Одноклеточные водоросли. Строение и роль в природе

Разделы: Биология


Цель урока: показать, что клетка может быть целостным организмом; рассмотреть особенности строения одноклеточных водорослей, их роль в природе.

Задачи.

Образовательные: начать формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей, познакомить с многообразием, средой обитания и особенностями жизнедеятельности водорослей.

Воспитательные: обратить внимание на красоту природы и одноклеточных растений, подвести к пониманию необходимости заботы о природе.

Развивающие: развивать навыки работы с микроскопом, дополнительными источниками информации, ведения конспективных записей, выполнения тестовых заданий; развивать интерес к изучению биологии.

Ход урока

I. Организационный момент

До начала урока на партах размещаются материалы с рабочими листами, тестовыми заданиями и оборудование для проведения лабораторной работы (микроскопы и микропрепараты). На доске прикрепляются карточки с названиями новых систематических групп (обратной стороной.

Здравствуйте, ребята!

У нас с вами сегодня пройдёт необычный урок, а урок-экспедиция.

– А что же такое экспедиция? (Путешествие со специальной научной целью)

Во время экспедиции путешественники узнают много нового, делают путевые заметки. Мы с вами тоже будем делать записи в специальных рабочих листах, которые находятся у вас на партах.  А чтобы ваши старания были оценены по достоинству, давайте их подпишем. Старайтесь ничего не пропустить, успевайте выполнить задания, будьте внимательны!

II. Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы с вами говорили о науке систематике.

Давайте вспомним, что же такое систематика? (Ответы учеников)

Кто был первым учёным-систематиком? (Ответы учеников)

Какой вклад в науку он сделал? (Ответы учеников)

А зачем нужна классификация растений? На основе каких признаков растения объединяются в одну группу: вид, род и т.д.

Ребята, давайте попробуем на доске представим классификацию растений от царства до вида. (Один из учеников работает у доски с карточками - задание на соответствие).

Молодцы!

У меня есть ещё одно задание, которое я вам приготовила заранее.

Но к сожалению наша уборщица, когда мыла доску, всё перепутала. Давайте сейчас с вами попробуем всё восстановить.

На доске карточки с названиями систематических групп.

Царство: Растения
Отдел: Покрытосеменные
Класс: Двудольные
Порядок: Капустоцветные
Семейство: Капустные
Род: Капуста
Вид: Капуста огородная

А сейчас, давайте немного поиграем! У меня есть специальный мешочек, со словами. Ваша задача, достать один и объяснить смысл слова.

Слова: вид, таксон, царство, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Аристотель.

Молодцы!

Но у меня есть одна проблема.

Попробуйте ответить на следующие вопросы (они написаны на доске)

- Кто покрасил белых медведей в зоопарке?

- Что является причиной “цветения” воды в водоемах?

- Что такое арбузный снег?

- Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь. Как можно объяснить это явление?

Узнать ответы на эти вопросы и будет целью нашей сегодняшнего путешествия.

Итак, ребята наше знакомство с растительным миром мы начнём с самых древних жителей нашей планеты – водорослей. Водоросли – это так называемые низшие растения, т.е. их тело не разделено на органы (корни, листья, стебли)

На доске:

Я рожден волной зеленой,
Корнем к камню прикреплен.
Влагой горькой и соленой
Этот корень напоен…

Начнём наше знакомство с водорослями с самых простых -одноклеточных водорослей.

Оказывается, есть такие одноклеточные растения, которые выступают в роли целого организма. Именно их нам предстоит сегодня изучить, чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы.
Итак, записываем тему нашего урока –

Одноклеточные водоросли. Строение и значение.
Сегодня мы постараемся выяснить, как устроены и какую роль в природе играют одноклеточные водоросли.

