Цели:
1. Создать условия для ознакомления учащихся с природой Африки.
2. Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка - их составе, происхождении.
3. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
4. Формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, умение систематизировать изученный материал.
Планируемые результаты:
Предметные
1. Называют и показывают материк Африка;
2. Рассказывают о рельефе и полезных ископаемых Африки.
Личностные
1. Осознают ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; 2. Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами.
Метапредметные
1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи.
2. Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействуют друг с другом и владеют элементарными практическими умениями работы с учебником, атласом, контурной картой.
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: карта “Строение земной коры”, физическая карта Африки, карта полушарий, атласы, ИКТ.
Ход урока
I. Введение
1. Организация класса
2. Тема прошлого урока
II. Проверка знаний.
Два ученика у доски готовятся по карточкам показывать географические объекты материка.
Первый ученик:
- Самый большой полуостров Африки.
- Залив на западе материка.
- Море, омывающее северо-восточные берега Африки.
- Пролив (самый длинный), на востоке материка.
- Теплое течение на западе материка.
- Самая крайняя северная точка материка.
- Океан на востоке материка
Второй ученик:
- Пролив, отделяющий Африку от Европы.
- Холодное течение на востоке материка.
- Группа островов на северо-западе материка.
- Море, омывающее северные берега Африки.
- Самый большой остров на востоке материка.
- Самая крайняя южная точка материка.
- Канал, соединяющий Средиземное и Красное море.
Устно у доски:
1. Рассказать о географическом положении материка Африка.
а) Какова роль русских путешественников в исследовании Африки.
2. Показать крайние точки материка и сделать вывод о величине территории.
а) Какой вклад в исследование Африки внёс Д. Ливингстон.
III. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика рельефа Африки.
а) форма рельефа
б) характеристика высот
в) строение земной коры в пределах материка.
2. Характеристика равнин
а) Восточно-Африканское плоскогорье.
3. Характеристика гор
а) Эфиопское нагорье
б) горы Атлас
в) Капские горы, Драконовы горы
г) Восточно-Африканские разломы.
4. Полезные ископаемые
а) рудные
б) нерудные
IV. Закрепление. Работа на контурной карте.
V. Домашнее задание: параграф 25, работа на контурной карте (подписать названия вулканов на материке).
Конспект
В тетрадь записать тему урока “Рельеф и полезные ископаемые Африки” (слайд 1).
Перед нами стоят три задачи:
1. Дать общую характеристику рельефа Африки.
2. Рассмотреть особенности равнин и гор.
3. Познакомиться с полезными ископаемыми материка (слайд 2).
I. а) Откройте атлас, физическую карту Африки (слайд 3).
Какие формы рельефа характерны для материка?
Вывод: на материке большую часть занимают равнины (они находятся на севере и западе материка), меньшую – горы (на востоке и юге материка) (слайд 4).
б) По карте охарактеризуйте высоты материка (назовите преобладающие высоты, максимальные, минимальные) (слайд 5).
Преобладающие до 1000 м., макс.- 5985 м.- гора Килиманджаро, возвышается над равнинами, покрыта наверху снежной шапкой, гора стала настоящим символом страны Танзании (слайд 6), мин.- -155 м., уровень озера Ассаль (слайд 7). Подписать на контурной карте.
Вывод: преобладающие высоты до 1000 метров, колебание высот значительное.
в) откройте атлас - карта “Строение земной коры” (слайд 8).
Расскажите, как шло формирование рельефа?
Пользуясь условными знаками назовите самый древний участок земной коры (Африкано-Аравийская платформа). Области древнейшей складчатости характерны для северной и южной части материка. Область древней складчатости характерна для севера-запада материка. Область новой складчатости характерна для крайней северо-западной части.
В очень отдаленное время большая часть Африки входила в состав огромного древнего материка Гондвана, простиравшегося в южном полушарии. Основание Африки слагают кристаллические породы, граниты, гнейсы, они выступают на поверхность в древних горах и на плоскогорьях (слайд 9).
Вывод: рельеф на территории материка формировался на протяжении многих миллионов лет и продолжает формироваться и сейчас.
Таким образом, мы решили первую задачу, дали общую характеристику рельефа Африки, заметили, что преобладают равнины, так как в основании лежит Африкано-Аравийская платформа – устойчивый, выровненный участок земной коры.
Переходим к характеристике равнин и гор.
В северной и западной части материка больше низменностей и котловин, огромные площади покрыты осадочными породами. Помимо континентальных отложений широко развиты морские, т.к. значительная часть северной и западной Африки длительное время была занята морем (слайд 10).
