Приемы письменного умножения для случаев вида 4,037 × 4

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: Создание условий для формирования и развития ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по овладению приёмами письменного умножения для случаев вида 4.037х4, когда в записи первого множителя есть нули.

Задачи:

  • Познакомить с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нуль.
  • Развивать быстроту счёта, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить.
  • Воспитывать аккуратность, умение слушать, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для групповой работы (с разноуровневыми заданиями), тетрадь, сигнальные блокноты.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд № 2)

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для нас!
За работу в добрый час.

- Посмотрите сколько у нас сегодня собралось гостей на кануне Нового года.. Давайте их поприветствуем кивком головы. Они пришли посмотреть, на нас чему мы научились, и что мы умеем. Я вам желаю успехов, не переживайте мы будем помогать друг другу. Первыми сядут, дети у кого имя, начинается на гласную букву, а потом все остальные.

- Сегодня ребята мы опять погружаемся в мир нескучной математики. Ведь: (слайд № 3)

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Это математика!

Рефлексия: (слайд № 4)

- В начале урока мне хотелось бы узнать какое у вас настроение. Возьмите сигнальные веера и выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

  • Жёлтый – мне хорошо
  • Синий – мне грустно
  • Красный – мне тревожно

- По ходу урока каждый из вас будет украшать свою Новогоднюю ёлку красивыми разноцветными шарами по мере выполнения заданий. <Приложение 1>

А задания не простые их вам подготовили сказочные герои. (слайд № 5)

2. Проверка д/з. (слайд № 6)

- А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания. Дома вы решали примеры под

№ 357. Кто мне назовёт результат 1 примера? (33.554). Кто мне назовёт результат 2 примера? (9.084). Кто мне назовёт результат 3 примера? (151.686). Кто мне назовёт результат 4 примера? (99).Самопроверка (ставим знак +, если верно решили; ставим знак -, если решили неверно)

(слайд № 7) Самопроверка. Взяли цветные карандаши и оценили свою работу самостоятельно. Встали:

- Кто получил жёлтый ?

- Кто синий ?

- Кто красный ?

Микроитог: Молодцы! Украшаем ёлочку.

3. Математическая разминка. Работа в группах.

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Но перед этим давайте вспомним правила работы в группах. (слайд № 8)

- Задание “Шифровальщик”. Вам необходимо будет каждой группе решить примеры и расшифровать слово. Справившись с этим заданием, вы узнаете, под каким девизом мы сегодня будем работать.

Раздаю задания по группам:

1 группа:

980-80=  
290+70=  
140Х6=  
320:4=  
100:25=  
89х100  

 

Р О Д Ж У Н
360 8.900 900 80 840 4

2 группа:

640-40=  
680+50=  
260х3=  
250:5=  
51:17=  
62х100=  
930:10=  

 

И Н А Т О К В
50 6.200 600 780 93 730 3

3 группа:

260-60=  
550+80=  
210х4=  
240:8=  
84:21=  
45х100=  

 

С О Б Т Ы Р
840 4.500 200 30 630 4

4 группа:

430-30=  
780+60=  
130х5=  
480:6=  
96:32=  

 

М О С Л Е
840 3 400 80 650

5 группа:

370-70=  
840+90=  
320х3=  
360:9=  
60:12=  

 

К О Л В О
40 5 300 960 930

(слайд № 9) Когда работа в группах закончится. Проверим, под каким же девизом мы сегодня будем работать?

Работать: Дружно. Активно. Быстро. Смело. Ловко.

(слайд № 10) Микроитог: Молодцы ребята, быстро сосчитали и разгадали слова. Украшаем ёлочку.

(слайд № 11) Настало время открыть тетрадочки и записать сегодняшнее число, классная работа.

(слайд № 12) Каллиграфическая минутка.

- Какое многозначное число мы сегодня пропишем, вы узнаете, решив задачи, а ответы будете показывать на сигнальных блокнотах. Будьте внимательны.

