Цели урока:
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация прежних знаний
На предыдущем уроке была дана таблица:
В таблице было необходимо:
1. Заполнить колонку “Совокупный доход с начала года”, как сумму предыдущего значения и текущего месяца.
2. Вычислить льготу по подоходному налогу. Если доход с начала года не превышает 20 000 руб., то льгота = льгота на работающего + количество иждивенцев х льгота на иждивенцев, иначе льгота = 0 руб.
3. Облагаемый совокупный доход вычислить по формуле: доход за месяц – льгота по налогу.
4. Рассчитать подоходный налог за месяц как 13% от облагаемого совокупного дохода.
На предыдущем уроке вы создали электронную таблицу “Расчет подоходного налога”.
Попросим одного обучающегося на демонстрационном экране показать и ответить на следующие вопросы:
- Где в таблице первичная и производная информация?
- Как обрамить таблицу?
- Как вставить строку/ столбец?
- Для чего нужны относительные и абсолютные адреса?
- Как вводить формулы в ячейки ЭТ?
III. Изучение нового материала
Учитель объясняет, как реализовать следующие этапы подготовки электронной таблицы “Справка”.
I этап
1. Переименовать Лист 1 в “Расчет” можно командой Формат – Лист – Переименовать или соответствующей командой контекстного меню по ярлыку Листа.
2. Лист 2 – Диаграмма
3. Лист 3 – Выплаты
4. Лист 4 – Справка
II этап
Вставим столбчатую диаграмму на Лист 2 (Диаграмма), показывающую доход за месяц.
III этап.
Вставим в созданную ЭТ столбец “Реальный доход за месяц” и вычислим его как разность между совокупным доходом за месяц и подоходным доходом за месяц. (учащиеся определяют формулу в столбце G: G(n)= В(n) – F(n), где n – номер строки).
IV этап
Чтобы связать информацию на различных листах, используют перекрестные ссылки. Тогда изменения в базовой таблице повлекут за собой автоматическое изменении на других листах. Начнем оформлять лист “Выплаты”. Подготовим шапку таблицы, как показано на рисунке ниже. Для ввода информации поступаем так:
- выделим ячейку А2;
- для ввода формулы нажмем на знак =;
- щелкнем на ярлык листа Расчет;
- в нем щелкнем на первый месяц в списке (А8);
- нажмем ввод.
Сразу попадаем на лист “Выплаты”, в строке формул видно, что содержит ячейка А2.
Расчет! – имя листа
А8 – адрес ячейки первого месяца на предыдущем листе.
Теперь информацию ячейки А2 копируем вниз с помощью маркера заполнения.
Заполним столбцы В и С.
V этап
Также подготовим справку о доходах за год.
В строке формул видно, что для переноса месяцев, дохода за месяц и суммы удержаний используются перекрестные ссылки. Сумма к выдаче и итоговая сумма рассчитываются по формулам.
IV. Выполнение практической работы.
4.1. Откройте файл “Практическая работа №12”.
4.2. Переименуйте листы книги:
Лист 1 – Начисление
Лист 2 – Диаграмма
Лист 3 – детские
Лист 4 – К выплате
Постройте на Листе 2 круговую диаграмму, выдели в 2 столбца “Ф.И.О.” и “Сумма к выдаче”
Оформите лист “Детские” в соответствии с рисунком, используя перекрестные ссылки.
Оформите итоговую ведомость.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: составить опорный конспект “Работа с листами ЭТ”.
Литература
1. О.Б. Воронкова. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г., 320 с.