Урок биологии по теме «Бесполое размножение». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Ключевые слова: проблемное обучение, Бесполое размножение, технология развития критического мышления


Данная тема урока изучается в курсе «Биология. Живой организм», в разделе «Жизнедеятельность организмов». На изучение этой темы отводится 1 час. Данный урок является первым при изучении размножения организмов. Он предваряет формирования понятия полового размножения и сравнения полового и бесполого типов размножения, анализа их преимуществ.

Урок проводится с целью создания условий для усвоения учащимися представлений об особенностях бесполого размножения организмов как важнейшем их свойстве через применение технологий развития критического мышления (что знаю?, что хочу узнать?, что узнал?), проблемного обучения (решение проблемного вопроса, доказательства гипотез), алгоритмической (выполнение практической работы по инструктивной карте). Наглядный материал может быть представлен картинками, рисунками или оформлен в виде презентации, а также натуральными объектами и гербариями.

На уроке формируются навыки учебного взаимодействия в группе; самостоятельной работы с текстом учебника, умение самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбора необходимой информации для выполнения заданий, работы с натуральными объектами.

Кроме того, осуществляются межпредметные связи биологии и русского языка через правописание гласных «о», «а» в слове «размножение».

Выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке осуществляется за счет смены видов деятельности и работы в группах переменного состава, а также подвижной игры «Лошади- жокеи».

Контроль знаний и оценивание проводится с помощью заполнения листа контроля, в результате чего осуществляется взаимо- и самооценивание. На этапе рефлексии используется прием «Лестница успеха», где учащиеся, анализируя свою деятельность, определяют ступень успеха на данном уроке.

Домашнее задание: 1) Ориентировано на пройденный материал на уроке (терминология); 2) Ориентировано на углубленное изучение темы; 3) Практическая отработка навыков размножения комнатных растений.

Цели урока: Создание условий для усвоения учащимися представлений об особенностях бесполого размножения организмов как важнейшем их свойстве.

Задачи урока:

  • Образовательные – Сформировать понятия об основных формах и способах размножения организмов, о бесполом размножении, о вегетативном размножении, его значении в обеспечении преемственности между поколениями, о непрерывности жизни на Земле; углубить знания о клетке как структурной и функциональной единицы живого, о делении клетки как основе роста и размножения организмов.
  • Развивающие – Способствовать формированию навыков учебного взаимодействия в группе; умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план решения проблемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и практическую работу). Способствовать развитию навыков аргументированного выступления; работы с натуральными объектами и гербариями. Создать условия для развития психологических особенностей учащихся: мышления, памяти, внимания.
  • Воспитательные – Способствовать воспитанию экологической культуры учащихся через осознание значения размножения организмов для сохранения численности видов; формированию толерантности при работе и ценности интеллектуального труда.

Планируемые результаты [1]:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • суть понятий и терминов: «размножение», «бесполое размножение», «почкование», «спорообразование», «деление», «вегетативное размножение»;
  • органы и системы, составляющие организм растения и животного.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять сущность размножения организмов;
  • сравнивать процессы размножения различных организмов;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Личностные результаты обучения

  • Формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе;
  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свою учебную деятельность;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • участвовать в групповой работе;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на рисунках;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Тип урока: Первичное предъявление новых знаний.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, алгоритмическая, ИКТ.

Методы обучения: словесный (диалог), наглядные (рисунки, фотографии или презентация, рабочие листы, натуральные объекты), объяснительно-иллюстративный (рисунки учебника), репродуктивный (воспроизведение по алгоритму, опорная схема), частично-поисковый (выдвижение и аргументация гипотезы, использование сведений из различных источников информации, выбор необходимой информации для выполнения заданий), интерактивный (работа по обработке информации в малых группах и группах переменного состава).

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: дидактический материал (карточки буквы/цифры на магнитах, инструктивные карты к практической работе, конверты с сигнальными знаками на магнитах и инструктивной картой для выполнения задания № 2 , карточки на магнитах с изображением организмов для задания № 3 «Лошади и жокеи»), учебник, комнатные растения, клубень, луковица, коробка-тайник. Возможно оформление в виде презентации.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Психологический настрой: В начале урока определите свое настроение. Что нужно для того, чтобы ваше настроение повысилось? Улыбнитесь друг другу!

Психологический настрой.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

(Индивидуальная работа на терминологию, самооценивание)

Перед вами находится биологический тайник, открыть который вы сможете, если разгадаете пароль. Это слово, которое обозначает одно из свойств живых организмов. Каждый из вас вытягивает вопрос и дает ответ, если затрудняетесь, класс может помочь.

Выберите букву и откройте на доске свой номер.

