Педагогический совет на тему «Совершенствованию форм физического развития, привитие навыков здорового образа жизни в ДОУ»

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Вступительное слово.

Тема нашего педсовета “Безопасность и здоровье наших детей”. Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:

  1. Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
  2. Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

2. Нормативно-правовые документы

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон РФ “Об образовании”
  • “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

А также Указами Президента России

  1. “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ”
  2. “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ”.

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.

3. АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, О.М.Дьяченко, В.Г.Алямовская и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для профильных дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.

4. Оздоровительная работа, проводимая с детьми в разных возрастных группах   (Каждая возрастая группа даёт отчёт в устной и письменной форме)

5. “Мозговой штурм”

  1. От чего зависит здоровье детей?
    (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
  2. Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?
    (Ребёнок и другие люди;
    Ребёнок и природа;
    Ребёнок дома;
    Здоровье ребёнка;
    Эмоциональное благополучие ребёнка;
    Ребёнок на улице)
  3. Назовите формы работы, направленные на физическое развитие детей.
  4. Что такое здоровье?
  5. Что такое безопасность?
  6. С какого возраста необходимо проводить работу по безопасности жизнедеятельности детей?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий “здоровье”. Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).

  1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
  4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
  5. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  6. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета “Безопасность и здоровье наших детей”

Т.О. чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

6. Рефлексивно-ролевая игра “Что мешает ребёнку в нашем дошкольном отделении быть здоровыми”

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:

  • “Воспитатели”
  • “Родители”
  • “Администрация”
  • “Специалисты”

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде)

В каждой группе выбирается по 2 педагога, которые примут участие в разработке примерной программы действий на основе вышеизложенных наработок групп.

7. Ознакомление воспитателей и специалистов с инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”

8. Организационно-методические рекомендации для реализации программы “Безопасность”

Мы уже имеем представление о программе Авдеевой, Князевой, Стёркиной “Безопасность”, знаем, какие основные разделы в неё входят.

Воспитателям предлагается примерное перспективное планирование по программе “Безопасность” (для дальнейшей доработки)

9. Представление воспитателями конспектов занятий (конспекты занятий прилагаются)

10. Рейд “Безопасные условия пребывания детей в дошкольном отделении”

Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:

  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели
  • Маркировка постельного белья и полотенец
  • Правильное освещение

Слово предоставляется представителю комиссии по охране труда с результатами рейда “Безопасные условия пребывания детей в детском саду”

Решение:

  1. Разработать перспективный план работы с детьми в рамках занятий по ОБЖ
  2. Сделать подборку конспектов занятий по ОБЖ
  3. В рамках выполнения указаний инструктивно-методического письма обеспечить баланс видов деятельности
  4. Оформить консультации для родителей по формированию здорового образа жизни.
  5. Оформить в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по физ. воспитанию и оздоровлению детей совместно воспитатель – инструктор по ФИЗО – старший воспитатель.