Урок развивающего контроля с деятельностным подходом

Разделы: Русский язык


Урок развивающего контроля – важное звено в дидактической системе деятельностного метода, обеспечивающего основное требование Стандарта второго поколения, – формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, Уроки развивающего контроля способствуют формированию универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и регулятивных, последним придается приоритетное значение, поскольку в подростковом возрасте в связи со становлением субъекной учебной деятельности они «приобретают качество саморегуляции» – осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, способности преодолевать трудности и препятствия.  Психологическое содержание и условия развития регулятивных УУД достаточно подробно освещаются в пособии  для  учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» под редакцией А.Г.Асмолова. Автор данной  статьи ссылается на основные функциональные компоненты, которые в названном пособии указываются как влияющие на успешность учебной деятельности учащихся:  целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка и личностный компонент – волевые усилия. Содержание статьи представляет к ознакомлению узловые фрагменты из  опыта проведения урока развивающего контроля.

В обобщенном виде планируемый результат на уроке названного типа будет сформулирован так: (УУД) личностные – развитие готовности и способности учащихся к позитивной самооценке  и самоуважению; развитие критичности к результатам своей деятельности; развитие готовности к преодолению трудностей;  регулятивные – развитие способности учащихся осуществлять контроль способа действия и его результата по предлагаемому эталону; развитие способности осуществлять коррекцию (внесение дополнений и изменений в способ действия при расхождении эталона с реальным действием и полученным результатом); развитие способности осуществлять целеполагание и планирование при решении учебной задачи;  метапредметные: познавательные  – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;  знаково-символические действия (перевод текстовой информации в знаково-символическую); в том числе логические действия – построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные – сотрудничество со сверстниками и учителем (обращение за помощью и оказание консультативной помощи); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные умения планируются исходя из проверяемой темы, раздела; в рассматриваемом уроке по разделу «Имя существительное в 5 классе» –  выявить уровень овладения орфографическими, грамматическими и речевыми нормами употребления имен существительных и обеспечить их совершенствование.
Учитывая возраст учащихся (11-12 лет), когда у подростков проявляется желание узнать результат деятельности сразу по завершении работы и угасание интереса со временем вследствие переключения внимания, целесообразно предъявлять контролируемый вариант на часть урока ( до 10 минут).  В данном случае выполняются задания части А.

1. Этап предъявления контролируемого варианта

Контрольная работа по разделу «Имя существительное».  ( Составлена на основе предлагаемых заданий в пособии Н.В.Егоровой «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.5 класс», в пособии О.Н.Зайцевой «Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс»).

Вариант 1

А1. Укажите неверное суждение.

  1. В предложении существительное чаще всего выполняет  роль подлежащего или второстепенного члена предложения.
  2. Существительные изменяются по родам, числам и падежам.
  3. Существительные бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
  4. Распределение существительных по склонениям зависит от рода и окончания в именительном падеже.

А2. Какое словосочетание содержит   существительное женского рода?

1)  жить в роскоши                2) купить тюль  
3) посадили картофель          4) с яблочным повидлом

А3. В каком словосочетании есть существительные 3-го склонения?

1)  пять кастрюль                      2) сборщик дани
3) на парусном корабле            4) на теннисной площадке

А4. Какое существительное лишнее в этой группе?

1) картины     2) шторы     3) каникулы     4) цветы

А5. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?

1) шел по тропинке                  2) пас овец
3) писал в тетради                   4) не было времени

А6. Найдите ошибку в рассуждении

  1. за черной туч…й – в окончаниях существительных после шипящих  и Ц без ударения  пишется буква Е
  2. овощ…  –  на конце слова  пишется Ь, потому что овощ – существительное 3 склонения
  3. ошибка в диктант… – в окончании существительного 2 склонения в предложном падеже пишется буква Е
  4. тетрадь по биологи… – в окончании существительного пишется И, так как биология существительное на –ия

А7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм яблок                2)  опытные доктора
3) группа молдаван                 4) пара носок

А8.  В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1)  пч…лы,   коснулся плеч…м, добрым сердц…м
2) врач…м, прочный  ш…в,   за рощ…й
3) свеч…й,  калач…м,  ш…рох
4) плащ…м, щ…тка,  задач…й

А9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) город в Австри…, гадает на ромашк…, трава в ине...
2) на узком мостик…, ходить по алле…, средство от мол…
3) быть в волнени…, жить в Рязан…, учиться в консерватори…
4) играть на роял…, находиться в здани…,  в мрачном ущель…

А10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) шалаш…, полноч…,  дрож…
2) калач…, борщ…, роскош…
3) из-за туч…, мощ…, товарищ…
4) бреш…, рож…, брош…

В1. Из данного предложения выпишите одушевленное (одушевленные)  существительное (существительные), поставив его (их) в начальную форму.

