Основная задача уроков литературного чтения в начальных классах — формирование вдумчивого читателя, способного работать с книгой и получать удовольствие от чтения. Важную роль играет понимание обучающимися содержания прочитанных произведений, их смысла, запоминание сюжетных линий и героев произведений. Для эффективной работы и повышения интереса к уроку литературного чтения мы используем викторины, кроссворды, ребусы, загадки, пословицы и поговорки.
Викторина может быть проведена как урок внеклассного чтения или использована в качестве проверки домашнего самостоятельного чтения учащихся. В викторинах есть вопросы на понимание содержания, на понимание смысла прочитанного. На уроке викторину можно проводить и в устной, и в письменной форме.
Викторина по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака
1. Почему мать по-разному относилась к своим дочерям?
- Не любила неродную дочь +
- Видела, что у девочек разные характеры
- Жалела одну дочь из-за болезни той
- Воспитывала падчерицу лучше как более талантливую
2. Почему падчерицу послали именно за подснежниками?
- Любили весенние цветы
- Хотели получить королевскую награду +
- Хотели развлечь падчерицу, чтоб не скучала
- Падчерица мешала мачехе работать по дому
3. Почему падчерица послушалась и пошла в лес за тем, чего там точно нет?
- Верила, что найдет подснежники
- Хотела прогуляться
- Не могла ослушаться мачехи +
- Сама любила цветы
4. Кого встретила падчерица в лесу?
- Братьев-разбойников
- 12 месяцев +
- Деда Мороза
- Своих односельчан
5. Почему месяцы решили помочь девочки, нарушая все законы природы?
- Пожалели сироту +
- Сами хотели посмотреть, что будет
- Хотели отомстить мачехе за девочку
- Поспорили друг с другом
6. Почему Королева потребовала подснежники зимой?
- Изучала ботанику
- Была невоспитанная и капризная +
- Хотела кого-нибудь наградить
- Хотел найти среди своих подданных сверхчеловека
7. Зачем Апрель дал девочке свое кольцо?
- Боялся, что опасности и трудности в жизни девочки еще не закончились +
- Хотел украсить девочку
- Кольцо ему все равно было не нужно
- Отдал, чтобы другие братья не украли
8. Зачем мачеха с дочерью украли колечко?
- Понравилось +
- Хотели воспитать падчерицу серьезной
- Знали, что колечко – волшебное
- Хотели вернуть его хозяину
9. Можно ли считать Королеву – самым отрицательным персонажем сказки?
- Да, из-за ее каприза все и случилось
- Нет, она совершала и хорошие поступки +
- Нет, она Королева – ей все можно
- Да, она самая противная в сказке
10. Для кого сказка закончилась благополучно?
- Только для падчерицы
- Для всех положительных героев +
- Для всех героев сказки
- Только для Королевы
Викторина по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
1. Назовите материал из которого изготовлена кастрюля, в которой варилась овсяная Кашка.
а) железо
б) чугун
в) глина +
г) алюминий
2. Где кипело Молочко?
а) в кастрюле
б) в горшочке +
в) в чайнике
г) в кувшине
3. Замените словосочетание «постепенно горячиться» из сказки близким по смыслу
а) убежать
б) свариться
в) громко разговаривать+
г) закипать
4. Продолжи предложение Пена поднималась у
а) молочка +
б) кашки
в) кота
г) таракана
5. Какой характер у Молочка?
а) веселый
б) терпеливый
в) вспыльчивый +
г) сердитый
6. С кем сравнивается ворчащая Кашка?
а) со старушкой+
б) с ребенком
в) с собачкой
г) с кошкой
7. Объясните смысл слов «как ни в чем не бывало»
а) ничего не вытекло
б) никто не ушел
в) ничего не произошло +
г) никто не пришел
8. Как называл Скворец котишку Мурку?
а) вор
б) разбойник
в) плут +
г) лжец
9. Назови главную мысль сказки.
а) быть смелым
б) быть ловким
в) никогда не хвастаться +
г) никогда не обманывать
10. Какая пословица отражает смысл сказки?
а) Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят. +
б)Лучше молчать, нежели врать.
в) С разговоров сыт не будешь.
Кроссворд по сказкам.
1. Былинные защитники земли русской. 2. Кот из сказки Успенского «Трое из Простоквашино» 3. Какой предмет с Родины помогает обрести богатырям силу на чужой стороне. 4. Деревянный мальчик, нашедший золотой ключик. 5. Что герои сказки вытащили из земли с помощью мыши. 6. Имя старушки, которая делала пакости Чебурашке и его друзьям. 7. Автор сказки «Приключение Буратино» 8. Литературный герой — круглое хлебное изделие, ушедшее от бабушки и дедушки. Ключевое слово: волшебный предмет. |