Цели урока:
- Познакомить с иконами.
- Установить, чем икона отличается от картины.
- Рассказать, о чем молятся православные христиане перед иконой.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
- Развивать умение наблюдать и делать выводы.
- Развить умение выдвигать гипотезы о различиях иконы и картины.
- Учить переносить полученные знания в жизнь.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с доступом к Интернету, толковый словарь В.Даля, мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).
Проверка домашнего задания (Слайд 2):
- Что называем храмом? Повторение устройства православного храма. Для чего люди приходят в храм?
- Что такое благословение? Кто может благословлять?
- Может ли православный христианин молиться без иконы? Как вы понимаете выражение “Казанская Богоматерь”?
- Расскажите известные вам правила поведения в храме.
- Что такое иконостас, какие иконы всегда присутствуют в иконостасе? Где находится в храме иконостас? Что называется Царскими вратами? Что находится за иконостасом? (Слайд 3 )
ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: Православный храм нельзя представить без икон и сегодня на уроке мы поймем, что такое икона, узнаем, чем она отличается от картин и её значение для христианина.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Кто знает, что такое икона? (Ответы детей).
Учитель предлагает обратиться к словарю. (Слайд 4)
Толковый словарь В. Даля: ИКОНА ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль.
- Работа над смыслом пословиц, приведенных В.Далем в словаре.
Какие ещё есть источники информации? ( Ответы детей)
Информация из Википедии:
Икона — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
- (Слайд 5 ) Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В русском языке сохранилось название иконы “образа” . Бог сотворил мир, дав ему образ. В христианской культуре, каждый человек хранит в себе Образ Бога. Интересно, что слово безобразный обозначает “без образный”, другими словами, не имеющий в себе образа Бога или несуществующий. Прежде всего, это относится к душевной красоте.
Иконы создают по определенным правилам, они предназначаются для молитвы. В отличии от картин, об авторах икон обычно судят ко косвенным источникам. Иконы не принято подписывать, но иконописцы всегда почитались церковью и людьми. Один из известнейших и почитаемых русских мастеров иконописи - Андрей Рублев (Слайд 6).
РАССКАЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА ОБ АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.
Если картину называют окном в мир, то про икону можно сказать, что это окно в мир невидимый.
Работа с учебником . Стр.52 – чтение текста.
- Почему христианин каждого человека воспринимает как святыню?
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
Работа в тетради :
Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52
Слово “икона” в переводе с греческого языка означает _________ . Библия говорит, что каждый человек – это _____________________. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как ___________. Поэтому люди _____________ друг другу.
СВЕТ ИКОНЫ.
Давайте сравним икону и картину, и посмотрим, чем они отличаются по манере написания и содержанию.
- На картине все события происходят в одно время, а на иконе могут быть запечатлены события, происходящие и в разное время и в разных местах, так как на иконе прошлое, настоящее и будущие существуют одновременно, они не подчинены закону земного мира. О Боге мы не можем сказать, что он сказать "был" или "есть", или "будет" — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет и не изменяется. (Слайд 7 )
- Самое главное в иконе -это Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны и как бы смотрят на стоящего перед иконой. К “личному” относятся и руки, а так же жесты изображенного на иконе. На иконе не только лики, а все имеет смысл – и сюжет, и краски, и свет, и жесты. Как в книге – словами записан текст. Так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия. (Слайд 8 )
- На картине здания пропорциональны людям и показывает события внутри себя, а на иконе здание только указывает на место, где происходят библейские события. (Слайд 9 )
- На иконе используется обратная перспектива, линии не сходятся вдали, а расходятся, и кажется, что не вы смотрите на икону, а икона, как бы, смотрит на вас. (Слайд 10 )
- На иконе вокруг ликов святых можно заметить свечение, так называемый нимб. (Слайд 11 )
-На иконе свет исходит из глубины ликов и фигур, как символ святости, нет теней. (Слайд 12 )
- Каждый цвет имеет свой символ. (Слайд 13) Посмотрите на значение основных цветов :
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому символизирует свет.
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.
Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Работа с учебником стр.52-53.
- Почему на иконах нет теней?
- Откуда на иконах проступает свет? Какую роль он играет, сто символизирует?
- Что символизирует нимб над головой святого?
- Чем отличается изображение пространства на иконе от картины?
- Каким старым и точным словом можно назвать состояние, которое передают глаза святых?
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
Работа в тетради. Задание 2. (Слайд 14)
Дополни схему “Чем икона отличается от картины”.
ИКОНА И МОЛИТВА.
На картину люди любуются, рассматривают её, а перед иконой молятся.
Обращение православного к иконе способствует очищению души. В ответ на молитвы, иконы могут творить чудеса: лечат, помогают человеку преодолеть трудности. Так как они являются проводником к Богу. (Слайд 15)
Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение служителей церкви и соблюдать ещё некоторые другие правила. Икона создается молитвой и для молитвы.
В христианстве считается, что молиться можно не только за себя, но и за другого человека. Так, например, родители могут молиться за детей, который в силу возраста еще не совсем понимают смысл молитв, главное, чтобы молитва была искренней. Часто христиане обращаются к священнослужителям с просьбой помолиться о них.
Чтобы напомнить человеку о его стремлении стать ближе к Богу, существуют иконы, но они не молятся вместо человека, а лишь служат напоминанием , о том, что человек может стать лучше. Так при виде образа верующий человек как минимум кратко помолится. Человек молится не иконе, а перед иконой. Икона еще напоминает человеку и то, что нужно стремиться жить как святые, жить так, чтоб любовь к людям стояла выше самоугождения и шла из сердца.
Работа с учебником стр.54-55.
Иконы, по содержанию, делят на три вида:
- Иисуса Христа (Слайд 17)
- Богородицы Марии (Слайд 18)
- Православных праздников(Слайд 17)
- Святых(Слайд 20)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовить рассказ про иконы по выбору: - Иисуса Христа , Богородицы Марии ,Православных праздников, Святых.
Рассказать про символику цвета на иконах (по выбору – один из цветов)
V. ИТОГ УРОКА: (Слайд 21)
- Что понравилось?
- Что узнали нового?
- О чём еще хотели бы узнать?
- Что осталось непонятным?
VI. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ.