Работа с листами в электронной таблице

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • отработать навыки работы с перекрестными ссылками одной рабочей книги, овладеть умениями работать с различными листами, повторить и систематизировать навыки работы с Мастером диаграмм;
  • развитие операционно-контрольных умений, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, действовать самостоятельно;
  • воспитание добросовестного отношения к труду, инициативности, уверенности в своих силах.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация прежних знаний

На предыдущем уроке была дана таблица:

В таблице было необходимо:

1. Заполнить колонку “Совокупный доход с начала года”, как сумму предыдущего значения и текущего месяца.

2. Вычислить льготу по подоходному налогу. Если доход с начала года не превышает 20 000 руб., то льгота = льгота на работающего + количество иждивенцев х льгота на иждивенцев, иначе льгота = 0 руб.

3. Облагаемый совокупный доход вычислить по формуле: доход за месяц – льгота по налогу.

4. Рассчитать подоходный налог за месяц как 13% от облагаемого совокупного дохода.

На предыдущем уроке вы создали электронную таблицу “Расчет подоходного налога”.

Попросим одного обучающегося на демонстрационном экране показать и ответить на следующие вопросы:

  1. Где в таблице первичная и производная информация?
  2. Как обрамить таблицу?
  3. Как вставить строку/ столбец?
  4. Для чего нужны относительные и абсолютные адреса?
  5. Как вводить формулы в ячейки ЭТ?

III. Изучение нового материала

Учитель объясняет, как реализовать следующие этапы подготовки электронной таблицы “Справка”.

I этап

1. Переименовать Лист 1 в “Расчет” можно командой Формат – Лист – Переименовать или соответствующей командой контекстного меню по ярлыку Листа.

2. Лист 2 – Диаграмма

3. Лист 3 – Выплаты

4. Лист 4 – Справка

II этап

Вставим столбчатую диаграмму на Лист 2 (Диаграмма), показывающую доход за месяц.

III этап.

Вставим в созданную ЭТ столбец “Реальный доход за месяц” и вычислим его как разность между совокупным доходом за месяц и подоходным доходом за месяц. (учащиеся определяют формулу в столбце G: G(n)= В(n) – F(n), где n – номер строки).

IV этап

Чтобы связать информацию на различных листах, используют перекрестные ссылки. Тогда изменения в базовой таблице повлекут за собой автоматическое изменении на других листах. Начнем оформлять лист “Выплаты”. Подготовим шапку таблицы, как показано на рисунке ниже. Для ввода информации поступаем так:

  • выделим ячейку А2;
  • для ввода формулы нажмем на знак =;
  • щелкнем на ярлык листа Расчет;
  • в нем щелкнем на первый месяц в списке (А8);
  • нажмем ввод.

Сразу попадаем на лист “Выплаты”, в строке формул видно, что содержит ячейка А2.

Расчет! – имя листа

А8 – адрес ячейки первого месяца на предыдущем листе.

Теперь информацию ячейки А2 копируем вниз с помощью маркера заполнения.

Заполним столбцы В и С.

V этап

Также подготовим справку о доходах за год.

В строке формул видно, что для переноса месяцев, дохода за месяц и суммы удержаний используются перекрестные ссылки. Сумма к выдаче и итоговая сумма рассчитываются по формулам.

IV. Выполнение практической работы.

4.1. Откройте файл “Практическая работа №12”.

4.2. Переименуйте листы книги:

Лист 1 – Начисление

Лист 2 – Диаграмма

Лист 3 – детские

Лист 4 – К выплате

Постройте на Листе 2 круговую диаграмму, выдели в 2 столбца “Ф.И.О.” и “Сумма к выдаче”

Оформите лист “Детские” в соответствии с рисунком, используя перекрестные ссылки.

Оформите итоговую ведомость.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: составить опорный конспект “Работа с листами ЭТ”.

Литература

1. О.Б. Воронкова. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г., 320 с.