Цель: Создание условий для формирования и развития ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по овладению приёмами письменного умножения для случаев вида 4.037х4, когда в записи первого множителя есть нули.
Задачи:
- Познакомить с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нуль.
- Развивать быстроту счёта, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить.
- Воспитывать аккуратность, умение слушать, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для групповой работы (с разноуровневыми заданиями), тетрадь, сигнальные блокноты.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд № 2)
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для нас!
За работу в добрый час.
- Посмотрите сколько у нас сегодня собралось гостей на кануне Нового года.. Давайте их поприветствуем кивком головы. Они пришли посмотреть, на нас чему мы научились, и что мы умеем. Я вам желаю успехов, не переживайте мы будем помогать друг другу. Первыми сядут, дети у кого имя, начинается на гласную букву, а потом все остальные.
- Сегодня ребята мы опять погружаемся в мир нескучной математики. Ведь: (слайд № 3)
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Это математика!
Рефлексия: (слайд № 4)
- В начале урока мне хотелось бы узнать какое у вас настроение. Возьмите сигнальные веера и выберите цвет, который соответствует вашему настроению.
- Жёлтый – мне хорошо
- Синий – мне грустно
- Красный – мне тревожно
- По ходу урока каждый из вас будет украшать свою Новогоднюю ёлку красивыми разноцветными шарами по мере выполнения заданий. <Приложение 1>
А задания не простые их вам подготовили сказочные герои. (слайд № 5)
2. Проверка д/з. (слайд № 6)
- А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания. Дома вы решали примеры под
№ 357. Кто мне назовёт результат 1 примера? (33.554). Кто мне назовёт результат 2 примера? (9.084). Кто мне назовёт результат 3 примера? (151.686). Кто мне назовёт результат 4 примера? (99).Самопроверка (ставим знак +, если верно решили; ставим знак -, если решили неверно)
(слайд № 7) Самопроверка. Взяли цветные карандаши и оценили свою работу самостоятельно. Встали:
- Кто получил жёлтый ?
- Кто синий ?
- Кто красный ?
Микроитог: Молодцы! Украшаем ёлочку.
3. Математическая разминка. Работа в группах.
- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Но перед этим давайте вспомним правила работы в группах. (слайд № 8)
- Задание “Шифровальщик”. Вам необходимо будет каждой группе решить примеры и расшифровать слово. Справившись с этим заданием, вы узнаете, под каким девизом мы сегодня будем работать.
Раздаю задания по группам:
1 группа:
980-80= 290+70= 140Х6= 320:4= 100:25= 89х100
Р О Д Ж У Н 360 8.900 900 80 840 4
2 группа:
640-40= 680+50= 260х3= 250:5= 51:17= 62х100= 930:10=
И Н А Т О К В 50 6.200 600 780 93 730 3
3 группа:
260-60= 550+80= 210х4= 240:8= 84:21= 45х100=
С О Б Т Ы Р 840 4.500 200 30 630 4
4 группа:
430-30= 780+60= 130х5= 480:6= 96:32=
М О С Л Е 840 3 400 80 650
5 группа:
370-70= 840+90= 320х3= 360:9= 60:12=
К О Л В О 40 5 300 960 930
(слайд № 9) Когда работа в группах закончится. Проверим, под каким же девизом мы сегодня будем работать?
Работать: Дружно. Активно. Быстро. Смело. Ловко.
(слайд № 10) Микроитог: Молодцы ребята, быстро сосчитали и разгадали слова. Украшаем ёлочку.
(слайд № 11) Настало время открыть тетрадочки и записать сегодняшнее число, классная работа.
(слайд № 12) Каллиграфическая минутка.
- Какое многозначное число мы сегодня пропишем, вы узнаете, решив задачи, а ответы будете показывать на сигнальных блокнотах. Будьте внимательны.
