Эпиграф: “Как вы яхту назовете, так она и поплывет...” Андрей Некрасов, “Приключения капитана Врунгеля”.
Цель: углубление знаний учащихся по химии, развитие интереса к предмету.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся, активировать умения применять полученные знания;
- развивать мышление, умения делать логические выводы;
- использовать межпредметные связи (химия, информатика);
- повысить культуру поведения, общения, речи;
- закрепить навыки работы с интерактивной доской и в виртуальной химической лаборатории.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Информационная поддержка: обучающая программа “Виртуальная химическая лаборатория 8 класс”, мультимедийная презентация конкурсной программы.
Подготовка к мероприятию: формирование двух команд по пять человек.
Ход мероприятия
Учитель химии: Кто из нас не мечтает об интересных и далеких путешествиях? Наверное, все! Сейчас я приглашаю вас совершить виртуальное морское путешествие на прекрасной яхте: вы – экипаж, состоящий их двух вахтенных команд А и Б.
Учитель информатики: Получен приказ администрации порта: я назначаюсь штурманом судна и буду прокладывать маршрут нашего следования. Учитель химии (Ф.И.О.) – капитан яхты. Но в приказе зашифровано название корабля, на котором мы отправляемся в плавание по Морям Знаний.
Капитан: Ключевое слово этого кроссворда – название нашей яхты. За каждое правильно отгаданное слово кроссворда команда получает в свою копилку драгоценную жемчужину.
Вопросы кроссворда.
(Ответы: 1. Углерод, 2. Кислород, 3. Алюминий, 4. Азот, 5. Цинк, 6. Йод, 7. Фосфор, 8. Водород, 9. Свинец, 10. Ломоносов.)
Капитан: Отдать швартовые! Мы отправляемся в плавание на яхте “Михайло Ломоносов”.
Штурман: Капитан! Как будем выходить из бухты “Основных понятий”?
Капитан: Чтобы выйти из бухты, нам нужно правильно ответить на вопросы:
Вопросы:
- Что такое химический элемент?
- Что такое изотопы?
- Что такое электронное облако?
- Какие вещества называют сложными?
- Какие вещества называют простыми?
- Плавление железа – это физическое или химическое явление?
- Ржавление железа – это физическое или химическое явление?
- Из каких элементарных частиц состоит ядро атома?
- Что показывает индекс в химической формуле?
- Какое название получила модель строения атома, предложенная Э.Резерфордом?
(За каждый правильный ответ каждая команда получает жемчужину.)
Штурман: Получено сообщение: мы получили разрешение на выход в море.
Капитан: К работа приступает вахта А. найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов. Действовать надо оперативно, на размышления отводится не больше одной минуты.
Хлор | Ртуть | Золото |
Кремний | Азот | Кислород |
Никель | Водород | Железо |
А теперь задание вахте Б:
Барий | Кремний | Кальций |
Калий | Магний | Углерод |
Фосфор | Хлор | Алюминий |
(За правильно выбранный путь команда получает жемчужину.)
Штурман: Капитан! Мы идем по заданному курсу и входим в море Электронных структур.
Капитан: Это море известно своими опасностями. И хотя дует легкий бриз, навигация здесь – трудное дело. Нельзя допустить ни одной ошибки! Важна слаженность работы каждой вахты экипажа. Учитывая трудность задания , каждая вахта может получить до трех жемчужин.
Задание вахте А: Заполните пробелы в предложенной схеме строения атомов.
Задание вахте Б:
Штурман: Внимание всем! Впереди барьерные Рифы Формул! Вокруг рифов, словно полчища злых демонов, с ревом беснуются мрачные волны.
Капитан: Свистать всех наверх! Спустить парус! Экипаж, все на весла! Штурман, доложить обстановку!
Штурман: Яхта находиться в полной готовности к борьбе с бурунами. Движемся вдоль рифа.