Восточно-Африканское плоскогорье находится в восточной части Центральной Африки, между Эфиопским нагорьем на севере и северной оконечностью озера Ньяса на юге (слайд 11). Подписать на контурной карте. Высоты от 500 до 1500 метров. Плоскогорье состоит из отдельных хребтов, долин, ущелий. На плоскогорье находятся истоки самых крупных рек Африки: Нила, Конго, Замбези.
Эфиопское нагорье расположено на северо-востоке Африки, сильно приподнято над окружающими равнинами, средняя высота 2000-3000 метров. Нагорье иногда называют “Крыша Африки”. Наивысшая точка гора Рас-Дашен, (4623 м.), четвёртая по высоте на материке (слайд 12). Подписать на контурной карте.
На северо-западе материка находится складчатая область - горы Атлас (слайд 13). Их северные хребты единственная область новой складчатости на материке, образовались одновременно с Гималаями и Альпами. Самая высокая точка – гора Тубкаль (4165м.) (слайд 14). Подписать на контурной карте.
На крайнем юге Африки расположены невысокие и плосковершинные Капские горы. Они состоят из нескольких параллельных хребтов, длиной 800 км. Самая высокая точка – гора Компассберг (2502 м.) (слайд 15). Подписать на контурной карте.
На юго-востоке материка находится скальный массив – Драконовы горы, высшая точка гора Ткабана-Нтленьяна (3482 м.) ( слайд 16). Пещеры Драконовых гор славятся своей наскальной живописью (слайд 17). Ещё одна достопримечательность гор – второй в мире по высоте водопад Тугела (947 м.). Сказочное название гор имеет несколько версий происхождения. Одна из них – якобы местные жители в 19 веке увидели огромного ящера с хвостом и крыльями дракона (слайд 18). Подписать на контурной карте.
Вдоль восточных окраин на 4000 км протянулась полоса разломов земной коры. Это полоса Восточно-Африканских разломов. Она проходит вдоль Красного моря, через Эфиопское нагорье и Восточно-Африканское плоскогорье (слайд 19). На контурной карте сначала карандашом провести линию разломов, а потом подписать.
Вывод: в Африке восточная и южная части материка выше, чем западная и северная.
4. Познакомимся с полезными ископаемыми материка (слайд 20).
Африка богата различными полезными ископаемыми.
Откройте атлас – физическую карту Африки.
Вопрос:
- На какие две группы делятся полезные ископаемые по происхождению? (рудные и нерудные) (слайд 21).
- К чему приурочены месторождения нерудных полезных ископаемых? (они приурочены к толщам осадочных пород).
- Какие из нерудных полезных ископаемых находятся в Африки?
В осадочных породах северной и западной Африки найдены большие запасы нефти, природного газа, каменного угля.
Нанесите на контурную карту месторождения нерудных полезных ископаемых.
К чему приурочены месторождения рудных полезных ископаемых?
(они приурочены горным областям или тем территориям, где фундамент платформы выходит на поверхность).
Рудные полезные ископаемые в основном находятся в восточной и южной Африки.
Нанесите месторождения рудных полезных ископаемых на контурную карту.
IV. Закрепление (слайд 22).
1. Какие формы рельефа характерны для материка?
2. Почему на материке преобладают равнины?
3. Почему северная и западная часть материка покрыта не только континентальными, но и морскими отложениями?
4. Какие части Африки наиболее приподнятые?
В конце урока провести тест (слайд 23).
Тест.
1 вариант
1. Какое место по площади занимает Африка среди других материков?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
2. Африка - это:
1) Название государства 2) Часть света 3) Материк
3. Какие формы рельефа преобладают в Африке?
1) Горы 2) Низменности 3) Равнины
4. Самая высокая точка материка:
1) г. Тубкаль 2) влк. Камерун 3) влк. Килимаджаро 4) г. Атлас
5. Крайней южной точкой Африки является:
1) мыс Игольный 2) мыс Рас-Хафун 3) мыс Гальинас 4) мыс Байрон
2 вариант
1. Африка омывается океанами:
1) Тихим 2) Атлантическим 3) Северным Ледовитым 4) Индийским
2. Площадь материка Африка -
1) 54 млн. кв. км 2) 30,3 млн. кв. км 3) 24,2 млн. кв. км
3. Самой высокой точкой Африки является вулкан -____________
Расположенный на - ______________
4. Крайняя западная точка материка:
1) мыс Игольный 2) мыс Альмади 3) мыс Фроуэрд 4) мыс Рас-Хафун
5. Известный путешественник, который пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория.
1) Вавилов Н.И. 2) Васко да Гама 3) Д. Ливингстон 4) Юнкер В.В.
Передаем работу соседу, проверяем и ставим оценки.
V. Домашнее задание: параграф 25, на контурной карте подписать вулканы на материке (слайд 24)