Дизорфография — это стойкое специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, выражающееся в неумении применять правила орфографии и пунктуации при выражении своего речевого замысла, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций[3]. Сегодня дизорфография является широко распространенным явлением среди учащихся средней общеобразовательной школы, препятствующим полноценному усвоению школьной программы и вызывающим дезадаптацию ребёнка в образовательной среде.
В настоящее время дизорфография является наименее изученной категорией нарушений письма у школьников. Ранее орфографические ошибки считались неспецифическими, а их устранение лежало в сфере компетентности учителей русского языка. Однако в последние десятилетия стало выявляться большое количество детей, имеющих стойкое тотальное количество именно орфографических ошибок, схожей спецификации. Сопоставительные анализ диктантов детей, имеющих в анамнезе дисграфию и детей с нормальным развитием письменной речи показал, что во многих случаях между дисграфическими и орфографическими ошибками прослеживается тесная связь. Основными трудностями таких детей является обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Даже хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Причем количество ошибок растёт пропорционально усложнению вида письменной речи, в коротких словах ошибки встречаются реже, чем в длинных, в списывании недочетов намного меньше, чем в диктантах, а изложения и сочинения для таких детей иногда оказываются вовсе недоступными. Они неправильно формулируют основную мысль, не выделяют главное и второстепенное, неверно передают последовательность событий. Учащиеся часто ограничиваются лишь перечислением персонажей и действий сюжета. Как правило, дети используют малораспространенные и нераспространенные предложения. У них, в отличие от детей с нормальной речью, самопроверка не дает положительных результатов[9].
Чем более комплексным является акт письма, тем больше проявления дизорфографии. Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения нарушениями письма, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии речевого навыка школьников, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская). Без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины, механизмы данной речевой патологии это нарушения не может быть скомпенсировано.
Отсутствие в современной школе специально организованной коррекционно-логопедической помощи для детей среднего и старшего дошкольного возраста вызывает закрепление и усложнение симптоматики нарушений письма и как следствие дизорфографию. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, постановку точек и употребление заглавных букв и др.). При этом указанные орфограммы не усваиваются еще в начальной школе, т. е. именно в тот временной период, который положен по программе. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с нерезко выраженными дислексическими, дисграфическими проявлениями, нечеткостью, смазанностью произношения, недостатками слухо-речевой памяти, различной неврологической симптоматикой. Ученики, страдающие дизорфографией, часто имеют в анамнезе общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, снижение слухо-речевой памяти, нарушение буквенного гнозиса и динамического праксиса рук, нарушения внимания и эмоционально-волевой сферы. У школьников с дизорфографией не сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий. Резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения. Это в конечном итоге препятствует нахождению адекватных способов их решения. Часто дети прибегают к угадыванию[2].
Описанное выше говорит о том, что дизорфография является комплексным мультифакториальным нарушением, а следовательно в ее коррекции необходимо участие специалистов нескольких направлений: педагогов начальной и средней школы, психологов, психоневрологов, но всё же ведущая роль в построении программы коррекции дизорфографии принадлежит логопедам школ, поликлиник и центров ПМСС.
Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии, а в дальнейшем невозможность полноценно усваивать многие предметы школьной программы, включая дисциплины естественно-научного и культурного циклов.
Данная программа коррекции дизорфографии составлена в соответствии с федеральными государственными стандартами обучения русскому языку в средней школе, структурой речевого дефекта школьников с нарушениями письменной речи, обращающихся за помощью в ЦПМСС и отражает современные подходы к коррекции нарушений письма.
Целью данной программы является устранение дизорфографических ошибок у учащихся среднего звена общеобразовательной школы на всех уровнях организации речи-языковой компетенции.
Задачи программы:
- выработка достаточно прочных навыков грамотного письма;
- формирование навыков орфографической зоркости;
- устранение литеральных параграфий и орфографических ошибок;
- формирование у учащихся понятий о буквах и фонемах;
- уточнение лексических значений слов, синонимических, антонимических отношений и других лексико-семантических связей;
- развитие словарного запаса;
- развитие понятия о составе слова и его значимых частях;
- формирование умения правильно употреблять и согласовывать между собой различные части речи;
- развитие умения правильно использовать пунктуационные знаки;
- формирование навыка составления и анализа текста различный слоговой структуры
Программа разработана для учащихся среднего звена общеобразовательной школы, имеющих стойкие нарушения письменной речи, связанные с трудностью усвоения орфографических умений и навыков и применения их на письме при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.
