Цели урока:
- Познакомить с дробными числительными
- Закрепить правила склонения дробных числительных при решении математических заданий
- Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках математики, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе
Раздаточный материал:
- Карточки с заданием на правописание математических терминов
- Карточки с заданием на определение части речи
- Карточки с решением примеров
- Карточки с решением задач
- Вырезанные из цветной бумаги “ладони”
- Магнитная доска
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска
Технологии:
- Информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации)
- Организация обучения как освоение нового опыта (работа с раздаточным материалом, решение задач, самостоятельное выполнение заданий, творческая работа учащихся)
- Решение поставленной задачи через выполнение разных заданий
- Критического мышления ( создание синквейнов на стадии рефлексии)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя русского языка: “Сегодня на уроке вам будет предоставлена редкая возможность “алгебру гармонией разъять”. Мы соединим знания, полученные на уроке русского языка, с умениями решать математические задания. Урок, который у нас сегодня, необычный, интегрированный.
- А что такое “интеграция”?
- И другое слово, которое будет звучать на уроке, - это “эксперт”
- Итак, начнем. А для этого совершим урок – путешествие по следующему маршруту (класс делится на 4 команды, в каждой команде выбирается эксперт)
3. “Третий лишний”
Учитель русского языка: “Перед вами карточки с заданием. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, записать в тетрадь и найти “лишнее слово” ( Работа выполняется по командам, индивидуально и затем коллективно)
- Итак, слово эксперту команды. (Проверка)
- Какие слова “лишние”? Почему? ( Математические термины, а подчеркнутые слова – языковые или лингвистические)
4. “Найди меня”
Учитель русского языка : “Давайте вспомним, что такое имя числительное. Как отличить имя числительное от других частей речи?
Выполнение задания: определите, какой частью речи являются данные вам слова.
На каточках написаны слова разных частей речи со значением числа. Учащиеся определяют части речи этих слов. Работа выполняется индивидуально и затем коллективно.
Проверка.
- 1 команда называет существительные
- 2 команда – прилагательные
- 3 команда – числительные
- 4 команда – глаголы
5. Фронтальная работа “Целое и число”
Комментарий учителя
- Давайте вспомним, какие разряды числительных вы знаете?
- Назовите группы количественных числительных
- С какой группой количественных числительных познакомились?
- Как изменяются целые числа?
Выполнение задания: соедините слова из двух столбиков, изменяя числительное и определяя падеж числительного
Проверка
Учитель русского языка: “Какое количество обозначается этими числительными – точное или приблизительное ?
Учитель математики: “С помощью чего в математике можно обозначить часть чего-то?
Учитель математики: “Какие дроби вы знаете?”
Учитель русского языка: “В русском языке дроби обозначаются дробными числительными.
- Какой корень в этом слове? Поберите однокоренные слова
Учитель математики:
- “Из чего состоит дробь?”
- “Что показывает числитель, знаменатель дроби?”
Учитель русского языка: “Каким числительным по разряду будет числитель дроби, а знаменатель?”
6. “Реши меня”
Учитель русского языка: “Будем учиться с вами склонять дробные числительные в примерах, решая следующие математические выражения .
Комментарий. Учащиеся читают математические выражения, определяют падеж дробных числительных и решают примеры. Работа ведется по командам.
7. “Я в задачах”
Учитель русского языка: “Дробные числительные встречаются и в задачах. Давайте с вами решим такие задачи”
Комментарий. Учащиеся получают карточки с задачами по командам. Каждая команда решает задачу. Затем комментирует ее, объясняя решение. Предварительно задача читается одним из участников команды и определяется падеж числительных.
8. “Мистер икс”
Решение уравнения с дробными числами. Работа выполняется коллективно. Учащиеся перед решением читают уравнение, определяют падеж числительных.
9. Подведение итогов
Учитель русского языка:
- С какой группой числительных познакомились?
- Из чего состоит дробное числительное?
- Как изменяются дробные числительные?
Учитель математики: “Сегодня мы убедились, что умение склонять числительное нам необходимо. Приобрести это умение непросто, для этого требуются постоянные тренировки, в том числе и на уроках математики”.
10. Рефлексия
Учитель русского языка: “И пусть как итогом нашего урока будет придуманный вами “синквейн” на “ладонях””. (На вырезанных “ладонях” записаны математические термины: “ задача”, “уравнение”, “дробь”, “числа”. Каждая команда получает вытянутую ею “ладонь” с записанным математическим термином и составляет “синквейн”)
Составленные “синквейны” прикрепляются на магнитную доску.
Раздаточный материал к уроку
“Найди меня”
Карточки с заданием
Удвоить, шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка, тысяча, третий ,шестой, шестидневка, четверть, пятак, семеро, утроить, двоякий, трехэтажный
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное | Глагол |
“Третий лишний”
Карточка 1
Су...а, м.л..метр, пр..м..угольник, площ..дь, зн..м..натель, кв..драт, м..рф..логия, д..ц..метр
Карточка 2
Д..с..тичная дро..ь, ур..внение, ф..гура, п..риметр, к..л..метр, с..нт..метр, ч..слит..ль, ф..нетика
Карточка 3
Кор..нь ур..внения, ..быкнове...ая дро..ь, разн..сть, д..ление, к..л..метр, д..ц..метр, ...кружность, м...рфемика
Карточка 4
Умн..жение, сл..жение, д..аметр, синт..ксис, рад..ус, выч..тание, пр..порция, об..ём
“Реши меня”
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 |
К 4 1/6 + 3 2/5 | от 8 3/4 - 7 5/6 | 5 3/5 * 1 4/21 | 6 2/3 : 1 1/8 |
“Я в задачах”
Карточка 1
В гараже осталось 35 легковых машин, что составило 5/7 общего количества машин.
Сколько машин стояло в гараже?
Карточка 2
Турист должен был пройти 30 километров. В первый день он прошел 3/5 всего пути.
Сколько километров прошел турист в первый день?
Карточка 3
Дачники переработали 8 килограммов клубники, что составило 4/5 всего урожая.
Каков весь урожай клубники?
Карточка 4
В классе 28 человек. 4/7 всех учеников класса получили за контрольную работу “5”.
Сколько учеников получили за контрольную работу “5”?