Экологическое воспитание детей в системе коррекционно-педагогической работы. Занятие «Берегите планету» в старшей логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Дать представление о неразрывной связи человека с природой, подвести пониманию того, что все мы нужны друг другу, познакомить с основными правилами поведения в природе, активизировать и обогащать словарь детей, способствовать воспитанию уважительного отношения к природе, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе, правильно произносить звуки.

Словарная работа: ядовитые газы.

М/П: худ. слово, вопросы. Жалобная книга, игра «Собери грибы».

Материал: ёлки, сухое дерево, картинки, корзинки, листочки.

Худ. литература:

  • «В гармонии с природой» А.Ф. Павленко;
  • «Экологическое воспитание» Л.И. Глизерина.

Ход занятия

Ведущий:

Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
– Здравствуйте! – скажем солнцу и птицам
«Здравствуйте» – милым улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером

(дети здороваются)

Ведущий: Ребята, знаете ли вы, что такое природа ?

(солнце, цветы, деревья, растения, животные т.е. природа – это то, что нас окружает)

Ведущий: Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы

– для того, чтобы люди были здоровыми, какой воздух нужен? (чистый)

– как вы думаете, что загрязняет воздух?

(воздух загрязняют заводы, т.к. они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют машины, которые, выпускают из выхлопных труб обработанные газы, курильщики) опасен он, тем, что людям трудно дышать, появляется аллергия, можно заболеть)

– А где же самый чистый воздух? (в лесу)

– А раз так, значит человек должен очень бережно относится к природе, дружить с ней, уважать её законы

– А вот может ли природа жить без человека, в этом нам поможет разобраться сама Фея Природы.

Приходит огорчённая Фея Природы. Она говорит, что побывала в своих владениях – в лесу, на реке, в поле – везде слышала жалобные голоса растений, и животных. Все жалобы записала в жалобную книгу природы. Послушайте, кто и на что жалуется.

1страница – на ней нарисована ёлка и пеньки, пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна осталась. Но под Новый год появились в лесу, жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок – дети обсуждают

2 страница – жалоба лягушек

«Когда мы сидим под водой, нам жаловаться не на что, но стоит выбраться из воды на сушу, как обязательно находятся охотники пострелять в нас из рогаток. Объясните, дорогие ребята, что нельзя так поступать, мы – то только квакать умеем» – дети рассказывают для чего нужны в природе лягушки.

3 страница – жалуются муравьи

« Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас, как бревно. Из тысяч хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них – забава, для нас беда. Пожалейте нас».

– Как защитить муравейник? (огородить заборами)

4 страница – нарисованы дубки, липки, ели.

«Жалуемся мы на лыжников. Снег закрыл молодые деревца, одни макушки торчат. А лыжникам всё нипочём – топчут нас и портят. Просим внимания и защиты».

Нарисованы птицы.

«Птичьих столовых у нас много. За это, ребята вам наше птичье спасибо. Но много в птичьих столовых: меню однообразное, каша мороженая, хлебные крошки снег засыпал. То ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто».

Фея благодарит, за доброе сердце и с помощью волшебной палочки приглашаем на лесную полянку. Раньше полянка была очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали поляну пустыми банками, грязной бумагой, бутылками – как помочь поляне? (дети приводят полянку в порядок и оживляют сухое дерево, отвечая на вопрос, как вести себя в лесу?)

По ходу можно определить ветку ели и ветку сосны.

Игра «Собери съедобные грибы». (дети садятся)

Ребята, как вы думаете, без чего ещё человек не может прожить? (без воды)

Фея рассказывает: Жил на свете Водяной. Не простой, а самый главный. Как все главные лица, жил неплохо. Водой руководил. Решил он как – то проверить, вся ли вода в царстве на месте, всё ли в порядке? Не обманывают ли его подчинённые. Недоверчивый он был, подозрительный.

Водяной: будешь тут подозрительным. Глаз да глаз за всеми нужен. Учёт и контроль. Без них вся вода меж пальцев уйдёт. Ничего не останется, одна пустыня. (включили компьютер, взял очки, счёты)

Фея: между прочим, был главный водяной старый престарый.

Водяной: ну уж, прямо сразу и старый. Ну, пожилой…

Фея: мудрый, премудрый.

Водяной: Вот это верно, нет возражений. Правда, в последнее время такое на свете делается, не успеваю за всеми уследить. Принтеры…компьютеры. «Вот телевизор недавно купил фирмы «Наливное яблоко». Постучу по нему – новости показывает. Да беда новости все не весёлые – то нефть в море разлили, то речку загрязнили, то родники замусорили. Одно расстройство.

– А вы, то сами как считаете, ребята, нужна ли вода человеку и для чего?

– Какую воду считают чистой? (чистая вода прозрачная, не пахнет, нет неприятного вкуса. Когда то давно, люди пили речную воду, а теперь её пить нельзя. Одна загрязнена. Заводы сливают грязную воду, многие бросают мусор в воду…)

Водяной: Да и воды в природе стало меньше, правда, Русалки мои счёт ведут.

Фея: знаю, как Русалки твои считают. Насобирают капель побольше, солью их вместе и смотрятся, как в зеркало. То чешую чистят, то хвосты украшают. (водяной вызывает Русалку).

Русалка: Ну, чего надо? Поспать не дают. Чуть что, Русалка подай, Русалка принеси, причесаться некогда.

Водяной: ты это прекрати! Ты перед кем стоишь? Ты перед главным Водяным стоишь! Говори куда вода пропадает?

Русалка: Ежели ты главный, то сам должен всё знать.

Водяной: Цыц! Распустились там под водой все! В рабочее время начальству грубят! Принеси ка мне сейчас книгу учёта и расхода воды!

Русалка (пожимает плечами зевает): так бы сразу и сказал! А то только и делают, что воспитывают. Рыбой не корми, дай только всех поучить. Счёты бы лучше новые прислали. Сами – то на компьютере клавиши нажимаете, а мы все по старинке. (приносит книгу, увешанную водорослями). Водяной бережно берёт, отряхивает.

Русалка: вот, нн извольте сомневаться, всё точно, как в аптеке. И даже ещё точнее.

Водяной: так выпало 5 тысяч 3 литровых банок в виде дождя. С земли, прудов, озёр, испарилось 2 тысячи банок. (считает на пальцах) так, 10*3, 100 в уме. А остальное где?

Русалка: и вправду, часть воды исчезла.

Водяной: упустили водицу родимую, а нынче вода дорога.

Ребята, а вы не подскажите, куда могла деться?

(люди не экономично расходуют, из кранов вода протекает, нужно закрывать краны)

Вода нужна и рыбам, и растениям и животным.

Водяной – Давайте буем охранять реки и озёра, научимся не загрязнять воду, беречь её. А я со своими поданными строгий учёт буду вести, чтобы ни одна капелька у нас больше не пропадала.

Ребята:

Мы растём, растём
Всё о мире узнаём
Не обидим мы букашки
Гнёзд не разорим и пташек
Не сорвёт прекрасный ландыш
Муравейник сохраним
Ручеёк не замутим.

Фея: Все должны жить дружно на Земле, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Ребята:

Давайте, люди, дружить друг с другом
Как птица – с небом
Как травы – с лугом
Как ветер – с морем
Поля – с дождями
Как дружит солнце со всеми с нами
Давайте, люди, к тому стремится
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам
Как самым верным своим друзьям
Давайте, люди, беречь планету
Во всей вселенной похожей нету
Во всей вселенной на всех одна
Что будет делать без нас она.