Устный счёт:
В сумерках над рекой кружило несколько летучих мышей. Когда рыбий косяк подошел близко к поверхности воды, прилетело еще 9 мышей. Теперь уже 15 мышей ожидало, когда рыбы выставят над водой плавник или голову, чтобы схватить их. Сколько летучих мышей прилетело? (9)
У ученого энтомолога в коллекции было несколько Южноамериканских бабочек. Из экспедиции он привез еще 15 изумительных экспонатов, и в его коллекции стало 15 бабочек. Сколько бабочек из Южной Америки было у ученого до экспедиции? (0)
– Кто из вас знает, кто такой энтомолог? (Энтомолог – это специалист по разделу зоологии, изучающий насекомых.)
В террариуме было 14 рогатых игуан, из тропических лесов привезли в 2 раза меньше зеленых игуан. Сколько привезли зеленых игуан? (7)
У орнитолога было 20 фотографий черного журавля и 19 фотографий уток-мандаринок. На сколько больше было фотографий с черным журавлем, чем с утками-мандаринками? (на 1)
-Догадайтесь, чем занимается орнитолог? (Орнитолог-это специалист, который изучает птиц и их распространение.)
- Какое получили число? (9 071)
-. Дайте характеристику числа. Запишите у себя в тетрадях. Назовите соседей данного числа. Замените его на сумму разрядных слагаемых. 9.071=9.000+70+1
- А кто мне скажет единицы какого разряда отсутствуют? (сотни)
- Как отсутствие какого либо разряда мы обозначаем в записи числа? (цифрой 0)
- Молодцы! A кто обратил внимание почему у меня подчёркнуты числа 0 и 1?
4. Целеполагание. (слайд № 13)
- Кто уже догадался, чем же мы сегодня будем заниматься с вами на уроке? Кто мне попробует сформулировать и назвать тему нашего урока? (письменное умножение многозначного числа в записи которого есть число 0 и 1 на однозначное)
- Молодцы! Совершенно верно! Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.
Объяснение нового материала.
- Что бы нам лучше усвоить новый материал, для этого давайте вспомним правила умножения с числами 0 и 1 на странице 107-108 ваших учебников.
- Работать будем в парах. Сначала вместе повторяете, а затем закрываете учебники и рассказываете друг другу в паре.
- Проверка вслух.
- А кто пойдёт и запишет эти правила буквенными выражениями.
а х 0 = 0 к х 1 = к 0 х а = 0 1 х к = к
(слайд № 14) Молодцы!
Поработаем устно и проверим как вы усвоили эти правила. № 359 стр. 74 (по цепочке)
- Молодцы, справились и с этим заданием. Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.
- А сейчас мы с вами попробуем умножить число 9.071, а на какое однозначное число вы будете умножать, узнаете, ответив на вопрос: Сколько метров в 400 см? (4 м)
9.071х4 – как будем выполнять вычисления (устно или письменно?). – Письменно.
- И как всегда работать будем дружно по алгоритму. Давайте вспомним порядок выполнения умножения: (слайд № 15)
- Пишу строго разряды под разрядами
- Умножаю единицы
- Умножаю десятки
- Умножаю сотни и т. д.
- Читаю ответ
9.071
х 4
36.284
6. Физминутка. (слайд № 16)
- Встали тихо из-за парт. Пришло время отдохнуть. (Звучит грамзапись дети выполняют движения под музыку).
- Тихо сели.
Закрепление изученного.
- на стр. 74 выполним № 361 (решаем примеры с подробным объяснением)
Ответы: 4.015; 28.133; 203.204; 630.336; 246.048; 560.256
- Молодцы, правильно решили примеры. Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.
Решение задач.
Следующий № 363 порешаем задачу.
- Составление программы решения и записи задачи кратко под руководством учеников.
