Урок информатики на тему «Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели». 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Предмет: Информатика.

УМК: Босовой Л.Л.

Класс: 6 класс. Урок №15, Тема 3: Моделирование.

Тема урока: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

  • Расширить представление о моделях и моделировании;
  • Выявить различия в научных и художественных описаниях;
  • Научить школьников составлять словесные описания.
  • Сформировать представление о словесных описаниях как информационных моделях.

Планируемые результаты:

Предметный результат

  • имеет представления о знаковых словесных информационных моделях.

Метапредметный результат

  • владение знаково-символическими действиями;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностный результат

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять назначение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • объект-оригинал;
  • модель;
  • моделирование;
  • информационная модель;
  • знаковая информационная модель;
  • словесное описание:
    • научное описание;
    • художественное описание.

Обеспечение урока (средства ИКТ, ЭОР):

  1. Средства ИКТ: Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проетор, интерактивная доска; ПК учащихся.
  2. Учебник Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
  3. Рабочая тетрадь Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
  4. Карточки с заданиями для работы учащимся.
  5. ЭОР: презентация "Информационное моделирование", плакат "Модели".
  6. Файлы-заготовки: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Синквейн.doc, Вулкан.doc. 

Ход урока 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

Оценивают готовность к уроку.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценить готовность к уроку.

Личностные: Самоопределение - мотивация учения

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и фиксируют в рабочей тетради на полях (на линеечке успешности и достижения цели)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Организовывает внимание и дает пояснение по работе с линеечкой успешности на уроке (задания по предыдущему п.9, вопросам на стр. 57-58).

Предлагает выполнить из РТ упражнения №№ 108 и 109, таким образом воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий.

Включаются в работу в парах; Демонстрируют знания, умения по теме.

Самоконтроль выполненных заданий дома в РТ № 111 (кроссворд).

Работают письменно с № 108, устно выполняют № 109 в парах обсуждают и приводят примеры. Демонстрируют знания, умения по теме, выявляют ошибки и причины их появления, указывают способы их устранения.

Коммуникативные: Сравнить свои точки зрения на предложенные задания и вопросы, прежде чем сделать выбор и принять итоговое решение при работе с оценочным листом.

Построить монологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия.

Оценивают свою работу, сравнивая с эталоном, представленным на ИД.

Взаимный контроль в паре.

Самоконтроль по образцу.

(фиксация на линеечке)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднения.

Организует поисковую работу учащихся.

Предлагает учащимся несколько карточек (Приложение) с заданий, которые представлены в разных формах: тексты, таблицы, карты, фотографии, рисунки, набор формул.

Просит указать, что общего на этих карточках, в чем различие? На всех ли карточках информация для учащихся понятна? Если НЕТ, объяснить почему?

Рассматривают, сравнивают, делают выводы, учитывая, что уже знают с прошлых уроков о разных информационных моделях. Отвечают.

(указывают, что среди представленных информационных моделей, они пока глубоко не изучали текстовые, математические модели - на сегодня в этом видят проблему).

 

Регулятивные:

Обнаружить и сформулировать учебную проблему.

Преобразовать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

Провести наблюдение.

Осуществить сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии.

Сформулировать проблему.

Устный опрос, фронтальная беседа.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

Предлагает сформулировать предполагаемую цель урока и тему.

Составить план работы по новой теме (алгоритм изучения).

Формулируют.

Определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.

Составляют алгоритм, записывают в Рабочий лист урока. (

  1. Познакомиться с материалом учебника параграф 10 пункты 1-3.
  2. Определить виды описаний текстов, размещенных на карточках. Объяснить выбор.
  3. Сверить с эталоном. Оценить работу.)

Регулятивные: Определить цель учебной деятельности. Познавательные:

Аргументировать актуальность проблемы. Анализ информации с целью построения алгоритма. Составить план и выполнить учебное исследование, используя модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме (теме).

Сравнивают с темой на доске, в тетради и в учебнике.

 

 

 

 

Самоконтроль, сверка с эталоном.

(фиксация на линеечке)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: обсудить различные варианты, предложенные учащимися, выбирать оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково.

Организует ситуацию решения учебной задачи.

Организует самостоятельную работу с учебником параграф 10 (п1-3), с раздаточным материалом.

По необходимости оказывает помощь учащимся.

Выполняют задание в группах.

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата.

Представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп).

Регулятивные:

Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

Организовать учебное сотрудничество в группе.

Установить рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному сотрудничеству.

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу согласно

(фиксация на линеечке)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала).

Организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

Выслушивает, по необходимости высказывает свое мнение.

Анализируют, где и когда могут применить полученные знания.

Коммуникативные: Построить монологическое контекстное высказывание.

Устный опрос, фронтальная беседа.

Физкультминутка

7. Практикум. Самостоятельная работа на ПК с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организует деятельность по применению новых знаний в практической деятельности.

Контролирует выполнение работы. Организовывает самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления своих ошибок).

Применяют знания в практической деятельности: Выполняют задание на компьютере Работа № 9 из учебника стр. 167. (Используют приобретенные знания в практической деятельности).

Проверяют самостоятельную работу по образцу и оценивают работу на данном этапе урока (эталону).

Работа с текстом: Сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера.

Определить назначение разных видов текстов.

Личностные: Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Самоконтроль по образцу.

(фиксация на линеечке)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Представляет эталон выполненной работы и условия оценивания уч-ся за весь урок, учитывая работу на каждом этапе.

Анализ достижения цели урока: Учащимся предлагает соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия.

Выставляет оценки за урок с комментированием каждой оценки, учитывая само- и взаимооценивание уч-ся.

Представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп, отд. уч-ся) соотносят с эталоном оценивания на всем уроке.

Выясняют достигнута ли ЦЕЛЬ урока, КАКИЕ возникали проблемы во время работы, ЧТО мешало в работе по достижению цели?

Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности).

Личностная рефлексия (осмысление собственного сознания, самопознание).

Регулятивные:

Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно.

Устный опрос, фронтальная беседа.

(фиксация на линеечке и подведение итогов урока)

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Представляет домашнее задание:

§10 (1, 2, 3), РТ: одно из заданий №113, №114, №115 (по выбору ученика; №116, №117.

Дополнительное задание: №119.

Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.

Записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем.

Познавательные: Осуществить поиск информации с использованием ресурсов библиотеки или Интернета.

Регулятивные: Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно.

Контроль записи дом. задания в дневниках уч-ся.