Устный счёт:

В сумерках над рекой кружило несколько летучих мышей. Когда рыбий косяк подошел близко к поверхности воды, прилетело еще 9 мышей. Теперь уже 15 мышей ожидало, когда рыбы выставят над водой плавник или голову, чтобы схватить их. Сколько летучих мышей прилетело? (9)

У ученого энтомолога в коллекции было несколько Южноамериканских бабочек. Из экспедиции он привез еще 15 изумительных экспонатов, и в его коллекции стало 15 бабочек. Сколько бабочек из Южной Америки было у ученого до экспедиции? (0)

– Кто из вас знает, кто такой энтомолог? (Энтомолог – это специалист по разделу зоологии, изучающий насекомых.)

В террариуме было 14 рогатых игуан, из тропических лесов привезли в 2 раза меньше зеленых игуан. Сколько привезли зеленых игуан? (7)

У орнитолога было 20 фотографий черного журавля и 19 фотографий уток-мандаринок. На сколько больше было фотографий с черным журавлем, чем с утками-мандаринками? (на 1)

-Догадайтесь, чем занимается орнитолог? (Орнитолог-это специалист, который изучает птиц и их распространение.)

- Какое получили число? (9 071)

-. Дайте характеристику числа. Запишите у себя в тетрадях. Назовите соседей данного числа. Замените его на сумму разрядных слагаемых. 9.071=9.000+70+1

- А кто мне скажет единицы какого разряда отсутствуют? (сотни)

- Как отсутствие какого либо разряда мы обозначаем в записи числа? (цифрой 0)

- Молодцы! A кто обратил внимание почему у меня подчёркнуты числа 0 и 1?

4. Целеполагание. (слайд № 13)

- Кто уже догадался, чем же мы сегодня будем заниматься с вами на уроке? Кто мне попробует сформулировать и назвать тему нашего урока? (письменное умножение многозначного числа в записи которого есть число 0 и 1 на однозначное)

- Молодцы! Совершенно верно! Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.

Объяснение нового материала.

- Что бы нам лучше усвоить новый материал, для этого давайте вспомним правила умножения с числами 0 и 1 на странице 107-108 ваших учебников.

- Работать будем в парах. Сначала вместе повторяете, а затем закрываете учебники и рассказываете друг другу в паре.

- Проверка вслух.

- А кто пойдёт и запишет эти правила буквенными выражениями.

а х 0 = 0 к х 1 = к
0 х а = 0 1 х к = к

(слайд № 14) Молодцы!

Поработаем устно и проверим как вы усвоили эти правила. № 359 стр. 74 (по цепочке)

- Молодцы, справились и с этим заданием. Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.

- А сейчас мы с вами попробуем умножить число 9.071, а на какое однозначное число вы будете умножать, узнаете, ответив на вопрос: Сколько метров в 400 см? (4 м)

9.071х4 – как будем выполнять вычисления (устно или письменно?). – Письменно.

- И как всегда работать будем дружно по алгоритму. Давайте вспомним порядок выполнения умножения: (слайд № 15)

  • Пишу строго разряды под разрядами
  • Умножаю единицы
  • Умножаю десятки
  • Умножаю сотни и т. д.
  • Читаю ответ

   9.071
х        4
36.284

6. Физминутка. (слайд № 16)

- Встали тихо из-за парт. Пришло время отдохнуть. (Звучит грамзапись дети выполняют движения под музыку).

- Тихо сели.

Закрепление изученного.

- на стр. 74 выполним № 361 (решаем примеры с подробным объяснением)

Ответы: 4.015; 28.133; 203.204; 630.336; 246.048; 560.256

- Молодцы, правильно решили примеры. Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.

Решение задач.

Следующий № 363 порешаем задачу.

- Составление программы решения и записи задачи кратко под руководством учеников.

