Цель: усвоение всеми учащимися знаний о факторах, влияющих на скорость химической реакции и единицах её измерения.
Задачи:
сформировать понятие о факторах, влияющих на скорость химической реакции;
развивать умение вступать в диалог, уточнять, слушать, анализировать ответы других;
развивать умение раскрывать смысл химических явлений.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: штатив с пробирками, щипцы, салфетки, ступка с пестиком, чашка Петри, чайник электрический.
Реактивы:
Простые вещества: Zn, Al, Mg, Fe,Cu, Na, I;
Оксиды: MnO2, CuO, H2O2, H2O
Кислоты: HCl, H2SO4, CH3COOH,
Соли: Na2SO3, CaCO3, KI, CuSO4,
Гидроксиды: NaOH
Ход урока
1. Организационный момент
2. Организация целевого пространства (подведение к теме)
Как вы можете объяснить понятие “скорость”?
Химики характеризуют быстроту химических реакций, т.е. превращения веществ за единицу времени, как скорость химических реакций. Так как в зависимости от условий одна и та же реакция может протекать с различными скоростями. Скорость химической реакции может быть 1моль/л. с, 1 кмоль/ м3. мин, 1 ммоль/мл. ч и т.д.
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, которую необходимо решить на уроке.
Тема урока “Факторы, влияющие на скорость химических реакций”
Выполнение лабораторной работы (демонстрационной) учителем.
1) Демонстрационный опыт. В 1-ю чашку Петри налить воды и прибавить 2-3 капли раствора фенолфталеина. Бросить в воду небольшой кусочек металлического натрия. Во 2-ю чашку Петри с водой опустить гранулу цинка. Сравнить наблюдения. Обратить внимание учащихся на ряд активности металлов (таблица).
HCl + Mg =
HCl + Fe =
HCl + Zn =
HCl + Al =
Вопрос учителя: Какая реакция идет быстрее? В чём причина? Обратите внимание на природу веществ.
Вывод (с записью в тетрадях): на скорость химической реакции влияет природа реагирующих веществ. У каждого вещества свой темперамент. Для металлов необходимо учитывать их положение в ряду напряжений.
2) Демонстрационный опыт. В 3 пробирки налить раствор тиосульфата натрия (1, 2 и 3 мл соответственно). К содержимому в1 пробирки добавить 2мл воды и во 2-ю пробирку – 1 мл. во все 3 пробирки добавить по 1 мл раствора серной кислоты. Через какое время наблюдается образование мути в каждой пробирке?
Р-р H2SO4 +Zn =
Конц. H2SO4 + Zn =
Р-р HCl + Zn =
Конц. HCl + Zn =
Р-р H2SO4 + Cu =
Конц. H2SO4 + Cu =
Вопрос учителя: Какая реакция идет быстрее? В чём причина?
Вывод (с записью в тетрадях): На скорость химической реакции влияет концентрация кислоты (реагирующих веществ). Эксперимент обобщается законом действия масс. Закон не распространяется на твердые вещества.
3) Демонстрационный опыт
В стакане нагрето 150 мл воды до 50-60 С. В 2 пробирки налить по 4 мл раствора пероксида водорода и по 3 капли раствора гидроксида натрия. Одну пробирку оставить в штативе, а 2-ю погрузить в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения газа определяется различная скорость разложения пероксида водорода.
H2SO4 + CuO =
H2SO4 + CuO нагревание =
H2SO4 +Zn =
H2SO4 +Zn нагревание =
NH4Cl =
NH4Cl нагревание =
Вопрос учителя: В каких условиях заметна реакция?
Вывод (с записью в тетрадях): На скорость химической реакции влияет подогрев (повышенная температура)
Этот закон установил С.Аррениус в 1889 г. При повышении температуры на 100 С скорость химической реакции увеличивается в 2 раза. Закон Вант-Гоффа: при изменении (повышении или понижении) температуры реакции на каждые 10 0 Скорость реакции соответственно изменяется (увеличивается или уменьшается) в 2-4 раза.
H2SO4 + Al =
H2SO4 + Al + CuSO4 =
Что повлияло на скорость химической реакции?
Вывод: На скорость химической реакции влияет присутствие катализатора- вещества, ускоряющего химическую реакцию, но сами при этом не расходуются.
Ингибитор – вещество, которое замедляет скорость химической реакции.
HCl + порошок мела =
HCl + комочек мела
Какая реакция закончится быстрее? Что повлияло?
Вывод: на скорость химической реакции влияет площадь соприкосновения веществ
К.Л. Бертолле – французский химик разработал основные закономерности протекания химических реакций. О скорости реакции судят по изменению концентрации одного из исходных веществ в единицу времени.
4. Рефлексия
1) Какая из реакций будет идти быстрее?
а) Cu + HCl =
б) Fe + HCl =
в) Al + HCl =
2) Где лучше будет гореть лучина?
а) на воздухе
б) в кислороде в) в азоте
3) Во сколько раз возрастет скорость химической реакции при изменении температуры от 10 до 500 С.
а) в 4 раза
б) в 2 раза
в) в 5 раз
4) К каким системам относятся:
а) вода – лёд | б) газ – газ | |
А) гомогенная | Б) гетерогенная |
5) Признаки химических реакций:
а) изменение агрегатного состояния
б) изменение цвета
в) образование осадка
г) растворение вещества
д) образование газа
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
1) изучить § 29, ответить на вопросы устно;
2) приведите примеры влияния факторов на скорость реакции на бытовом уровне.