Таганрог – родина А.П.Чехова, там прошли детство и юность писателя

В2. Выпишите из предложений все существительные с орфограммой «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных».

Писатель М.М.Пришвин побывал на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

С1. Напишите 4-5 предложений о спектакле (фильме), который вам понравился.

2. Этап взаимопроверки по понятийно обоснованному эталону. Работа в парах.

Задание А1 проверяет знание морфологических признаков имени существительного и его синтаксической роли.
Ответ: 2
Задание А2 проверяет знание нормы распределения существительных по родам.
Ответ:  1.
Задание А3 проверяет овладение способом действия по определению  склонения существительных.
Ответ: 2.
Задание А4 проверяет овладение способом действия по определению числа существительных.
Ответ: 3.
Задание А5 проверяет овладение способом действия по определению падежа существительных.
Ответ: 2.
Задание А6 проверяет овладение способом действия по определению морфологических признаков существительного.
Ответ: 1.
Задание А7 проверяет владение грамматической  нормой образования формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Ответ: 4.
Задание А8 проверяет овладение способом действия при выборе гласных Ё(Е) –О после шипящих.
Ответ: 3.
Задание А9 проверяет овладение способом действия при выборе букв Е-И в окончаниях существительных.
Ответ: 3.

Задание А10  проверяет овладение способом действия при выборе Ь после шипящих на конце существительных.
Ответ: 4.

3. Этап  сверки с эталоном выполнения заданий, вызвавших затруднения. Работа с алгоритмами выполнения заданий. (Смотреть приложения).

Установление причины затруднений. Фиксация затруднений при овладении способом действия. Заполнение карты успешности.

Карта успешности выполнения тестовых заданий.

Элементы контроля

Знаю-умею

Затрудняюсь в теоретических знаниях

Затрудняюсь в способе действия

Затрудняюсь в интерпретации информации в вопросе задания

Морфологические признаки существительного        
Синтаксическая роль        
Отнесенность к роду        
Определение склонения        
Определение падежа        
Грамматические нормы в употреблении падежных форм        
Офрографические нормы Ё(Е)-О после шипящих        
Е-И в окончаниях существительных        
Ь на конце существительных после шипящих        

Критерии оценивания контрольной работы. Самооценка или взаимооценка. (Смотреть приложения)

Заполнение листа учебных достижений по теме ______________________________________.

Цели работы на уроке:

1 этап.

(Последующее заполнение листа после соответствующих этапов урока).

Этап урока

Выполнение варианта контрольной работы

Коррекция в овладении способом действия. Самостоятельная работа

Повторный контроль. Выполнение контрольной работы

Итоги

Мах балл

10

5

10

25 + поощрительные баллы за умелое консультирование, оказание помощи, владение коммуникативными умениями, доброжелательность, прилежание (до 3 баллов)
Полученный балл        

4. Этап коррекции по овладению способом действия. Работа в парах. Составление алгоритма при выполнении заданий, вызвавших затруднения

Задание: опишите последовательность ваших действий при решении задания теста; составьте алгоритм, запишите его, запомните и применяйте при выполнении подобных заданий.
Выполнение тестовых заданий с целью коррекции.

Пример карточки для  коррекции способа действия при овладении орфографической нормой написания Е-И в окончаниях существительных.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) тетрадь по географии…, роса на листочк…, в мрачном  ущель…
2) цветы  на сирен…, в удобной кроватк…, гостил у бабушк…
3) был на лекци…, увидел в галере.., беспокоился о Юри..
4) пчелы в уль…, подошли к избушк…, в медвежьей берлог…

5. Этап контроля  откорректированного способа действия. Самостоятельная работа

(Учащиеся, выполнившие контрольную работу без ошибок, работают над тестовыми заданиями с краткой записью ответа (часть В), проводят самопроверку. Технология последующей работы та же. При безошибочной работе выполняют тестовое задание с развернутым ответом на вопрос (часть С).
Для самостоятельной работы используются варианты тестовых заданий с предыдущих уроков.