- Читаем задачу. (по ходу разбора вставляем числовые данные в таблицу на слайде № 17)

- Что убирал комбайнёр? (пшеницу)

- Известно ли нам, сколько убирал комбайнёр пшеницы за 1 день? (да 805 ц)

- Где убирал пшеницу комбайнёр? (на полях)

- Со скольких полей он убирал пшеницу? (с двух полей)

- Известно ли нам, сколько дней он убирал 1 поле? (да 5 дней)

- Известно ли нам, сколько дней он работал на 2 поле? (да 4 дня)

- Что нам нужно узнать в задаче? Назовите мне главный вопрос? (Сколько центнеров зерна комбайнёр убрал за два дня?)

- Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

- Почему? (не знаем, сколько центнеров пшеницы он убрал с 1 поля)

- А сможем узнать? (да)

- Каким действием? (умножением)

- Знаем ли мы, сколько центнеров комбайнёр собрал со 2 поля? (нет)

- А сможем узнать? (да)

- Каким действием? (умножением)

- Сможем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? (да)

- Как будем узнавать, сколько всего центнеров собрал комбайнёр с двух полей?

- Каким действием? (сложением)

- План решения наметили. <Приложение 2>

- Какая же модель подойдёт к решению нашей задачи? (Выбор модели) (слайд № 18)

- Кто пойдёт и запишет решение и ответ задачи?

1 способ:

1) 805 х 5 = 4.025 (ц) - за 5 дней

2) 805 х 4 = 3.220 (ц) - за 4 дня

3) 4.025 + 3.220 = 7.245 (ц) – всего

Ответ: 7.245 центнеров.

- Можно ли было эту задачу решить другим способом? (да)

- Намечаем план действий.

- Узнать сколько всего дней работал комбайнёр? Как? (сложение)

А затем, зная сколько он собирает за 1 день, мы сможем узнать сколько он соберёт за всё количество дней. Как? (умножением) (слайд № 19) <Приложение 3>

2 способ:

1) 5 + 4 = 9 (дн.) – работал комбайнёр

2) 805 х 9 = 7.245 (ц) – всего

Ответ: 7.245 центнеров.

Микроитог: Молодцы, вы хорошо поработали. Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.

7. Самостоятельная работа (слайд № 20)

- В тетрадях для проверочных работ стр. 44–45 задание № 1 по вариантам. Вам необходимо решить 3 примера на изученную тему: умножение многозначного числа на однозначное в записи которых есть нули.

- Взаимопроверка в парах: (слайд № 21, 22)

  • 1 вариант: (39.654; 2.448; 399.000)
  • 2 вариант: (48.658; 1.648; 68.600)

(слайд № 23) Взаимопроверка. Взяли цветные карандаши поменялись тетрадочками и оценили работу своего товарища самостоятельно.

Встали:

- Кто получил жёлтый О ?

- Кто синий О ?

- Кто красный О ?

Микроитог: Молодцы, ребята! Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком. Сказочные герои благодарят вас за хорошую работу, вы справились со всеми заданиями, которые они для вас приготовили и говорят вам спасибо! (слайд № 24)

Приложение 4.

9. Итог урока (слайд № 25)

- Вот и подошёл к концу наш урок математики, и пришло время подвести его итог:

  • Я сегодня научился .........
  • Мне было интересно.........
  • Мне было трудно..............
  • Мои ощущения................
  • Мне стало понятно............

10. Рефлексия (слайд № 26)

- А сейчас мне бы хотелось узнать каким стало у вас настроение в конце нашего урока. Поднимите сигнальные веера и покажите цвет, который соответствует вашему настроению по окончанию нашего урока.

  • Жёлтый – мне хорошо
  • Синий – мне грустно
  • Красный – мне тревожно

- Я рада, что у всех очень хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее. Я думаю, что и у наших гостей оно тоже осталось хорошим.

Пожелаем друг другу хорошего настроения в Новом году и покажем всем какие красивые у нас получились новогодние ёлки. (слайд № 27)

11. Домашнее задание (слайд № 28)

- Дома вам надо будет решить примеры под № 368 на странице 74 (письменными вычислениями)

Выставление отметок за работу на уроке.

Конец урока.