III. Изучение нового материала

– Куда же отправиться нашей экспедиции на их поиски? Где обитают водоросли? (В водоемах)
Мы мысленно переместились на берег реки и взяли пробу воды.
– Что можно сказать о её внешнем виде? (Вода имеет зеленый оттенок)
– Как вы думаете, что придало воде такую окраску? (Обитающие в ней одноклеточные водоросли)
– Видны ли они  в воде невооруженным глазом? (Нет)
– Почему мы не можем их рассмотреть? (Они имеют очень маленький размер)
А с помощью микроскопа в пресных водоемах можно обнаружить одноклеточную зеленую водоросль, которая называется хлорелла.
Может быть, кто-то из вас знает от какого слова образовано название этой водоросли? На какое известное вам слово оно похоже? (Хлорофилл, хлоропласт)
Все эти слова – однокоренные, образованы от греческого слова “хлорос” – зеленый. А вторая часть названия – от латинского суффикса, придающего уменьшительное значение, “элла” – маленькая.
Хлорелла имеет шарообразную форму. Снаружи она защищена плотной оболочкой, под которой находится мембрана. В цитоплазме располагаются ядро, вакуоль и один крупный хлоропласт, который у водорослей носит название – хроматофор. В нем, так же как у наземных растений, содержится хлорофилл и происходит процесс фотосинтеза.
Пора начинать вести наши путевые заметки. Отметьте в рабочих листах,  что такое хроматофор.
Часто обитателем пресных водоемов является и другая одноклеточная водоросль – хлорококк. Вторая часть названия этой водоросли происходит от греческого слова “коккос”  – зерно, его употребляют, чтобы подчеркнуть шарообразную форму объекта.
Клетки хлорококка крупнее, чем у хлореллы и покрыты более толстой оболочкой. Это связано с тем, что эта водоросль может жить не только в воде, но и на суше во влажных местах. Под оболочкой находятся ядро, цитоплазма, вакуоль и хроматофор с пигментами.
А теперь давайте познакомимся еще с одним представителем одноклеточных водорослей. Перед нами водоросль – хламидомонада. В переводе с греческого языка “хламида” – одежда, “монадос” – частица, существо, организм. Клетка хламидомонады имеет грушевидную форму, снаружи покрыта оболочкой, под которой можно обнаружить, ядро, чашевидный хроматофор, пару пульсирующих сократительных вакуолей (удаляют из клетки избыток воды и продукты обмена веществ), красный светочувствительный глазок, цитоплазму, которая имеет тонкие выросты – жгутики. Жгутики так быстро движутся, что разглядеть их можно только на неподвижной клетке.

Клетка хламидомонады способна накапливать различные пигменты - красящие вещества.
– Чем хламидомонада отличается от хлореллы и хлорококка? (Она подвижная, у неё есть светочувствительный глазок, сократительные вакуоли)
– Как вы думаете, с помощью чего хламидомонада двигается? (С помощью жгутиков)
Действительно, жгутики – это органоиды передвижения хламидомонады. С их помощью она активно движется в сторону лучшего освещения.
– Зачем хламидомонаде искать освещенные участки водоема? (Свет необходим для фотосинтеза)
– С помощью чего она может определить степень освещенности? (С помощью светочувствительного глазка)
Таким образом, мы понаблюдали за представителями одноклеточных водорослей, изучили их строение.

Размножение одноклеточных водорослей происходит 2-мя способами, в зависимости от внешних условий.
А сейчас, юные исследователи, пришло время для решения наших проблемных задач:

– Кто покрасил белых медведей в зоопарке? (Водоросль хлорелла, которая может поселяться во влажной шерсти животных и придавать ей зеленую окраску; медведь любит купаться, а шерстинки у него полые внутри)
– Что является причиной “цветения” воды в водоемах? (Интенсивное размножение одноклеточных зеленых водорослей, например хлорококка, придает зеленую окраску среде обитания)
– Откуда в горах берется розовый снег? (В горах на поверхности снега обитает хламидомонада снежная, которая накапливает пигмент, придающий розовую окраску снегу)
– Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь. Как можно объяснить это явление? (В дождевой воде присутствовали представители водоросли хлорококка, содержащие пигмент каротин, который придал им самим и воде красную окраску)

Ребята, а вы знаете, что к нам в гости сегодня пришли учёные. Давайте мы послушаем, что они нам интересного скажут об этих организмах.

