Цели:
- способствовать формированию коммуникативной компетентности (работа в парах и группах) и ценности здорового образа жизни (сознательное стремление заботиться о своей внешности и здоровье);
- создать условия для раскрытия темы “осанка” и применения знаний в социальной практике;
- развивать творческие способности пятиклассников и умение самопрезентовать выполненную работу.
Технологии:
- личностно ориентированного и проблемного обучения;
- сдоровьесберегающие и интерактивные;
- проектно-исследовательская.
Личностные действия:
личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усвоения содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия:
создавать условия для постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планировать определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательности действий; прогнозировать результат; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; корректировать план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные действия:
самостоятельно выделять и формулировать цели; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать знания; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; моделировать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтезировать составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные действия:
планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
На перемене учащиеся готовятся к занятию (раздают тетради, готовят клей, краски, карандаши). По звонку занимают места вокруг большого стола.(парты сдвоены). Начинается занятие с кричалки. Повторяется кричалка 2 раза в разных темпах, это позволяет улучшить эмоциональный фон учащихся, а также способность формированию умения быстро и четко говорить (требование современного общества), и настроить их на открытое общение.
В здоровом теле, здоровый дух,
И не настигнет вас недуг
А про этот пустячок
Вам расскажет ЗДОРОВЯЧОК!!!
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Задание: Что объединяет людей на представленном слайде: спортсменка, королева, индийская женщина, модель.
(из набора букв составить слово ) ОСАНКА
Далее учащиеся сами предлагают план “раскрытия” темы.
После обсуждений, пятиклассники приходят к выводу, что им необходимы: ЛИНГВИСТЫ (работают с толковыми словарями);
СТАТИСТЫ (считают, сколько человек в классе нарушают правила, ведущие к искривлению осанки);
СПОРТСМЕНЫ (готовят комплекс упражнений для формирования красивой осанки);
САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ (рассказывают о том, как выбрать, носить и упаковать портфель);
КОРРЕСПОНДЕНТЫ (заранее записывают видеоролик беседы с врачом-терапевтом).
Учащиеся делятся на пары (работа в парах 5-7 мин).
РАБОТА В ПАРАХ
ЛИНГВИСТЫ
Задание: Найдите в словарях Ожегова, Даля, Википедии значение слова
ОСАНКА. (Приложение 1)
КОРРЕСПОНДЕНТЫ
Задание: Показ видеоролика. (Вопросы: Каковы причины нарушения осанки?
Заболевания, возникающие при нарушении осанки?
Профилактика нарушения осанки?) (Приложение 2)
СТАТИСТЫ
Задание: Составьте диаграмму, посчитав,
-какая часть учащихся вашего класса смотрит телевизор в положении лежа, сидя?
-какая часть учащихся посещают спортивные секции?
-какая часть учащихся делает по утрам зарядку?
-какая часть учащихся в классе имеет сумки, рюкзаки?
-каков вес портфелей учащихся 5 класса?
(сделать замеры и записать, сравнить с предложенной таблицей и сделать вывод).
(Приложение 3)
СПОРТСМЕНЫ
Задание: Составить комплекс упражнений для формирования красивой осанки используя рекомендации СанПиНа (Приложение 4)
САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ
Задание: Найдите информацию и расскажите, как правильно выбрать портфель? Как его носить? Как распределять книги в рюкзаке?
(Проделать упражнение со всеми вместе)
Представление работы 12 мин. (Приложение 5)
ОФОРМЛЕНИЕ РЕКЛАМНОГО ЛИСТА
(Обобщается информация, полученная на уроке.
Учащиеся работают совместно)
РЕФЛЕКСИЯ
Задание: Напишите пожелание друг другу на стикерах и прикрепите к плакату “Будьте всегда здоровы!”
В конце занятия прощальная кричалка:
Не болейте, право – слово. Будьте же всегда здоровы! (2 раза)
Приложение 1
ЛИНГВИСТЫ
Осанка является объектом исследования самых различных наук (эстетика, физиология, биомеханика, медицина, педагогика, физическая культура). Наиболее полно осанку изучают физическая культура и медицина.
Так, по определению С. И. Ожегова осанка — внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В. И. Даль определял хорошую осанку как “сочетание стройности, величавости, красоты” и приводил пословицу: “Без осанки — конь — корова”.
Физическая культура рассматривает осанку комплексно: и как показатель физического развития и физического здоровья, и как средство профилактики спортивного травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы. Медицина рассматривает осанку как показатель физического здоровья. Осанка — особенности, с какими человек активно удерживает туловище в вертикальном положении.Приложение 2
КОРРЕСПОНДЕНТЫ
Причины нарушения осанки:
• отсутствие физических нагрузок;
• нарушения рациона питания;
• нарушения, вызванные дезорганизацией рабочего
пространства (неправильная поза за столом,
партой, при ходьбе);
• неправильно выбранный школьный рюкзак;
• нарушение режима труда и отдыха.
Профилактика нарушения осанки
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
в) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
г) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
д) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей.
Приложение 3
СТАТИСТЫ
Какая часть учащихся вашего класса смотрит телевизор в положении лежа, сидя?
Какая часть учащихся посещают спортивные секции?
Какая часть учащихся делает по утрам зарядку?
Какая часть учащихся в классе имеет сумки, рюкзаки?
Приложение 4
СПОРТСМЕНЫ
Приложение к СанПиНу 2.4.2.2821 -10
Рекомендуемый комплекс упражнений, для формирования красивой осанки
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Комплекс упражнений для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Приложение 5
САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ
Вес ранца без учебников для учащихся 5 классов должен быть не более 700-900 грамм. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. (Выдержка из приложения к СанПиНу 2.4.2.2821 -10)