Модификации программы могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях.
Методическую и методологическую основу данной программы составили программы обучения русскому языку в средней школе В.В.Бабайцевой, М.М.Разумовской, С.И.Львова, Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, А. А. Тростенцовой, учения о структуре дефекта при дизорфографии Р. И. Лалаевой, И. В. Прищеповой, Л. Г. Милостивенко, О. Г. Ивановской и др., диагностические карты выявления дизорфографии И. В. Прищеповой, Р. И. Лалаевой, методики коррекции дизорфографии, предложенные О. И. Азовой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Шариповой, О. В. Елецкой и др.
Структура программы представляет собой 5 модулей, которые отражают основные направления развития рече-языковой компетентности учащихся и программные разделы обучения русскому языку школьников среднего звена. Каждый модуль может быть применен в коррекционной работе как самостоятельно, так и во взаимодействие с другими. Каждый модуль рассчитан на 10 занятий, которые включают в себя обязательную консультацию для родителей по содержанию данного направления, начальную и итоговую диагностику письменной речи ребёнка и непосредственно занятия по данному разделу. Окончательное содержание индивидуального коррекционно-развивающего маршрута определяется специалистом совместно с родителем после всесторонней диагностики речевого развития школьника.
Первый этап в любой коррекционной работе – диагностический. На данном этапе проводится анализ письменных работ учащихся, определяется наличие нерезковыраженных нарушений звукопроизношения, состояние фонематического восприятия и фонемного анализа, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, лексико-грамматического строя, связной речи. Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как память, мышление, внимание, состояние общей моторики, наличие особенностей графо-моторных навыков.
Коррекционная работа при дизорфографии, также как и у детей с дисграфией строится по пяти направлениям: фонетико-орфографическому, лексико-семантическому, морфологическому, лексико-грамматическому и синтаксическому. Фонетико-орфографическое направление включает в себя уточнение понятия о звуках и буквах, фонетической и слоговой структуре слова, формирование первичных понятий о правописание безударных гласных, согласных на конце и в середине слова, употреблении мягкого знака и другие темы. Наиболее масштабным является лексический блок, который подразделяется на лексико-семантическое и лексико-грамматическое направление. В рамках лексического-семантического направления проводится работа над подбором синонимов, антонимов, употреблением паронимов и фразеологических оборотов, уточнением лексического значения сложных слов. Морфологическое направление формирует у учеников представления о структуре и значимых частях слов. Закрепляется правописание гласных и согласных в корне, развиваются представления о значении приставок и суффиксов и их правописании. Особое внимание уделяется схеме разбора слов и окончанию как изменяемой части слова. Лексико-грамматическое направление содержит в себе подробный разбор основных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог) в рамках школьной программы конкретного класса. Разбираются основные грамматические категории всех частей речи, уточняются правила их согласования и роль в предложении. Синтаксическое направление включает в себя работу с предложениями и текстами. Рассматриваются синтаксические единицы различной структуры, развиваются понятия о распространении простых и сложных предложений и употреблении знаков пунктуации. Дети упражняются в трансформации предложений, объединении простых предложений в сложное, употреблении сочинительных и подчинительных союзов. У учеников формируется понятие о тексте, его структуре, основных смысловых и структурных единицах. Уточняются дифференциальные признаки различных видов текстов (повествование, описание, рассуждение), приводятся правила составления текстов по планам, схемам и собственному опыту.
Подробное тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий по коррекции дизорфографии представлено в приложениях 1 и 2.
Своевременно оказанная комплексная коррекционно-педагогическая помощь позволяет предотвратить дальнейшее неусвоение детьми с данным нарушением программных тем по русскому языку, снизить количество ошибок, допускаемых при копировании, репродукции и самостоятельном составлении текстов и скомпенсировать школьную неуспешность, а в дальнейшем и социальную дезадаптацию у данного контингента учеников.
Литература
- Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
- Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003. - с. 76-84.
- Елецкая О.В., Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов.\\О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская.-М.:Пресса, 2003. -64 с.
- Комарова В. В., Милостивенко Л. Г., Сумченко Г. М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. -С.106-117.
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. -Спб. : ИД “М и М”, 1997. – 286 с.
- Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. - 296 с.
- Лалаева Р. И., Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников. – СПб., 1999.
- Прищепова И. В. Карта обследования младших школьников с дизорфографией // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения // Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2000.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.