Программное содержание
Познавательные задачи: Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ осени. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.
Развивающие задачи: Развивать умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений).
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.
Словарная работа: Пейзаж, листья, как золотые монетки, отражение в воде.
В данной интегрированной образовательной деятельности используются инновации, которые соответствуют требованиям ФГОС ОО. Образовательная деятельность направлена на развитие следующих качеств:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений;
- регулятивные: умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
- коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении творческих заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практики;
- познавательные: умение определить понятие «Золотая осень», выбор основания для сравнения способов отражения осени в произведениях разных видов искусств.
Планируемые результаты: Закрепляется умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности. Систематизируют знания об осенней поре; ИКТ – использование планшета mimio; закрепят навыки использования изобразительных средств, реализация творческих задатков в ритмопластике, аранжировке музыкальных произведений. Формируется креативное мышление, воображение, развиваются эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка.
Используемые программы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, -М.: Мозаика-Синтез, 2005;
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004;
- Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009
Предварительная работа с воспитанниками: Прогулки с детьми и их родителями осенью в парк. Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Осенняя песнь», ритмопластическая импровизация «Берёзки»; рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана; разучивание стихов, чтение рассказов русских поэтов и писателей о природе (Ивана Алексеевича Бунина «Лес, точно терем расписной», Алексея Константиновича Толстого «Осень! Осыпается весь наш бедный сад»), знакомство с приметами осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия
Дидактическое обеспечение: Мультимедиа; аудиозапись пьесы П.И. Чайковского; детские музыкальные инструменты на одну подгруппу детей; репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; тонированная бумага для рисования, краски, восковые мелки, карточки синих, розоватых, фиолетовых оттенков цвета на каждого ребёнка; подготовленные ранее на занятиях по рисованию карточки-пиктограммы с символичным изображением частей пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь»; макеты лесных деревьев
Методические приёмы: Постановка цели занятия, проблемных вопросов, рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, обобщающий рассказ педагога; аранжировка пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», музыкально-пластическая импровизация на музыку П.И. Чайковского; релаксация, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки, использование пиктограмм, инсценирование поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей
Использованная литература:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:М-Синтез, 2012.
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», подготовительная к школе группа, Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004, стр. 9, 10;
- Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», подготовительная к школе группа -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009, с. 56
- «Слушаем музыку» О. Радынова, старшая группа, с. 145
Ход занятия
Этап занятия, интеграция образовательных областей, время |
Содержание работы. |
Предполагаемые действия (ответы) воспитанников |
Примечание |
Вводная часть, интеграция социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, 2 минуты |
1. Создание мотивации к занятию Музыкальный руководитель: «Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной», – писал об осени Иван Алексеевич Бунин. Ребята, вы чувствуете в стихах и музыке, что наступила самая красивая пора осени? «Лес, точно терем расписной». Какая пора осени наступила? Верно. Золотая. Сегодня мы поговорим с вами об осени, её приметах, прослушаем произведение П.И. Чайковского, стихи русских поэтов, рассмотрим картину об осенней поре. Сравним их, найдём общее в этих произведениях. |
Под аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь» дети входят в зал, встают около экрана мультимедиа.
Ответы детей: «Середина осени». «Золотая осень»
|
Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», на экране мультимедиа транслируется осенний пейзаж. Приложение 3 |
Основная часть Интеграция познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного развития, 25 минут: Рассматривание картины И.И. Левитана, беседа по картине 3 минуты; |
2. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Психолог: (обращает внимание на картину И.И. Левитана «Золотая осень», даёт время рассмотреть её) – Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравится? Какое настроение вызывает у вас картина? Заслушивает ответы детей. – Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете, почему? Ответы детей. Обобщение ответов детей педагогом: – Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там наступят первые зимние морозы. Наверное, и у художника Исаака Ильича Левитана, написавшего эту картину, было и восхищение красотой осени и грусть о предстоящих холодах, поэтому нам нравится эта картина: она передаёт наши чувства. |
Дети рассматривают картину И.И. Левитана «Золотая осень». Варианты ответов детей: «Картина вызывает у меня чувство радости (печали; грусти; создаёт весёлое настроение)». Варианты ответов детей: «Радостно от солнечного дня, грустно от того, что пролетело лето». «Весело, потому что весело на ветру шелестят листочками берёзки. Печально, потому что в реке купаться нельзя, холодно. Осень». |
Трансляция картины И.И. Левитана «Золотая осень» на экране мультимедиа. Приложение 3. Сначала педагог опрашивает активных детей с большим словарным запасом, затем побуждает к ответам застенчивых ребят.
