Цели урока: Познакомить учащихся со строением и значением плодов, и с их видами.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения;
- познакомить обучающихся со строением плодов, их функциями и многообразием;
Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):
- продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом;
- развивать личностные качества: умение работать самостоятельно и в парах.
Воспитывающая:
воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование различных приёмов технологии РКМЧП.Оборудование: презентация, текст “Зрелый цветок” (Приложение 2), таблица для ответов (Приложение 3).
Тип урока: комбинированный с применением технологии РКМЧП.
Ход урока
Стадия I. Вызов
(установление связи между изученным материалом и темой урока; выход на тему урока, мотивационный момент)
1. Проверка знаний о строении цветка
Напишите названия частей цветка, обозначенных на рисунке цифрами 1 – 9 (Слайд 2). Проводится взаимопроверка в парах (Слайд 3). Задание выполняется в таблице ответов (Приложение 2).
Ответы:
1. Цветоножка
2. Цветоложе
3. Чашелистик
4. Лепесток
5. Столбик
6. Рыльце
7. Пыльник
8. Завязь
9. Тычиночная нить
2. Обсуждение картины
Ученикам предлагается репродукция картины Хруцкого И.Ф. “Цветы и плоды” ,1839 (Слайд 4).
- Какие органы растений изобразил художник? (Цветки и плоды)
- Что связывает изображённые на картине органы растений? (Из цветка образуется плод)
- Эта картина появилась у нас на уроке незря. Она подскажет вам, что вы будете изучать сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему урока. (Плоды)
Учитель уточняет тему урока: "Плод. Разнообразие и значение плодов"
2. Игра “Верите ли вы, что...”
Чтобы выяснить, что ученики знают о плодах, проводится игра “Верите ли вы, что...” (Слайд 5)
Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в первой строчке записаны номера вопросов, а вторая и третья даны для ответов (Приложение 2).
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами указаны № вопросов.
2. Вам зачитываются вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что...”. Вы обсуждаете ответ в парах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак “+”, если нет – знак “–”.
4. После знакомства с основной информацией вы вернётесь к данным вопросам и оцените достоверность ваших предыдущих ответов, записав новые ответы в третьей строке.
Вопросы:
- Плод образуется из завязи пестика.
- Плоды могут образовываться и из других частей цветка.
- Наука, изучающая плоды, называется плодологией.
- Плод гороха называется стручок.
- В плодах находятся семена.
- Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян.
- Плоды бывают сочные и сухие.
Стадия II. Осмысление
Работа с текстом “Зрелый цветок” (Слайд 6), выполнение заданий, предложенных к тексту. Используется приём “чтение с остановками”.
1 остановка (Слайд 7)
Вопросы к тексту
1. Что называется плодом у растений?
2. Почему американский ботаник Артур Имс назвал плод “зрелым цветком”?
3. Какие функции выполняет плод у растений?
4. Как называется наука, изучающая плоды?
Продолжение чтения текста.
2 остановка (Слайд 8)
Вопросы к тексту
1. Из чего образуется плод у растений?
2. Из каких частей состоит плод?
3. Какие части цветка могут принимать участие в образовании плода?
4. Что называется околоплодником?
Гимнастика для глаз
Для снятия напряжения с глаз ученикам предлагается гимнастика (Слайд 9)
Продолжение чтения текста.
3 остановка (Слайд 10)
Вопросы и задания к тексту
1. Чем отличаются простые плоды от сложных?
2. Почему плод гороха относят к многосемянным?
3. Какие плоды являются односемянными?
4. В чём отличие сочных и сухих плодов?
5. Заполните таблицу “Разнообразие плодов”
Правильность выполнения задания 5 и коррекция знаний выполняются после заполнения таблицы (Слайд 11)
Разнообразие плодов
Название растения | Односемянные | Многосемянные | Название плода | ||
сухие | сочные | сухие | сочные | ||
Вишня | + | Костянка | |||
Смородина | + | Ягода | |||
Яблоня | + | Яблоко | |||
Мак | + | Коробочка | |||
Горох | + | Боб | |||
Дуб | + | Жёлудь |
Стадия 3. Рефлексия
1. Работа с вопросами “Верите ли вы, что...”. Заполнение третьей строки в таблице ответов, оценка достоверности ответов (Слайд 12).
- Плод образуется из завязи пестика.
- Плоды могут образовываться и из других частей цветка.
- Наука, изучающая плоды, называется плодологией. (Карпология)
- Плод гороха называется стручок. (Боб)
- В плодах находятся семена.
- Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян. (Простой плод образуется из одного пестика, сложный из нескольких)
- Плоды бывают сочные и сухие.
2. Составление кластера “Что мы узнали о плодах?”
При выполнении данного задания можно использовать интерактивную доску. Примерный кластер предлагается в презентации (Слайд 13).
Задание на дом
- Изучить параграф 24, повторить параграф 10–22. Подготовиться к контрольной работе по теме “Органы цветкового растения” (Слайд 14).
Источники информации
1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.
2. Лекция 8. Плоды, семена. http://kurs.znate.ru/docs/index-177254.html
3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо http://pedagogie.ru/stati/pedagogicheskie-tehnologi/.