Пример карточки для самостоятельной работы.

Задание 1. Какое существительное лишнее в этой группе?

1)  лист        2)  цветок    3) листва        4) листок

Задание 2. Какое существительное лишнее в этой группе?

1) конфеты   2) пряники    3) бананы     4) сласти

Задание 3. Какое существительное лишнее в этой группе?

1)   сметана      2) солома       3) сено       4) бусы

Задание 4. Какое существительное лишнее в этой группе?

1) макароны    2) вермишель  3) лапша   4) молоко

Задание 5. Какое существительное лишнее в этой группе?

1) дрожжи     2)сухофрукты  3) тефтели   4) фрукты

6. Этап повторного контроля

Выполняется другой вариант контрольной работы.

7. Этап самоконтроля по предъявляемому эталону

8. Этап рефлексии

Осознанная и обоснованная самооценка учебной деятельности, личностного действия. Насколько достигнуты поставленные цели?
Анализ итогов листа учебных достижений по теме ___________________________________

Цели работы на уроке:

Этап урока

Выполнение варианта контрольной работы

Коррекция в овладении способом действия. Самостоятельная работа

Повторный контроль. Выполнение контрольной работы

Итоги

Мах балл

10

5

10

25 + поощрительные баллы за умелое консультирование, оказание помощи, владение коммуникативными умениями, доброжелательность, прилежание (до 3 баллов)
Полученные баллы        

Над какой темой работали на уроке?
Какие цели ставили?

Оцени успешность в достижении цели

Считаешь ли ты свою работу  на уроке успешной? Выбери соответствующее продолжение предложения (один или несколько критериев оценки):

Сегодня на уроке моя работа была успешной, так как я

– безошибочно выполнил контрольную работу,
– помог разобраться в ошибках однокласснику,
– научил одноклассника применять алгоритм при решении тестовых заданий, 
– научился применять алгоритм и решаю тестовые задания.
– умею давать обоснованный ответ на вопросы тестовых заданий.

Сегодня на уроке моя работа была не совсем успешной, так как я

– многие вопросы заданий не понимаю,
– не знаю правила и не владею способом действия.
– не мог сосредоточиться, меня все раздражало.
– мне нездоровилось.

Оцени удовлетворенность учебной деятельностью

Своей работой на уроке я доволен, так как _________________________________________
не совсем доволен, так как _________________________________
не доволен, потому что ____________________________________

(самостоятельно сформулируй продолжение предложения, выбрав соответствующую позицию).

Оцени волевые качества в достижении цели

Сегодня на уроке в достижении цели мне удалось проявить

настойчивость
волю
трудолюбие
прилежание 

(подчеркни те критерии, которые соответствуют твоей самооценке).

Сегодня на уроке я работал

с желанием
творчески
равнодушно
безразлично

(подчеркни те критерии, которые соответствуют твоей самооценке).

9. Этап предъявления домашнего задания

1 –  для тех, кто допустил при повторном контроле 3 ошибки: карточки для индивидуальной работы над ошибками + вариант контрольной работы часть А;
2 – для тех, кто допустил 1-2 ошибки: карточки для индивидуальной работы + задания части В, С;
3  – для тех,  кто выполнил работу без ошибок:

а) какие факты и события, какие особенности культуры и истории народа отразились в происхождении названий улиц Москвы: Арбат, Полянка, Солянка, Кузнецкий мост, Охотный ряд?

б) запишите ответ одним словом:

– лицо, управляющее оркестром, хором;
– кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром:
– тонкая верёвка:
– дорога с твёрдым покрытием;
– цвет сажи, угля;
– танец с частым, дробным постукиванием;
– стержень для чистки стрелкового оружия;
– мелкий маринованный огурец;
– пёстрая клетчатая ткань;
– место соединения частей чего-нибудь;
– цвет песка, золота.

В чем особенность написания этих слов? Составьте свой словарно-смысловой диктант или кроссворд из слов на это правило. (Задания  повышенной сложности составлены на основе пособия  Павловой Т.И., Белоусовой Т.В. «Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор» ).

Информационные источники

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др;  под ред. А.Г.Асмолова. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.– 159с.
2. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В.Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 96с.
3. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс / О.Н.Зайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 126с.
4. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие / Авторы-составители Т.И.Павлова, Т.В.Белоусова. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 64с.

Приложения