- Читаем задачу. (по ходу разбора вставляем числовые данные в таблицу на слайде № 17)
- Что убирал комбайнёр? (пшеницу)
- Известно ли нам, сколько убирал комбайнёр пшеницы за 1 день? (да 805 ц)
- Где убирал пшеницу комбайнёр? (на полях)
- Со скольких полей он убирал пшеницу? (с двух полей)
- Известно ли нам, сколько дней он убирал 1 поле? (да 5 дней)
- Известно ли нам, сколько дней он работал на 2 поле? (да 4 дня)
- Что нам нужно узнать в задаче? Назовите мне главный вопрос? (Сколько центнеров зерна комбайнёр убрал за два дня?)
- Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем, сколько центнеров пшеницы он убрал с 1 поля)
- А сможем узнать? (да)
- Каким действием? (умножением)
- Знаем ли мы, сколько центнеров комбайнёр собрал со 2 поля? (нет)
- А сможем узнать? (да)
- Каким действием? (умножением)
- Сможем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? (да)
- Как будем узнавать, сколько всего центнеров собрал комбайнёр с двух полей?
- Каким действием? (сложением)
- План решения наметили. <Приложение 2>
- Какая же модель подойдёт к решению нашей задачи? (Выбор модели) (слайд № 18)
- Кто пойдёт и запишет решение и ответ задачи?
1 способ:
1) 805 х 5 = 4.025 (ц) - за 5 дней
2) 805 х 4 = 3.220 (ц) - за 4 дня
3) 4.025 + 3.220 = 7.245 (ц) – всего
Ответ: 7.245 центнеров.
- Можно ли было эту задачу решить другим способом? (да)
- Намечаем план действий.
- Узнать сколько всего дней работал комбайнёр? Как? (сложение)
А затем, зная сколько он собирает за 1 день, мы сможем узнать сколько он соберёт за всё количество дней. Как? (умножением) (слайд № 19) <Приложение 3>
2 способ:
1) 5 + 4 = 9 (дн.) – работал комбайнёр
2) 805 х 9 = 7.245 (ц) – всего
Ответ: 7.245 центнеров.
Микроитог: Молодцы, вы хорошо поработали. Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком.
7. Самостоятельная работа (слайд № 20)
- В тетрадях для проверочных работ стр. 44–45 задание № 1 по вариантам. Вам необходимо решить 3 примера на изученную тему: умножение многозначного числа на однозначное в записи которых есть нули.
- Взаимопроверка в парах: (слайд № 21, 22)
- 1 вариант: (39.654; 2.448; 399.000)
- 2 вариант: (48.658; 1.648; 68.600)
(слайд № 23) Взаимопроверка. Взяли цветные карандаши поменялись тетрадочками и оценили работу своего товарища самостоятельно.
Встали:
- Кто получил жёлтый О ?
- Кто синий О ?
- Кто красный О ?
Микроитог: Молодцы, ребята! Украсили каждый свою ёлочку ещё одним шариком. Сказочные герои благодарят вас за хорошую работу, вы справились со всеми заданиями, которые они для вас приготовили и говорят вам спасибо! (слайд № 24)
9. Итог урока (слайд № 25)
- Вот и подошёл к концу наш урок математики, и пришло время подвести его итог:
- Я сегодня научился .........
- Мне было интересно.........
- Мне было трудно..............
- Мои ощущения................
- Мне стало понятно............
10. Рефлексия (слайд № 26)
- А сейчас мне бы хотелось узнать каким стало у вас настроение в конце нашего урока. Поднимите сигнальные веера и покажите цвет, который соответствует вашему настроению по окончанию нашего урока.
- Жёлтый – мне хорошо
- Синий – мне грустно
- Красный – мне тревожно
- Я рада, что у всех очень хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее. Я думаю, что и у наших гостей оно тоже осталось хорошим.
Пожелаем друг другу хорошего настроения в Новом году и покажем всем какие красивые у нас получились новогодние ёлки. (слайд № 27)
11. Домашнее задание (слайд № 28)
- Дома вам надо будет решить примеры под № 368 на странице 74 (письменными вычислениями)
Выставление отметок за работу на уроке.
Конец урока.