Образовательные задачи:
- актуализировать накопленные ЗУН (знания, умения, навыки) в новой ситуации;
- способствовать социализации детей;
- развивать произвольное внимание, ассоциативное мышление, воображение.
Коррекционные задачи:
- развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с действиями других детей в деятельности;
- совершенствовать тонкие тактильные дифференцировки и тактильно-двигательный способ обследования;
- упражнять в узнавании эмоций по схеме лица;
- развивать слуховое восприятие, слухо-двигательную координацию, чувство ритма;
- способствовать социализации незрячих детей.
Воспитательные задачи:
- формировать положительные нравственные установки;
- развивать чувство эмпатии, внимательное отношение друг к другу;
- способствовать сплочению коллектива детей.
Оборудование: костюмы деда и бабы, домик, лавочка, звуковой колобок, кастрюля; тактильные дорожки (ребристая, колючая, гладкая); палочки, листочки и шишки в корзинках; мольберт и нотный лист с тактильными нотами, фланелеграф с рельефными схемами лица (из ковролина); воздушные шары.
Ход досуга
(ведущий ребёнок Данила – незрячий)
Педагог:
- Загрустил в саду Данила
И не стал ни с кем играть,
Рисовать, лепить не хочет.
Может сказку рассказать?
Данила:
- Сказка умница и чудо,
В сказку я б хотел попасть,
Только так, чтоб можно было
С её героями играть.
Педагог:
- Жди, Данила, будет чудо!
Только надо доказать,
Что ты можешь от веселья
Грусть мгновенно отличать.
Педагог:
- Данила, подойди к фланелеграфу. Узнай пальчиками, где весёлое лицо, а где грустное? (Ребёнок тактильно определяет эмоции на рельефных схемах лица). Участвуют и другие дети.
Звучит музыка русской народной песни “Под яблонью зеленою”
в обработке П. Чайковского из Серенады для струнного оркестра до-мажор, часть V. Finale
Педагог:
Все минуточку вниманья –
Сказка начинается!
Что за гости к нам спешат?
Пусть дети догадаются…
Входят дед и баба
Подходят к столу, на котором стоит кастрюля, в ней колобок.
Дед:
Ох, захотелось молока,
У нас есть масло и мука?
Баба: С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача не легка,
Чтоб тесто сделать пышным, белым –
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно и уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье –
Начну-ка тесто я месить.
Баба: Тесто мы месили,
Дед: Масло добавляли,
Баба: Выбились из силы,
Дед: Ох, как мы устали!
Присаживаются на лавочку перед домом и засыпают.
Педагог: Дети, из какой сказки наши дед и баба?
Дети: Из сказки “Колобок”.
Педагог: Потрогайте и скажите, какой получился колобок?
Пндагог (обобщает ответы детей)- Большой, круглый, румяный. Румяный - значит с розовыми по цвету щёчками.
Педагог: Колобок, я знаю, что ты любишь путешествовать. Давай отправимся в дорогу, где нас ждут приключения, и возьмём с собой Данилу и его друзей. Авось он развеселится.
Педагог пускает звуковой колобок впереди себя по дорожке.
Педагог: И колобок покатился по дорожке. А мы пойдём за ним. Данила, какая дорожка?
Данила: Ребристая.
Дети проходят по ребристой тактильной дорожке.
Дети идут под музыку русской народной песни
“Посеяли девки лён” в обработке Н. Чайкина
Педагог:
По густым аллеям парка
Мы пройдём не торопясь,
Пусть танцует в платье ярком
Осень свой последний вальс.
Педагог подводит детей к корзине и предлагает отобрать среди листьев и шишек по два листочка.
Упражнения с листочками
Звучит “Вальс”, муз. А. Гречанинова
Педагог: Данила, помоги колобку прокатиться по следующей дорожке, но сначала потрогай, какая она?
Данила: Колючая (поверхность с мягкими пластмассовыми иголками).
Дети идут по колючей тактильной дорожке под музыкальный проигрыш.
Педагог: Продолжаем мы движенье,
Вот опять сюрприз для нас,
Достаём без промедленья
То, что нужно нам сейчас.
Педагог подводит детей к корзине и предлагает среди коротких и длинных палочек выбрать по две длинные.
Дети:
- Мы на палочках играем
Громко весело для вас.
Дед и бабка, просыпайтесь
И пускайтесь в перепляс.
Упражнения с палочками
Звучит музыка русской народной песни “Калинка”
Дети отстукивают ритм на палочках.
Просыпаются и выходят дед и баба:
- Хорошо в гостях у вас,
Рады мы пуститься в пляс!
Пляска деда и бабы
Звучит музыка русской народной песни “Ах, вы, сени, мои сени”.
Педагог:
- Как весело и задорно вы сплясали.
Дети, возьмём деда и бабу с собой?
Дети: Да!
Педагог: Катись, колобок, дальше по дорожке. Данила, какая дорожка?
Данила: Гладкая.
Дети проходят по гладкой тактильной дорожке.
Педагог:
Интересная загадка
Ждёт Данилу на пути,
На последнюю поляну
В парке нужно нам пройти.
Дидактическое упражнение “Эмоции”
Педагог подводит детей к мольберту.
Педагог: Данила, протяни руку к мольберту, что за сюрприз приготовлен здесь для вас?
Данила: Это же ноты! (Можно подсказать)
Педагог: Прекрасно! Весёлые нотки складываются в хорошую радостную песенку и мы её споём!
Песня кота Леопольда
Дети исполняют песню (или куплет) кота Леопольда из мультфильма “Лето кота Леопольда”, композитор Б. Савельев, слова А. Хайта
Педагог:
Из окна нам видна
Полная чудес страна.
Кто когда-нибудь играл,
Много раз в ней побывал. Б. Заходер
А кто любит играть,
Тому некогда скучать.
Упражнения с шарами
под песню “Разноцветная игра”, музыка Б.Совельева
В конце дети идут к гостям и дарят им шары.
Литература
Все стихи без ссылок авторские – Стульба И. И.
Cсылки (Приложение)