  1. Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды (1 буква).
  2. Самые крупные сосуды кровеносной системы человека (1 буква)
  3. С помощью какого процесса происходит воздушное питание у растений (10 буква)
  4. С помощью чего кости скелет животного приводятся в движение (1 буква)
  5. Какая система органов регулирует работу всего организма, его связь с окружающей средой (1 буква)
  6. Органы дыхания рыб (1 буква)
  7. Органы дыхания млекопитающих (6 буква)
  8. Процесс газообмена между организмом и окружающей средой (5 буква)
  9. Врожденный комплекс особых для каждого вида реакций на воздействие среды (1 буква)
  10. Какая система органов позвоночных животных осуществляет транспорт веществ (5)

(Фронтальная работа, самооценивание)

Итак, какое слово – пароль получилось? Значит, о чем мы будем сегодня говорить?

р а з м н   ж е н и е

Вставьте пропущенную букву.

Но открыть мы тайник сейчас не можем, так как еще нужно узнать код, что вы и будете делать далее.

Кроме того, разгадывая пароль, вы пользовались буквами двух цветов, как мы можем это использовать в работе? Я вам предлагаю распределиться на группы по цветам. Все у кого была карточка с зеленым цветом садятся за столы справа, с красным – слева.

В листы самоконтроля <Приложение> впишите свои фамилии, куда в течение урока не забывайте выставлять себе баллы за каждый этап урока, для того чтобы в конце урока вы могли их суммировать и выставить себе оценки. Кто у вас сегодня спикер?

Музыка. Размножение – один из самых сложных процессов в жизни организмов. Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет. Благодаря тому, что каждый организм оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида.

(Индивидуальное задание)

Задание 1. Составить определение понятия «Размножение» из слов: Подобных, воспроизведение, себе.

Что вы знаете о размножении?

Посмотрите на рисунок (верблюд, дождевой червь, амеба), что здесь лишнее? Почему? Какими способами они размножаются?

Какой из них более простой и древний?

Это и будет тема нашего урока.

Какую цель вы поставите перед собой для изучения данной темы?

Что бы вы хотели узнать по этой теме?

На какие вопросы вы отвечаете при составлении плана (на доске)

С помощью чего вы будете это узнавать?

 

Вытягивают вопрос, отвечают на него, нужную букву прикрепляют на доску.

  1. раздражимость
  2. артерии
  3. фотосинтез
  4. мышцы
  5. нервная
  6. жабры
  7. легкие
  8. дыхание
  9. инстинкт
  10. кровеносная

 

 

размножение

 

«о»

 

Формируют 2 группы, Самостоятельно распределяют роли, заполняют лист самоконтроля.

 

Два ученика составляют определение

 

 

 

Ответы учащихся

Верблюд, остальные размножаются просто. Половое и бесполое.

Бесполое размножение

Записывают число и тему урока

Ставят цель урока

Что? Как? Зачем? – Понятие, Способы, свойства, Значение

Учебник, компьютер

Совместное открытие знаний

(Групповая работа, общее задание, групповая оценка)

Используя текст учебника[2] и сигнальные знаки, выполните задание № 2 – сущность бесполого размножения.

Сколько организмов участвует в размножении?

Сколько организмов образуется?

Какие признаки приобретает дочерний организм?

Схему запишите в задние 2 опорной схемы <Приложение>.

Сделайте вывод: При бесполом размножении признаки материнского организма… (сохраняется, не сохраняется).

Вывод: При бесполом размножении признаки материнского организма сохраняются.

Давайте это подтвердим или опровергнем.

А все ли бесполые организмы размножаются одинаково?

(Работа в группе, взаимооценивание).

Выясните о сущности каждого способа бесполого размножения и составьте по 1 «тонкому» и «толстому» вопросу для другой группы. Результат запишите в задании 3 опорной схемы.

С какими способами бесполого размножения вы познакомились?

Вывод: Сохраняются ли признаки материнского организма при данных способах размножения?

 

 

одна группа вывешивает на доску, другая согласна или нет

 

 

нет

Работают с текстом учебника, обсуждают информацию, составляют вопросы для другой группы.

Каждая группа задает вопрос, другая отвечает, проводят взаимопроверку.

Ответы учащихся: деление клетки, почкование, спорообразование, фрагментация и регенерация, вегетативное размножение.

Самостоятельное применение знаний

Выполните задание №3 «Жокей и лошади». У одних из вас название организмов, у других – способы размножения. Организмы должны найти свои способы размножения и результат вывесить на доске. Объясните, почему вы так решили?