Выступления учащихся.

Ученый-эколог. Одноклеточные водоросли входят в состав планктона. Планктон происходит от греческого слова, означающего “скиталец”, и представляют морское и океаническое сообщество.

Самые мелкие представители – наннопланктон – имеют размер 4,76 мкм. Основную часть морского и пресноводного планктона представляют золотистые водоросли и диатомовые водоросли с уникальным двустворчатым панцирем из кремнезема.

Фитопланктон представляет собой огромный запас биомассы и служит первым звеном в пищевой цепи морских обитателей.

Ученый-биолог. Одноклеточных водорослей много и в пресной воде средних и северных широт. К ним относятся хламидомонада и хлорелла из отдела зеленых водорослей. Хламидомонада развивается в любой луже, а снежная хламидомонада также на поверхности льда и снега, окрашивая их в красный цвет. Это подвижная микроскопическая клетка рода вольвокс округлой или грушевидной формы. В свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. А 100 г ее порошка хватит, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в разного вида витаминах.

Инженер-технолог. Хламидомонада хоботковая любит грязь и обитает в мелких, часто пересыхающих водоемах, иногда в почве и вызывает цветение воды. Ее используют в очистных сооружениях для биологической очистки бытовых сточных вод.

Эколог. Хлорелла – еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка. В основном все, что сказано о хламидомонаде, относиться полностью и к хлорелле. Кроме очистки стоков ее используют для восстановления, регенерации воздуха космических кораблях и подводных лодках. Благодаря быстрому размножению и неприхотливости хлорелла известна и как источник витаминов и полноценного белка.

Спасибо, дорогие наши учёные за интересную информацию. Просим вас присаживайтесь к ребятам и вместе с ними вы можете выполнить лабораторную работу.

В чём же состоит значение водорослей?

Какова их роль в природе и в жизни человека? (Высказывания учащихся)

Делаем записи в рабочих листах.

IV. Закрепление

Лабораторная работа на тему “Особенности строения одноклеточных водорослей”.

Цель: знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей.

Оборудование: микроскоп, инструментарий, аквариум с одноклеточными водорослями, цветные карандаши.

Выполнение работы.

Приготовьте микропрепарат зацветшей воды из аквариума.

Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа.

Пользуясь рисунками из учебника, найдите в исследуемой капле аквариумной воды одноклеточную водоросль (хламидомонаду или другого представителя).

Фильтровальной бумагой с краю от покровного стекла удалите часть влаги. Рассмотрите строение, отметьте окраску тела. Наблюдайте, как работает пульсирующая вакуоль.

Зарисуйте водоросль и подпишите её части.

Сделайте вывод - что такое водоросли, какова их роль в природе?

Гимнастика для глаз.

Наша экспедиция подходит к завершению.

Давайте подведем итоги.

– Какие общие особенности имеют одноклеточные водоросли? (Состоят из одной клетки, есть специальные органоиды для питания, движения)

– Какие органоиды обеспечивают питание? (Хроматофор)

– С помощью какого органоида осуществляется выделение? (С помощью сократительных вакуолей)

– Какие органоиды движения существуют у одноклеточных водорослей? (Жгутики)

– Почему всего лишь одну клетку называют организмом? (Потому что она выполняет все функции организма: дышит, питается, растет, размножается, двигается)

Достигла ли наша экспедиция своей цели? (Да)

Итак, экспедиция успешно завершилась. Настало время проверить ваши знания. Для этого выполним тестовое задание. Возьмите листочки с заданиями: выберите буквы, соответствующие правильным ответам под номерами вопросов.

Завершаем выполнение теста и проверяем свои работы.

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя.

Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с информационным листом и найти правильные ответы.

V. Домашнее задание

Всем: изучить § 37, устно ответить на вопросы после §.

Любознательным: найти дополнительную информацию о водорослях и подготовить сообщения.

VI. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вас удивило?

– Что еще захотелось узнать?

Приложение 1 (Методы и средства обучения)