Открытый бинарный урок «Путешествие числительных в страну дробных чисел». 6-й класс

Разделы: Математика, Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Познакомить с дробными числительными
  • Закрепить правила склонения дробных числительных при решении математических заданий
  • Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках математики, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе

Раздаточный материал:

  • Карточки с заданием на правописание математических терминов
  • Карточки с заданием на определение части речи
  • Карточки с решением примеров
  • Карточки с решением задач
  • Вырезанные из цветной бумаги “ладони”
  • Магнитная доска

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска

Технологии:

  • Информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации)
  • Организация обучения как освоение нового опыта (работа с раздаточным материалом, решение задач, самостоятельное выполнение заданий, творческая работа учащихся)
  • Решение поставленной задачи через выполнение разных заданий
  • Критического мышления ( создание синквейнов на стадии рефлексии)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя русского языка: “Сегодня на уроке вам будет предоставлена редкая возможность “алгебру гармонией разъять”. Мы соединим знания, полученные на уроке русского языка, с умениями решать математические задания. Урок, который у нас сегодня, необычный, интегрированный.

- А что такое “интеграция”?

- И другое слово, которое будет звучать на уроке, - это “эксперт”

- Итак, начнем. А для этого совершим урок – путешествие по следующему маршруту (класс делится на 4 команды, в каждой команде выбирается эксперт)

3. “Третий лишний”

Учитель русского языка: “Перед вами карточки с заданием. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, записать в тетрадь и найти “лишнее слово” ( Работа выполняется по командам, индивидуально и затем коллективно)

- Итак, слово эксперту команды. (Проверка)

- Какие слова “лишние”? Почему? ( Математические термины, а подчеркнутые слова – языковые или лингвистические)

4. “Найди меня”

Учитель русского языка : “Давайте вспомним, что такое имя числительное. Как отличить имя числительное от других частей речи?

Выполнение задания: определите, какой частью речи являются данные вам слова.

На каточках написаны слова разных частей речи со значением числа. Учащиеся определяют части речи этих слов. Работа выполняется индивидуально и затем коллективно.

Проверка.

  • 1 команда называет существительные
  • 2 команда – прилагательные
  • 3 команда – числительные
  • 4 команда – глаголы

5. Фронтальная работа “Целое и число”

Комментарий учителя

- Давайте вспомним, какие разряды числительных вы знаете?

- Назовите группы количественных числительных

- С какой группой количественных числительных познакомились?

- Как изменяются целые числа?

Выполнение задания: соедините слова из двух столбиков, изменяя числительное и определяя падеж числительного

Проверка

Учитель русского языка: “Какое количество обозначается этими числительными – точное или приблизительное ?

Учитель математики: “С помощью чего в математике можно обозначить часть чего-то?

Учитель математики: “Какие дроби вы знаете?”

Учитель русского языка: “В русском языке дроби обозначаются дробными числительными.

- Какой корень в этом слове? Поберите однокоренные слова

Учитель математики:

  • “Из чего состоит дробь?”
  • “Что показывает числитель, знаменатель дроби?”

Учитель русского языка: “Каким числительным по разряду будет числитель дроби, а знаменатель?”

6. “Реши меня”

Учитель русского языка: “Будем учиться с вами склонять дробные числительные в примерах, решая следующие математические выражения .

Комментарий. Учащиеся читают математические выражения, определяют падеж дробных числительных и решают примеры. Работа ведется по командам.

7. “Я в задачах”

Учитель русского языка: “Дробные числительные встречаются и в задачах. Давайте с вами решим такие задачи”

Комментарий. Учащиеся получают карточки с задачами по командам. Каждая команда решает задачу. Затем комментирует ее, объясняя решение. Предварительно задача читается одним из участников команды и определяется падеж числительных.

8. “Мистер икс”

Решение уравнения с дробными числами. Работа выполняется коллективно. Учащиеся перед решением читают уравнение, определяют падеж числительных.

9. Подведение итогов

Учитель русского языка:

- С какой группой числительных познакомились?

- Из чего состоит дробное числительное?

- Как изменяются дробные числительные?

Учитель математики: “Сегодня мы убедились, что умение склонять числительное нам необходимо. Приобрести это умение непросто, для этого требуются постоянные тренировки, в том числе и на уроках математики”.

10. Рефлексия

Учитель русского языка: “И пусть как итогом нашего урока будет придуманный вами “синквейн” на “ладонях””. (На вырезанных “ладонях” записаны математические термины: “ задача”, “уравнение”, “дробь”, “числа”. Каждая команда получает вытянутую ею “ладонь” с записанным математическим термином и составляет “синквейн”)

Составленные “синквейны” прикрепляются на магнитную доску.

Раздаточный материал к уроку

“Найди меня”

Карточки с заданием

Удвоить, шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка, тысяча, третий ,шестой, шестидневка, четверть, пятак, семеро, утроить, двоякий, трехэтажный

Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол
       
       
       

“Третий лишний”

Карточка 1

Су...а, м.л..метр, пр..м..угольник, площ..дь, зн..м..натель, кв..драт, м..рф..логия, д..ц..метр

Карточка 2

Д..с..тичная дро..ь, ур..внение, ф..гура, п..риметр, к..л..метр, с..нт..метр, ч..слит..ль, ф..нетика

Карточка 3

Кор..нь ур..внения, ..быкнове...ая дро..ь, разн..сть, д..ление, к..л..метр, д..ц..метр, ...кружность, м...рфемика

Карточка 4

Умн..жение, сл..жение, д..аметр, синт..ксис, рад..ус, выч..тание, пр..порция, об..ём

“Реши меня”

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
К 4 1/6 + 3 2/5 от 8 3/4 - 7 5/6 5 3/5 * 1 4/21 6 2/3 : 1 1/8

“Я в задачах”

Карточка 1

В гараже осталось 35 легковых машин, что составило 5/7 общего количества машин.

Сколько машин стояло в гараже?

Карточка 2

Турист должен был пройти 30 километров. В первый день он прошел 3/5 всего пути.

Сколько километров прошел турист в первый день?

Карточка 3

Дачники переработали 8 килограммов клубники, что составило 4/5 всего урожая.

Каков весь урожай клубники?

Карточка 4

В классе 28 человек. 4/7 всех учеников класса получили за контрольную работу “5”.

Сколько учеников получили за контрольную работу “5”?