(Работа по вариантам, взаимопроверка по шаблону и взаимооценивание)

Организм (изображение) Способ размножения
1. Эвглена зеленая 1. Почкование
2. Гидра 2. Вегетативное
3. Грибы 3. Спорообразование
4. Плоские черви 4. Деление клетки
5. Земляника 5. Деление тела (фрагментация) и достраивание до целого организма (регенерация)

Выполнив правильно задание, вы узнали код от тайника

Давайте посмотрим что там (хлорофитум, фиалка).

Каким из этих способов они размножаются?

Какими частями растений происходит вегетативное размножение, вы узнаете, если отгадаете два таинственных объект, которые находятся в тайнике.

  • во-первых, здесь находится всем вам хорошо известный «земляной плод», которое называют вторым хлебом;
  • второй объект – «слезный» побег, который средневековые рыцари часто носили на груди как талисман от болезней;

Клубень, луковица - какая это часть растения?

Какие части растения вы можете использовать для размножения данных растений?

Выполните практическую работу, используя инструктивные карты, и размножите данные вам растения <Приложение>.

(Группы работают с разными растениями, взаимооценивание)

Прежде чем преступить к работе, необходимо вспомнить некоторые правила техники безопасности, какие?

  • Работать с почвой в перчатках;
  • Осторожное обращение с режущими предметами.

Представьте результат своей работы, объясняя, что вы делали и почему именно так.

Итак, с какими способами вегетативного размножения вы познакомились?

Почему вегетативную форму размножения растений человек часто использует в своей практической деятельности?

Что общего во всех формах бесполого размножения?

Тогда, опровергаете или подтверждаете то, что «При бесполом размножении признаки материнского организма сохраняются»?

Проанализировав записи опорной схемы, давайте подведем итог урока:

(Размножение – это воспроизведение себе подобных.

Способы бесполого размножения: 1) деление клетки 2) почкование 3) спорообразование 4) фрагментация и регенерация 5) вегетативное размножение.

Вегетативное размножение у растений: побегом – 1) лист; 2) надземная часть (стеблевые черенки, отводки, усы, ползучие побеги, деление кустов); 3) подземные побеги (луковица, клубень, корневище, клубнелуковица, прививка, клонирование) 4) корень (корневые черенки, корневые отпрыски).

Значение бесполого размножения – Сохранение свойств вида, быстрое увеличение числа особей и их расселение).

Выполняют задание на соответствие:

Учащиеся встают в круг и находят себе пару, соответствующие карточки вывешиваю на доску

 

Проверяют правильность выполнения по шаблону:

(1-4, 2-1, 3-3, 4-5, 5-2).

 

 

 

 

Вегетативным

Разгадывают загадки:

  • клубень картофеля
  • луковица

подземный побег

надземный побег

 

Учащиеся выполняют практическую работу по инструктивной карте, 1 группа с традесканцией, 2 группа с фиалкой.

Отчет групп о проделанной работе, результат оформляют в опорной схеме задания 4 и 5.

Вегетативное размножение способствует быстрому увеличению числа особей и высоких урожаев.

Сходство с материнским организмом.

Подтверждают гипотезу.

 

Подводят итоги урока.

Рефлексия

Заканчивая урок, мне хотелось бы узнать, чему новому вы сегодня научились? Для чего изучали эту тему? Где вам это пригодится?

Теперь суммируйте все баллы и выставите себе оценку за урок, оцените сотрудничество в группе. Прокомментируйте, кого вы похвалите? Все согласны?

А теперь, определите на какой ступени лестницы успеха вы находитесь, прикрепив свою фигурку к определенной ступени? Почему? Кто на 4 и 5 ступеньках? Кто на 3 ступени? Кто на 2 и 1?

Что нужно сделать, что бы подняться на верхние ступени?

Ответы учащихся

 

 

Выставляют оценки, комментируют

 

 

Каждый учащийся прикрепляет свою фигурку на соответствующую ступень, объясняет почему.

 Итог урока

7. Домашнее задание.

Открываем дневники, выставляем оценки и записываем д/з: по желанию выбираете задание 1) повторить термины по § 18; 2) найти дополнительную информацию о способах размножения - прививка (трансплантация), клонирование; 3) размножить комнатное растение любым известным вам способом.

Спасибо за плодотворную работу, думаю, что с таким же хорошем настроением вы пойдете на следующий урок.

Записывают домашнее задание

 

Спикеры приносят листы самоконтроля. Учащиеся приводят рабочее место в порядок.

Источники информации:

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс, авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. – М: Дрофа, 2013.
  2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М: Дрофа, 2012.
  3. ppt4web.ru/biologija/vegetativnoe-razmnozhenie-pokrytosemennykh-rastenijj0.html (рисунки к практической работе)