Предмет: Информатика.
УМК: Босовой Л.Л.
Класс: 6 класс. Урок №15, Тема 3: Моделирование.
Тема урока: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
- Расширить представление о моделях и моделировании;
- Выявить различия в научных и художественных описаниях;
- Научить школьников составлять словесные описания.
- Сформировать представление о словесных описаниях как информационных моделях.
Планируемые результаты:
Предметный результат
- имеет представления о знаковых словесных информационных моделях.
Метапредметный результат
- владение знаково-символическими действиями;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностный результат
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
- понять назначение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- объект-оригинал;
- модель;
- моделирование;
- информационная модель;
- знаковая информационная модель;
- словесное описание:
- научное описание;
- художественное описание.
Обеспечение урока (средства ИКТ, ЭОР):
- Средства ИКТ: Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проетор, интерактивная доска; ПК учащихся.
- Учебник Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
- Рабочая тетрадь Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
- Карточки с заданиями для работы учащимся.
- ЭОР: презентация "Информационное моделирование", плакат "Модели".
- Файлы-заготовки: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Синквейн.doc, Вулкан.doc.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Оценивание/формы контроля |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. Оценивают готовность к уроку. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценить готовность к уроку. Личностные: Самоопределение - мотивация учения |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и фиксируют в рабочей тетради на полях (на линеечке успешности и достижения цели) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
Организовывает внимание и дает пояснение по работе с линеечкой успешности на уроке (задания по предыдущему п.9, вопросам на стр. 57-58). Предлагает выполнить из РТ упражнения №№ 108 и 109, таким образом воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. |
Включаются в работу в парах; Демонстрируют знания, умения по теме. Самоконтроль выполненных заданий дома в РТ № 111 (кроссворд). Работают письменно с № 108, устно выполняют № 109 в парах обсуждают и приводят примеры. Демонстрируют знания, умения по теме, выявляют ошибки и причины их появления, указывают способы их устранения. |
Коммуникативные: Сравнить свои точки зрения на предложенные задания и вопросы, прежде чем сделать выбор и принять итоговое решение при работе с оценочным листом. Построить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия. |
Оценивают свою работу, сравнивая с эталоном, представленным на ИД. Взаимный контроль в паре. Самоконтроль по образцу. (фиксация на линеечке) |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: обсуждение затруднения. |
Организует поисковую работу учащихся. Предлагает учащимся несколько карточек (Приложение) с заданий, которые представлены в разных формах: тексты, таблицы, карты, фотографии, рисунки, набор формул. Просит указать, что общего на этих карточках, в чем различие? На всех ли карточках информация для учащихся понятна? Если НЕТ, объяснить почему? |
Рассматривают, сравнивают, делают выводы, учитывая, что уже знают с прошлых уроков о разных информационных моделях. Отвечают. (указывают, что среди представленных информационных моделей, они пока глубоко не изучали текстовые, математические модели - на сегодня в этом видят проблему).
|
Регулятивные: Обнаружить и сформулировать учебную проблему. Преобразовать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Провести наблюдение. Осуществить сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии. Сформулировать проблему. |
Устный опрос, фронтальная беседа.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. |
Предлагает сформулировать предполагаемую цель урока и тему. Составить план работы по новой теме (алгоритм изучения). |
Формулируют. Определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы. Составляют алгоритм, записывают в Рабочий лист урока. (
|
Регулятивные: Определить цель учебной деятельности. Познавательные: Аргументировать актуальность проблемы. Анализ информации с целью построения алгоритма. Составить план и выполнить учебное исследование, используя модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме (теме). |
Сравнивают с темой на доске, в тетради и в учебнике.
Самоконтроль, сверка с эталоном. (фиксация на линеечке) |
5. Реализация построенного проекта. Цель: обсудить различные варианты, предложенные учащимися, выбирать оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. |
Организует ситуацию решения учебной задачи. Организует самостоятельную работу с учебником параграф 10 (п1-3), с раздаточным материалом. По необходимости оказывает помощь учащимся. |
Выполняют задание в группах. Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата. Представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). |
Регулятивные: Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно. Коммуникативные: Организовать учебное сотрудничество в группе. Установить рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному сотрудничеству. |
Оценивают свою работу согласно (фиксация на линеечке) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала). |
Организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике. Выслушивает, по необходимости высказывает свое мнение. |
Анализируют, где и когда могут применить полученные знания. |
Коммуникативные: Построить монологическое контекстное высказывание. |
Устный опрос, фронтальная беседа. |
Физкультминутка |
||||
7. Практикум. Самостоятельная работа на ПК с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Организует деятельность по применению новых знаний в практической деятельности. Контролирует выполнение работы. Организовывает самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления своих ошибок). |
Применяют знания в практической деятельности: Выполняют задание на компьютере Работа № 9 из учебника стр. 167. (Используют приобретенные знания в практической деятельности). Проверяют самостоятельную работу по образцу и оценивают работу на данном этапе урока (эталону). |
Работа с текстом: Сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера. Определить назначение разных видов текстов. Личностные: Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). |
Самоконтроль по образцу. (фиксация на линеечке) |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Представляет эталон выполненной работы и условия оценивания уч-ся за весь урок, учитывая работу на каждом этапе. Анализ достижения цели урока: Учащимся предлагает соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия. Выставляет оценки за урок с комментированием каждой оценки, учитывая само- и взаимооценивание уч-ся. |
Представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп, отд. уч-ся) соотносят с эталоном оценивания на всем уроке. Выясняют достигнута ли ЦЕЛЬ урока, КАКИЕ возникали проблемы во время работы, ЧТО мешало в работе по достижению цели? |
Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности). Личностная рефлексия (осмысление собственного сознания, самопознание). Регулятивные: Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно. |
Устный опрос, фронтальная беседа. (фиксация на линеечке и подведение итогов урока) |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Представляет домашнее задание: §10 (1, 2, 3), РТ: одно из заданий №113, №114, №115 (по выбору ученика; №116, №117. Дополнительное задание: №119. |
Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов. Записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем. |
Познавательные: Осуществить поиск информации с использованием ресурсов библиотеки или Интернета. Регулятивные: Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно. |
Контроль записи дом. задания в дневниках уч-ся. |