«Путешествие по зимнему лесу». Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное как часть речи». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное».

Задачи: развитие творческих способностей детей; воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Оборудование: Компьютер, доска, раздаточный материал.

Технологии: игровая технология, технология критического мышления, технология дифференцированного подхода, тестовые технологии

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте! Прошу вас работать хорошо, активно и показать ,  чему вы научились. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

2. Введение в тему

Звучит 2-ая часть вокально-симфонической поэмы «Поэмы памяти Сергея Есенина».

– Ребята, мы сейчас с вами слушали замечательную вокально-симфоническую «Поэму памяти Сергея Есенина» ,которую создал композитор Георгий Свиридов.
– Что вы представили, когда слушали музыку? (зимний лес, вьюга. метель, то удалая, полная богатырской силы, то яростная, то, наконец, утихающая)
– А вы любите гулять в зимнем лесу?
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Наше путешествие особенное, мы будем делать с вами остановки  и на привалах повторять изученное о прилагательном. Наша задача – повторить  материал и подготовиться к к/р и творческой работе.

Итак, в путь. (Звучит музыка. Чайковский  «Времена года»).

3. Актуализация знаний

– Мы с вами в лесу. Какой он? Давайте прочтём отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей.
Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

– О чём текст?
– Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
– А для чего автор использует столько прилагательных?
– Сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные ?
– Давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные?
– Мы сейчас попробуем найти качественные, относительные и притяжательные прилагательные в лесу, который описал Соколов-Микитов.

качественные относительные притяжательные
Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми
Молодых
Тяжёлыми
Белого
Высоких
Маленьких
Тихому
Высокие
Синеватые
Стройных
Лёгких
Русский
Зимний
Лесной
Кружевной
Беличьи
Мышиные
Птичьи

– Молодцы, ребята. В лесу живут разные птицы и звери. Послушайте словосочетания и определите разряд прилагательных.

1. Волчье логово
2. Медвежья берлога
3. Медвежий рёв
4. Волчья стая
5. Лисий хвост
6. Волчий аппетит
7. Лисья добыча

– Справились и с этим заданием. Продолжим наше путешествие. (Звучит музыка. Чайковский «Времена года. Декабрь».На доске кластер)
– Итак, ребята. Мы с вами проделали большой путь по зимнему лесу, видели,  что ветви дерев украсились инеем, будто заячьим мехом. Понаблюдали, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой. Мы очень замерзли и нам хочется погреться в охотничьем домике. Но домик этот не простой, он пустит погреться только  тогда, когда мы с вами заполним кластер.
– Какие орфограммы здесь представлены? Приведите примеры.
– Молодцы, ребята. Проходим в охотничий домик. Здесь нам тоже приготовили задание.

4. Тренировочные упражнения

А. Комментированное письмо

Узкая лавка, октябрьский день, одесское солнце, резкий ветер, казацкое седло, дерзкая девчонка, французский язык, ткацкий станок, солдатская шинель, рыбацкая сеть, грецкий орех, плюшевый медвежонок, холщовый мешок, кумачовая рубашонка, парчовое покрывало пунцового цвета, воздух чист и свеж, день хорош, свинцовые облака, ежовый.

Б. Мы справились и с этим заданием, продолжаем наш путь дальше. У нас на пути – поэтический привал. Прочитайте  отрывки и выпишите слова с орфограммой Н-НН в суффиксах прилагательных. Выборочное письмо.

1. Зима навалила за окнами россыпи мягкого серебра. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. За стенами дома наступила необыкновенная тишина.
Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
Через окно я увидел, как  большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
– Вот и умылась земля, – сказал дед Митрий,– снеговой водой из серебряного копыта. (К.Паустовский)

2. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(«Берёза». С.Есенин)

3. Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

(Б.Пастернак. «Зимняя ночь»)

4. Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет.

(Е.Баратынский. «Где сладкий шёпот»)

5. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

(И.Бунин. «Первый снег»)

– Пожалуйста, дополните этот список своими примерами. В список внесите слова-исключения.

