Объем сочинения-этюда – 10-12 предложений.

1 ряд – тема «Лето»
2 ряд – тема «Осень»
3 ряд – тема «Весна»