Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура

Разделы: Начальная школа


В области обучения русскому языку перед начальными классами стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие письменной речи, т.е. развитие умения толково излагать мысли. Одна из причин недостаточной грамотности младших школьников – разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. Такой разрыв можно объяснить неправильным пониманием орфографического навыка. Орфографическая грамотность – одна из сторон общей речевой грамотности. Орфографическую грамотность учащихся невозможно развивать без развития речи в целом. Чтобы осуществить это при обучении орфографии, обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.

Такой взгляд на обучение языку установился в методике и в практике работы учителей начальных классов.

Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с обучающимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. Так в чем же причина такого явления?

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить свое внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу обучающегося на уроке русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что-то ученик при этом и усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний и навыков.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировками правил и заданий учебника. Для всего этого необходимо напряжение ума и воли обучающихся.

К.Д. Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребенка. Это тем более актуально, когда речь идет об активном внимание. Внимание – сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточить его нельзя без напряжения воли, без определенной активности слушающего, читающего, пишущего человека.

В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать “орфографическую зоркость”. Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях. Слушая речь, слышать слово в целом и отдельные звуки. Ученику необходимо и самому правильно произносить слово целиком и по частям. Если учитель не воспитал внимание ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет “глух” к слову, к его правописанию. Воспитание “орфографического внимания” - первый, самый маленький шаг к воспитанию культурной речи обучающихся.

Внимание к составным частям (морфемам) слова, к их значению важно при изучении состава слова, падежных окончаний существительных, прилагательных и других тем программы начальной школы по русскому языку. Разнообразные упражнения над родственными словами и их формами помогут учащимся увидеть в слове его части. Таковы, например, наблюдения над изменяемостью слова в словосочетаниях типа жил у моря, пошел к морю, побывал на море. Образование от данных слов новых слов при помощи приставок и суффиксов; разбор слов по морфологическому составу; подбор к данным словам родственных слов и т.д. умение обучающихся видеть, различать грамматико-орфографические формы отдельных частей речи помогает им приобрести навыки правописания.

Таким образом, сосредоточение внимания обучающихся на языковых формах и их значениях активизирует познавательную деятельность детей, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, развитию мышления, речевых возможностей.

Если учитель не активизирует внимания детей на формах слов, они очень мало запоминают интересных слов из того, что читают, описывают. У детей младшего школьного возраста память необычайно острая. Они, как правило, не делают ошибок в том тексте, который читали, писали, разбирали, тем более, если их внимание было сосредоточено не только на содержании всего текста, но и на отдельных языковых его особенностях. У ученикам необходимо предъявлять требование не только понимать изучаемое, но и запоминать его. Это касается как изучаемого на уроке, так и домашних упражнений – вообще всего того, что детьми пишется и читается в процессе изучения грамматики. В нашем правописании немало так называемых трудных слов, проверка написания которых правилами невозможна. Эти слова требуют запоминания, и ученику приходится не один раз написать их, проверить написание по словарю и т.п. Дети могут запоминать написание слов не только на уроках грамматики и орфографии, но и на уроках литературного чтения.

Внимание к слову, его форме, его написанию при чтении и письме учит детей запоминать слова и при самостоятельной работе правильно их употреблять и писать. Так постепенно вырабатывается “орфографическая зоркость”, т.е. привычка запоминать правописание встречающихся слов.

На уроке русского языка целесообразно проверять не только то, насколько справился ученик с заданием, но и то, что из написанного он запомнил и может написать, произнести, правильно употребить в своей речи. Это имеет несомненное значение не только для выработки орфографически грамотного письма, но и для формирования письменной речи обучающихся. Если выполнение грамматико-орфографического упражнения не сопровождается определенной умственной работой, то ученик не думает над тем, что он пишет. Заставить ученика думать над словами, словосочетаниями и предложениями, которые он пишет, читает в книгах, по которым учится русскому языку, - задача учителя.

Если грамматический разбор на уроках русского языка сводится лишь к названию грамматических категорий и форм и не служит развитию мышления и речи учащихся, то он не может способствовать формированию навыков правописания. Если же грамматический разбор практикуется как средство обучения орфографии и одновременно развитию мышления учащихся, то дети, сопоставляя, рассуждая, доказывая, разбираясь в формах слов, осознают их и запоминают. В таком случае грамматический разбор служит средством обучения не только правописанию, но и языку вообще. Когда ученики, например, определяют падежные окончания существительных на основе разбора предложения по связи слов в нем, или сравнивают безударные окончания слов с ударными и делают вывод о тождественности их, или составляют свои предложения с существительными м доказывают правильность выполненного ими задания, то они в этих случаях думают, рассуждают, действуют активно, а следовательно, активен и процесс усвоения. Можно не сомневаться в осознанности и прочности полученных таким путем знаний, умений и навыков.

Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение обучающихся к работе. Необходимо понимание детьми ответственности за свою работу; кроме того, важно и понимание практического значения работы над отдельными упражнениями по русскому языку. Активное, тщательное выполнение заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника – тоже сознательное отношение к обучению. Оно поможет в деле овладения учеником русской речью. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя, родителей – очень важный признак сознательного отношения к обучению и наиболее трудно достигаемый в процессе обучения маленьких школьников. Дети этого возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Немало усилий приходится приложить учителю, чтобы исподволь воспитать у детей ответственное отношение к работе по русскому языку. Интерес к работе по этому предмету воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать. Ученик в таком случае работает активно.

Всякая учебная работа, выполняется ли она с интересом или без особого интереса, требует от обучающихся определенного напряжения сил, определенной затраты энергии. Но из учения не следует делать только игру или забаву, это серьезный труд, требующий напряжения сил. В применении к русскому языку, к грамматике и правописанию это предупреждение особенно важно иметь в виду. Иногда учителя на уроках русского языка не пробуждают детей к серьезной работе, к преодолению трудностей. Так, ученик, получив свою письменную работу, исправленную учителем, совершенно не интересуется характером своих ошибок и не стремится преодолеть их. Между тем без активной, напряженной борьбы с ошибками от них невозможно избавиться. Если учитель не научит обучающихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах, количество их даже будет увеличиваться. Благодаря требовательности учителя у детей воспитывается сознательное отношение к письму, ко всякой работе по русскому языку.

Внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение – все это составляет содержание понятия “активность учебной деятельности”.

Самостоятельность в работе является одним из условий, способствующих активизации познавательной деятельности вообще и вместе с тем лучшему усвоению русского языка.

Что такое самостоятельная учебная работа? Это самостоятельное, без непосредственной помощи учителя, выполнение обучающимися задания в течении продолжительного времени. При этом необходим точный и ясный инструктаж учителя. Если учитель дает классу определенное время для того, чтобы обучающиеся сами сделали наблюдения по тексту, выписали из него нужные слова или предложения, подчеркнули те или иные формы, сделали вывод, подготовили связный ответ, написали план, рассказ и т.п. – это и есть то, что называется самостоятельной работой. Время для выполнения подобного задания зависит от класса, темы, характера задания, но оно должно быть достаточным для решения данной задачи. Для самостоятельной работы должна даваться именно задача, которую надо как-то решать. Это может быть формулировка вывода, грамматический разбор; упражнение, состоящее в списывании текста, усложненное разбором, изменением слов или форм; составление словосочетаний, предложений, небольших текстов и т.п. Существенным признаком самостоятельной работы обучающихся начальных классов является элемент творчества, напряжение мысли детей в процессе этой работы.

Программа начальной школы предусматривает упражнения в составлении обучающимися предложений и небольших связных текстов. Цель этих упражнений – научить детей выражать в письменной форме не только единичные суждения, но и группу суждений, объединенных общей темой. Кроме материалов учебника, поводом для самостоятельных высказываний учеников служат факты из личной жизни детей, из наблюдений, впечатлений от окружающей жизни, прочитанных книг, общения с товарищами и т.п.

Чем интереснее для ученика тема письменной работы, тем активнее он думает над своим письмом. Чем доступнее и ближе материал, над которым трудится ученик, тем больше захватывает его сам процесс выражения впечатлений и мыслей.

Подводя итог сказанному об упражнениях, рассматриваемых с точки зрения активизации всего процесса усвоения детьми знаний по русскому языку, необходимо с особой настойчивостью подчеркнуть, что из двух или нескольких видов упражнений, имеющихся в распоряжении учителя, следует предпочесть то, которое больше активизирует внимание, восприятие, память и мышление детей. В таком случае обучение правописанию будет служить одновременно и обучению детей элементам культурной, правильной русской речи в ее устной и письменной формах.

Если обучение правописанию, развитие мышления и речи обучающихся – единый процесс, то он служит формированию общей речевой культуры обучающихся.