Слайд 1. Презентация
В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Реализация цели деятельностного подхода предполагает организацию специальной деятельности обучающихся. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учеников стала в последнее время одной из центральных задач обучения.
Слайд 2.
Решению современных задач образования может помочь развивающий курс междисциплинарного обучения (МДО) в рамках программы “Одаренный ребенок”, автор которого доктор психологических наук, член РАО Шумакова Н.Б. Курс имеет следующую цель: создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
В лицее №135 г. Екатеринбурга данный курс ведется с 2004 года, сначала часы на его изучение были включены в лицейский компонент учебного плана начальной школы, а затем – в учебный план основной школы.
Слайд 3.
В основе построения содержания и методики курса МДО лежат принципы, научно обоснованные и признанные в мировой практике, в основе которых идеи В.П.Вахтерова о признании принципа единства и неразделенности наук, Л.С.Выготского о значении сотрудничества и кооперации в развитии психического развития ребенка, А.М.Матюшкина об обучении как творческом процессе.
Вряд ли кто осмелится сейчас оспаривать факт, что развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека является одной из важнейших целей обучения в школе. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.
Слайд 4.
Основными задачами обучения являются:
- развитие широких познавательных интересов;
- развитие системного, творческого, критического, логического мышления, способности к решению проблем;
- развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
- обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
- развитие способности к самопознанию, формирование положительной “я-концепции” и понимания ценности и уникальности другого человека.
Слайд 5.
Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия.
Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений:
1 и 2 класс: Изменение;
3 класс: Влияние;
4 класс: Порядок;
5 класс: Преемственность;
6 класс: Система;
7 класс: Сила;
8 класс: Адаптация;
9 класс: Взаимосвязь;
10 и 11 классы: нефиксированная глобальная тема, например, Цикличность, Мера, Случайность и закономерность.
В основе выбора глобальной темы для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.
Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, то есть таких идей, которые справедливы к целому ряду областей знаний.
Слайд 6.
На уроках МДО изучение какой-либо проблемы предполагает многомерность, которая складывается из существования разных точек зрения или позиций рассмотрения одного и того же вопроса или проблемы.
Любое обобщение изучается с разных точек зрения:
- Естествоиспытателя;
- Лингвиста;
- Историка;
- Искусствоведа;
- Философа и т.д.
Слайд 7.
В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети проигрывают разные социальные роли, приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих работ в самых разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, схем, коллажей, моделей, инсценировок, диалогов, пантомимы и др.
Исследовательские умения неразрывно связаны с формированием коммуникативных компетенций.
С первых дней обучения начинается постепенное знакомство с новой терминологией и усвоение ее учащимися: “словарь исследователя”, “факт”, “гипотеза”, “доказательство”, “индукция”, “дедукция” и другие.
Наиболее распространённой и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах.
Слайд 8.
Какие условия для личностного развития ребенка создаются при обучении в малых группах?
- Создание условий для порождения вопросов и ответов;
- Рефлексия мыслительного процесса, достижение понимания решения;
- Обеспечение эмоционального благополучия;
- Удовлетворение образовательной потребности;
- Удовлетворение потребности в межличностном общении;
- Развитие саморегуляции;
- Обеспечение принципа мультимодальности в обучении (включение всех каналов восприятия и переработки информации);
- Обеспечение высокого уровня насыщенности содержания обучения (то есть информация поступает в больших объемах, а обучающийся берет столько, сколько сможет);
- Дифференциация и индивидуализация содержания обучения;
- Дифференциация и индивидуализация “помощи” учителя.
Исследования на занятиях МДО осуществляются индуктивным или дедуктивным способом.
В процессе исследования, учащиеся заполняют специальные “рабочие листы”, которые помогают собирать необходимую информацию и структурировать её.
Какие возможности для формирования универсальных учебных действий в свете новых требований ФГОС дает технология МДО?
Слайд 9.
Определение универсальных учебных действий прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Суть понятия сводится к следующему: это совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Рассмотрим возможность формирования УУД на каждом этапе урока-исследования.
Слайд 10.
Этап мотивации.
Цель этапа
- При индуктивном исследовании – создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы или вопроса
- При дедуктивном исследовании - создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза – обобщение.
Слайд 11.
Способы создания проблемной ситуации
- Прием ключевых слов
- Прием загадки – интерпретации
- Выполнимое / невыполнимое действие
- Прием погружения в проблему
Слайд 12.
УУД на этапе мотивации
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: формулирование проблемы; выдвижение гипотез.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Слайд 13.
Этап исследования
Цель этапа:
- Поиск решения проблемы
- Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы – обобщения
Формируются:
Слайд 14.
Познавательные УУД -
- поиск и выделение необходимой информации;
- преобразование информации в разные формы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез-составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение вести наблюдения, проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации.
Слайд 15.
Коммуникативные УУД
- умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнеров;
- высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
- умение слушать мнения других;
- оформлять свои мысли в устной форме в виде одного предложения или небольшого текста;
- умение выполнять различные роли в группе;
- совместно договариваться о правилах работы и общения в группе;
- вырабатывать и принимать коллективные решения.
Регулятивные УУД
- умение работать по предложенному учителем плану;
- прилагать усилия для преодоления трудностей;
- сверять свою работу с целью и планом;
- поправлять себя при необходимости, если результат не достигнут.
Слайд 16.
Этап представления результатов
Цель этапа:
- сообщить о результатах работы группы
Коммуникативные УУД
- умение доносить информацию до других,
- владеть приемами монологической и диалогической речи,
- умение слушать других.
Познавательные УУД
- представление информации в разных формах (рисунок, схема, таблица опорный конспект),
- передача информации в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Слайд 17.
Этап организации информации
Цель этапа:
- При индуктивном исследовании - сортировка или классификация полученных фактов с целью обеспечения условий для открытия нового знания
- При дедуктивном исследовании сортировка или классификация полученных фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе – обобщению
Формируются
Познавательные УУД
- Сравнивать
- Группировать
- Классифицировать факты
- Обобщать
Слайд 18.
Этап связывания информации
Цель этапа:
- Открытие и формулирование нового знания при индуктивном исследовании
- Формулирование заключения о доказанности гипотезы при дедуктивном исследовании
Создаются условия для формирования
Коммуникативные УУД
- участие в коллективном обсуждении,
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Слайд 19.
Этап подведения итогов. Рефлексия.
- Значение этапа – оценка того, в какой мере достигнуто решение проблемы.
Приобретаются следующие УУД
Регулятивные УУД
- умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и в целом класса на уроке;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех по достижению общей цели;
- осознавать причины своего и общего успеха или неуспеха.
Слайд 20.
Использование технологии междисциплинарного обучения формирует метапредметные универсальные учебные действия, что позволяет выходить на новый результат обучения и новые оценки деятельности обучающихся. Следует подчеркнуть, что программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка. На междисциплинарное обучение учителя лицея возлагают большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса, так как использование технологии возможно на уроках разных циклов, и такой опыт применения технологии МДО имеется. В процессе деятельности лицея как стажировочной площадки по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО при Институте развития образования Свердловской области учителя делились опытом с коллегами других регионов. Технология междисциплинарного обучения позволяет повысить результаты обучающихся на трёх уровнях, указанных в стандартах второго поколения: личностном, метапредметном, предметном.
Для слайдов №2-8 использовались материалы из книги “Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.