Коррекционно-развивающие занятия с детьми в детском саду чаще всего проводит педагог-психолог. Программа занятий строится на основании предварительной диагностики детей, в зависимости от ее результатов. Например, если в группе детского сада диагностика выявила много детей с высоким уровнем агрессии и дефицитом внимания, то в комплекс коррекционно-развивающих занятий включаются упражнение на коррекцию агрессии и развитие внимания. Но, в любом случае, в программу коррекционно-развивающих занятий необходимо включать упражнения на развитие коммуникативных качеств, групповой сплоченности и снятие психоэмоционального напряжения.
ПРИМЕР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Основные задачи занятия:
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Предупреждение психоэмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
- Развитие познавательных процессов
- Развитие межполушарного взаимодействия.
Оборудование: Цветок (игрушка), мячик мягкий, игрушка мягкая паучок, простой карандаш, бланк картинки-паутинки “Зайчик”.
Ход занятия
(дети стоят на ковре в круге)
1. Упражнение “Комплимент”.
Цель: формирование коммуникативных навыков, межличностного доверия и группового сотрудничества
(Дети передают цветок по кругу, при передачи цветка называют по имени того, кому передают и говорят ему комплимент. Например: “Коля – ты добрый. Даша – ты очень красивая”.)
2. Упражнение “Дополни слово, отвечающее на вопрос “Кто?”, по образцу”. []
Цель: развитие речи (формирование парадигматических связей слов, развитие семантических полей).
(Уточнить у детей, какие слова отвечают на вопрос “Кто?”. Дети стоят в кругу, ведущий - в середине круга. Ведущий бросает мягкий мячик ребенку и называет слово. Ребенок должен назвать слово, ориентируясь на образец. (Например, образец: “зверь – лиса”. Образец один для всех.). И так - каждому ребенку по очереди.
Набор слов для ведущего: трусливый ..., слабый ..., неуклюжий ..., полосатый ..., быстрый ... и т.п.).
(Дети садятся за столики.)
3. Кинезиологическое упражнение “Здравствуй!” [2]
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации движений.
(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! ).
4. Картинка-паутинка “Зайчик”. (см. бланк на рис.1.)
Цель: развитие концентрации внимания.
(- Ребята у меня есть добрый дружок – паучок Проша. Хотите с ним познакомиться? Проша, как и все паучки умеет плести паутинки. Только паутинки у него непростые, а с секретиком! А секрет такой – в каждой паутинке Проша спрятал что-то или кого-то. Чтобы отгадать секрет, надо раскрашивать в картинке-паутинке только ту частичку, где стоит точка.
На начальном этапе дети раскрашивают картинку-паутинку только простым карандашом, далее – цветными.
Во время раскрашивания паучок подходит к каждому ребенку и обязательно хвалит его).
Рис.1. Бланк картинки-паутинки “Зайчик”.
5. Занимательный аутотренинг “Смешинка”. [1]
Цель: снятие психоэмоционального и физического напряжения.
(“- Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам – и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Просто смешно, и все тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся. Смеемся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горло (гонг). Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята! А кто смеялся громче и больше всех? Спасибо. До свидания.).
Литература.
1. Алямовская В.Г., Петрова С.И. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.
2. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб., 2007.