|
|
– Как бы вы назвали эту картину? Ответы детей. – Свою картину Исаак Ильич Левитан назвал «Золотая осень». Какие приметы осени изобразил художник на этой картине? Ответы детей. – Какие изобразительные средства выбрал художник для выполнения своего замысла? Это живопись, так как главное в ней цвет. – Какие цвета использовал художник, чтобы показать, что осень золотая? Ответы детей. – С чемможно сравнить листья, берёзу? Ответы детей. Обобщение ответов детей педагогом: – Верно. Осенние листья похожи на монетки, о них так и говорят «листья, как золотые монетки». Повторите, пожалуйста. – Как вы думаете, какой был день? Ответы детей. – Расскажите о небе и реке. Ответы детей. Обобщение ответов детей педагогом. – Я согласна с вами, ребята. Небо и река изображена художником яркими, но холодными оттенками синей, голубой и белой красок. Солнце осенью светит, но не греет. Хотя день солнечный, чувствуется прохлада. Кусты и трава отражаются в зеркальной воде. |
Варианты ответов детей: «Осень». «Золотая осень». «Осенний день». Варианты ответов детей:«Листья пожелтели».«Трава высохла».«ВетреноНа полях зеленеет озимь». «От воды и неба веет холодом». Варианты ответов детей: «Золотисто-жёлтый, багровый для листвы, тусклый, зелёный для травы, сине-голубой для неба и воды». Варианты ответов детей: «Горят на солнце, как золото. Листья, как солнечные лучики развеваются на ветру». Варианты ответов детей: «День солнечный, тени падают под деревьями». «Небо голубое с лёгкими белыми облаками. Светит солнышко». Варианты ответов детей: «Речка небольшая, но глубокая, потому что вода на переднем плане тёмно-синяя, а вдали она светлеет». «Глядя на реку, ощущаешь холодок». «Осенью вода в реках прохладная и купаться уже нельзя. В воде, как в зеркале отражаются кусты и трава, растущие на берегу». «Небо тоже холодного голубого цвета». «Белые лёгкие облака уплывают вдаль». |
Показ фрагментов картины по мультимедиа в более крупном масштабе.
|
Слушание пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», беседа по её содержанию 4 минуты;
|
3. Беседа по пьесе П.И. Чайковского “Осенняя песнь» Музыкальный руководитель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это скучный пейзаж, осеннее увядание природы и грусть по уходящему лету. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке и этот композитор. Вы его узнали? Верно. Это Пётр Ильич Чайковский. Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”. |
|
Показ фрагментов картины по мультимедиа в более крупном масштабе. Приложение 3. Вопрос адресуется застенчивым, малоактивным детям, так как дети знакомы с произведением П.И. Чайковского «Охота», которую слушали в сентябре, они узнают портрет композитора. |
|
Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в это произведении? Какое настроение навеивает нам эта музыка? Выделите смену настроения и частей в произведении цветовыми карточками, графическим рисунком или с помощью пиктограммам (по выбору детей). – Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом. |
Варианты ответов детей: «Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая». «Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету». |
Вопрос адресуется детям с высоким уровнем развития музыкальности, так как пьеса прослушивается впервые. Обобщающий рассказ педагога может быть построен иначе, с учётом ответов детей.
|
|
Мне вспоминаются строки стихотворения русского поэта и писателя: Осень! Осыпается весь наш бедный сад. Кто автор этих строк? Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. Октябрь, “Осенняя песнь” – это песня увядания природы. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает оживление, воодушевление, словно осень хочет побаловать нас последними яркими, разноцветными деньками перед белоснежной зимой, но третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает к печальным “вздохам”. В ней пейзаж и настроение человека сливаются. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор П.И. Чайковский. |
Ответы детей: «Алексей Толстой»
|
Вопрос адресуется застенчивым, малоактивным детям, так как дети знакомы с произведением А. Толстого «Осень!»