В. Физкультминутка

– Молодцы. Вы много трудились. Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Посмотрите налёво – заячьи следы, направо – лисьи. А вон высоко на дереве белка сидит в дупле. Много интересного в лесу можно увидеть. Можно и поиграть. Давайте слепим снежки и бросим их , кто дальше. Пожалуйста, садитесь.

Г. Синтаксическая роль прилагательных в краткой форме

– Продолжим путь дальше.  Вот мы снова на привале. На этот раз нас ждёт «Привал Загадочный». На этом привале вам приготовлена загадка.

Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая ... (лисица)

– Кто же это?
– А  что вам помогло так быстро найти отгадку? (прилагательные)
– Ребята, в чём особенность прилагательных «Коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные)
– Ото всех прилагательных можно образовать краткую форму?
– Какова синтаксическая роль прилагательных коварна и хитра?

Д. Тестирование

– Ребята, наше путешествие подходит к концу. И нас ждёт трудное  испытание. Сейчас мы выполняем тест.

Тест

1. В каких прилагательных пишется суффикс К?

А) немец__ий
Б француз__ий
В) вяз__ий
Г) низ__ий

1) А, Б, В, Г
2) А, Б
3) В, Г
4)А,В,Г

2. В каких прилагательных пишется ЕНН?

А) солом__ый
Б) серебр___ый
В) глин___ый
Г) клюкв__ый

1) А, Г
2) Б, В
3) А, Б
4) А, Б, В, Г3

3. В каких существительных в окончании пишется гласная О?

А) лиц__м
Б) платьиц__м
В) зайц__м
Г) борц__м

1) А, Б, В, Г
2) А, Г
3) Б, В
4) А, В, Г

4. В каких прилагательных в суффиксе пишется гласная О?

А) холщ__вый
Б) кумач__вый
В) грош__вый
Г) лиц__вой

1) А, Б
2) В, Г
3) А, Б, В
4) А, Б, В, Г

5. В каком существительном НЕ  пишется слитно, так как существительное без НЕ не употребляется?

А) Невнимание
Б) Ненастье
В) Несвобода
Г)

1) А, Б, В, Г
2) А, Б
3) Б
4) В, Г

6. В каких прилагательных НЕ  пишется слитно, так как прилагательное без НЕ не употребляется?

А) Невнимательный
Б) Ненастный
В) Несвободный
Г) Нелепый

1) А, Б, В, Г
2) Б, Г
3) В, Г
4) Б, В, Г

7. На месте каких цифр в прилагательных пишется НН?

Ю(1)ые румя(2)ые девушки показывали покупателям деревя(3) сундучки искус(4)ой работы, кожа(5)ые сумочки, стекля(6)ые фигурки, изображавшие животных и птиц.

1)1, 3, 6   2)1, 2, 4   3) 3, 6  4) 3, 5, 6

8. На месте каких цифр в словах пишется О?

Малышка была в ш(1)лковом пунц(2)вом платье и держала в руч(3)нке плюш(4)вую собач(5)нку беж(6)вого цвета.

1) 1, 2, 3, 5    2)3, 5   3) 2, 4, 6   4) 2, 3, 5

9. В каком ряду оба слова пишутся с Не слитно?

1) далеко (не)красивый вид;  (не)вероятное путешествие
2) настоящий (не)вежда, (не)вежливый,а очень грубый
3) (не)навистное занятие; нисколько (не)занимательный фильм
4) ужасная (не)погода; 9(не)счастный человек

Проверка по ключу.

1.4    2.1  3.2   4.3   5.3  6.2   7.3   8.4   9.4

5. Творческая работа. Работа в парах.

– Молодцы. Все  справились с заданием. А сейчас привал «Зимнее творчество».
Вы сейчас поработаете в парах. Результат вашей работы– синквейн. Правила у вас на столах.

Первая строка – обозначение темы. Имя существительное.
Вторая строка – характеристика темы . Два прилагательных.
Третья строка – описание действия. Три глагола.
Четвёртая строка – отношение к теме. Фраза из четырёх слов.
Пятая строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.

Задание: напишите синквейн . Первая строка: Лес

6. Итоги урока. Рефлексия

– Что сегодня на уроке мы повторили?
– Что вам понравилось?
– Вам понравилась прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

Приложение 1