Капитан: Необходимо найти более или менее безопасный проход в барьерном рифе. Для этого надо: по названию вещества записать формулы, составляя их в соответствии со степенями окисления химических элементов, а также определить тип химической связи. Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул в команде вахты А? За каждое правильно выполненное задание команда получает максимально две жемчужины.
Задание вахте А:
- Сульфид натрия;
- Оксид кремния.
Капитан: А теперь лоцман вахты Б покажет свои знания и умения.
Задание вахте Б:
- Гидрид кальция;
- Хлорид алюминия.
Штурман: Благодаря усилиям гребцов и умелым действиям обоих лоцманов мы преодолели Рифы Формул и входим в реку Химических уравнений.
Капитан: Итак, перед нами поставлена задача: расставить коэффициенты и указать типы химических реакций. За каждое уравнение команда получает жемчужину.
Вахта А
Задания
CuCl2 + NaOH = Cu(OH)2 + NaCl
P + O2 = P2O5
CuO + C = CO2 + Cu
Fe + Cl2 = FeCl3
AgBr = Ag + Br2
Вахта Б.
Задания
Mg + O2 = MgO
Al + O2 = Al2O3
AgJ = Ag + J2
MnO + H2 = Mn + H2O
H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O
Штурман: Капитан! Течение встречное и нас сносит к потоку Экологически Чистой Воды.
Капитан: Нам нужно пополнить запасы питьевой воды. И всем нам потребуется сообразительность – качество, нужное всегда и везде, в том числе и в море. Задание к работе в виртуальной лаборатории: получить дистиллированную воду, очистив жидкость от неперегоняющихся примесей. Экипаж! Занять места за компьютерами. Внимание, как только вы справитесь с заданием и получите чистую воду, вы поднимаете руку. Команда, выполнившая задание быстрее, получает жемчужину.
Капитан: Штурман, взять курс к последнему курсу нашего маршрута. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти канал Расчетных Задач. Мы сможем это сделать лишь в том случае, если вы справитесь с заданиями. Решив задачи, вы не только получите жемчужину в свою копилку, но и приобретете право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как “Летучему Голландцу”.
Задание вахте А.
- Установите формулу вещества, содержащего 40 % кальция, 12% углерода и 48% кислорода.
- Рассчитайте относительную молекулярную массу этого вещества.
Капитан: Карбонат кальция – нерастворимая в воде соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки) строят покровы своего тела – раковины и кораллы. Остатки коралловых полипов образуют тропические острова – атоллы и коралловые рифы. Эту же формулу имеет и строительный камень – мрамор, и столь привычный стоящему у доски школьнику мел. Эту же формулу имеет и прекрасный драгоценный жемчуг.
Задание вахте Б.
- Установите формулу вещества, имеющего следующее соотношение масс магния, серы, кислорода 3:4:8.
- Рассчитайте относительную молекулярную массу этого вещества.
Капитан: Сульфат магния – растворимая в воде соль. Известна под названием горькая, или английская соль, широко используется в медицине. Ион магния входит в состав хлорофилла, и следовательно, участвует в процессах фотосинтеза. Магний является необходимым биоэлементом, содержится в морской воде и придает ей горький вкус.
Штурман: Земля! На горизонте ясные очертания горных вершин познания. Это порт назначения.
Капитан: Экипаж яхты “Михайло Ломоносов”, наше путешествие благополучно завершилось. Администрация порта прибытия объявляет благодарность экипажу яхты “Михайло Ломоносов” за слаженную работу и премирует грамотами лучших матросов.
Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие? Какие препятствия на пути показались наиболее сложными? Нужны ли нам такие путешествия? Для чего?
Если вам понравилось, то подумайте о том, в какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз.
Литература.
- Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. – М., ТЦ Сфера, 2004.
- Рид Томас Майн. В дербях Борнео, или приключения потерпевших кораблекрушение. Пер. с анг. – М., Худож. Лит., 1991.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М., Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М., Дрофа, 2008.
- Виртуальная химическая лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2005