|
Ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы по подгруппам с использованием планшет mimio 5 минут;
|
4. Ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки по подгруппам. – Послушайте отрывок из «Осенней песни» и в движениях передайте настроение музыки – «Унылая пора, очей очарованье», – писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. |
Дети выполняют ритмопластику «Берёзки», аранжировка у пьесы, проводится арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки по подгруппам (планшет mimio) |
|
чтение детьми стихов об осени 3 минуты; |
5. Чтение детьми стихов об осени – Ребята, готовясь к осеннему развлечению, вы разучили много стихов об осенней поре. Прочтите их, пожалуйста, пусть ваши друзья помогут инсценировать эти стихи. Возьмите необходимые костюмы, атрибуты для инсценировки.
|
Инсценирование детьми стихов об осени, разученных к осеннему развлечению.
|
|
исполнение песенно-танцевальной композиции «Осень» Романа Гуцалюка 2 минуты;
|
6. Танцевальная импровизация. – Исполним песенно-танцевальную композицию «Осень» Романа Гуцалюка Психолог: (На осеннем пейзаже появляется маленький ёжик) – Ребята смотрите, к нам пожаловал лесной гость. Я знаю забавную песенку про маленького ёжика. Хотите послушать? Вам понравилась песенка? О ком поётся в песне? Какое настроение у этого произведения? Я предлагаю её оркестровать, но прежде нужно прохлопать ритмический рисунок песенки. А поможет нам сам маленький ёжик. Посмотрите на экран. Кто догадался, как мы будем действовать? Возьмите инструменты, сыграем в оркестр Психолог: А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впечатления о золотой осени. Рисовать мы будем по мокрой бумаге акварельными красками. Отражение деревьев и кустов в реке мы отобразим путём сгибания листа пополам. |
Исполнение песенно-танцевальной композиции «Осень» Романа Гуцалюка.
|
Дети самостоятельно выбирают для себя вид деятельности. Педагог активизирует деятельность застенчивых неразговорчивых детей.
|
Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) осеннего пейзажа 8 минут.
|
7. Творческая работа. Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь». Выставка детских рисунков. – Посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились! Давайте объединим их в единый пейзаж. Какие приметы осени вы, ребята, изобразили в своих работах? |
Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь».
Ответы детей: «Дождь». «Птицы улетают в тёплые края». «Листья пожелтели. Листопад». |
Рисование в технике «по мокрому» (с отражениием) осеннего пейзажа Выставка детских рисунков. Педагог побуждает к ответам детей со средним и низким уровнем речевого развития, так как в начале занятия на подобные вопросы отвечали дети с высоким уровнем речевого развития. |
Заключительная часть, интеграция социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, 3 минуты |
Музыкальный руководитель: – Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ осени композитор Петр Ильич Чайковский, художник Исаак Ильич Левитан, поэт Иван Алексеевич Бунин. Каждый из этих талантливых людей по-своему передал образ осени. И всё же, есть в них что-то общее. Может быть, кто-то заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения? Мне очень понравились ваши ответы. У каждого из вас есть своё мнение, и каждый из вас по-своему прав. Я тоже так считаю. В этих произведениях создаётся впечатление уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью. Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами, увидели, как во всех этих произведениях искусства передан образ осени. Что нового для себя вы открыли на этом занятии? Я уверена, что вас не оставит равнодушным, то, что вы увидели и услышали сегодня, что зарождающаяся любовь к прекрасному останется с вами навсегда |
Варианты ответов детей: «Все эти произведения искусства об осени. Осень – очень красивая и яркая пора. У этого времени много красок». «На смену лета пришла золотая осень, вслед за ней придёт морозная белоснежная зима. Но не надо печалиться. Всё в природе повторяется. И каждое время года по-своему прекрасно». «К музыке можно подобрать картину или стихотворение с похожим содержанием. И, наоборот: к картине можно подобрать стихотворение»
|
Выводы сначала предлагается сделать детям с высоким уровнем развития музыкальности и речевого развития. Рефлексия Педагог побуждает детей выражать именно своё мнение |