Дифференциация согласных Ц-Ч

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

- развивать фонематический анализ и синтез;

- формировать у учащихся самоконтроль за речью;

- уточнять и расширять словарь;

- упражнять учащихся в различении Ц–Ч в устной и письменной речи;

- активизировать у учащихся наблюдательность, внимание;

- уметь осознавать и самим формулировать задачи занятия;

- уметь заменять логопеда на занятии.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с буквами Ц и Ч, предметные картинки, слоговая таблица, вагончики со сказочными героями, фишки-вагончики, карточки с математическими примерами.

Ход занятия

Логопед: Начиная наше занятие, хочется вам напомнить, что с заданиями на занятии вы справитесь, если будете внимательными и собранными.

Ребята, посмотрите на картинки: назовите их; какой одинаковый звук есть в каждом слове? (Ц)

Полотенце, заяц, огурец, цепь, цыплёнок

Послушайте звукозапись стихотворения и назовите звук, который встречается чаще других?

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист. (Звук Ч)

Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать?

Ученик: Сегодня мы будем учиться различать согласные звуки и буквы Ц и Ч

(В тетрадках записывают число и тему занятия).

Работа с речевыми профилями Ц, Ч (используется интерактивная доска):

  1. Какое положение занимают губы, язык при произнесении этих звуков?
  2. В чём сходство и различие?
  3. Дать характеристику звукам.

Логопед: К нам на занятия хотят приехать на поезде Дюймовочка, Карлсон, Вини-Пух и Красная Шапочка. Но старуха Шапокляк решила им испортить поездку и разъединила вагоны. Нашим друзьям надо помочь! Их вагоны оказались в разных местах. (Картинки с изображениями героев сказок размещены в кабинете в поле зрения детей). Вагоны пронумерованы примерами, которые надо решить. Решая их, вы определите, кому мы будем помогать первому. Найдите первый вагон.

Ученик: Дюймовочка. Её вагон № 1, т.к. на вагоне пример: 4-3=… (1).

Логопед: Правильно. Чтобы помочь Дюймовочке, надо выполнить задание: услышав звук Ц, надо начертить стрелочку вниз, звук Ч – начертить стрелочку вверх.

Пчёлка, огурцы, плач, кузнец, силач. Врач, пальцы, строчка, борцы, чтец, богач

(При проверке дети ориентируются по стрелочкам)

Логопед: Молодцы, помогли Дюймовочке (детям раздаются фишки - вагончики). Кому помогаем следующему?

Ученик: Помогаем Карлсону. Он едет в вагоне, где написан пример: 5- 3=….(2).

Логопед: Правильно. Чтобы помочь Карлсону, надо выполнить задание:

- Послушайте слова. Выпишите слоги с буквами Ц, Ч, вспомните, как пишутся ча, чу:

Чудо, цены, часы, цукат, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, молчу, чистый.

(Прицепляет вагон Карлсона. Дети получают фишки.)

Ученик: Сейчас поможем Винни-Пуху. У него третий вагон: 4-1=… (3).

Логопед: Помогая этому герою, мы поиграем в “Поле чудес”.

- Задумано слово. Называя 3-й звук в каждом произнесённом слове, вы должны отгадать его. Дети по очереди крутят барабан и называют 3-й звук в услышанных словах и записывают соответствующую букву на доске. Игру проводит ученик.

Учитель-логопед произносит слова:

Сова, программа, пол, сочинение, слива, поцарапал, слава.

Учащиеся называют слово волчица.

Задания:

- подберите родственные слова (волк, волчий, волчище, волчонок);

- составьте слоговую схему слова, укажите место Ц, Ч в слове;

- устно, дать звукобуквенный анализ слова (только согласных);

- составить предложение со словом волчица (н-р, голодная волчица бродит по лесу.)

- записать в тетради.

(За правильно выполненные задания дети получают фишки.)

Физминутка “Ванька-Встанька”

Сейчас мы поиграем в “Ваньку-Встаньку”. Я буду называть слова. Услышав Ц – сидите, Ч – встаёте. За внимательность получаете фишки. Слова:

Лицо, кольцо, печка, рукавица, москвич, колечко, красавица, облачко, огурец, пуговица, лётчик, врач, крыльцо, одуванчик, цветок, скворец, удочка, молодец, калач, щипцы.

Логопед: У нас остался последний вагончик с Красной Шапочкой: 8-4=…(4)

Мы должны помочь ей составить рассказ по данному началу.

(Работа с интерактивной доской.)

Диктор:

Ранней весной прилетают… (картинки: грачи и скворцы).

Скворцы поселяются … (картинка: скворечник).

Вьют гнёзда … (картинка: грачи).

Логопед: Подумайте и продолжите рассказ.

(При проверке прослушиваются варианты детей. Лучшие оцениваются самими детьми. За проделанную работу получают фишки.)

Логопед: Ребята, вы помогли сказочным героям собраться вместе и они что-то хотят вам сказать. Узнаете, если сложите из слоговой таблицы слова, опираясь на цифры, вставленные в уголке каждого слога.

Цифры: 3 (Вы), 14 (мо), 13 (лод), 24 (цы!). (Вы мо-лод-цы!)

(Дети получают фишки-вагончики.)

Кто из вас набрал больше 5 фишек, тот победитель, но ни один вагон не тронется с места без локомотива, который каждый из вас получит, когда подведёте итог занятия (вызывается желающий, он формулирует и задаёт ребятам вопросы ).

Вопросы:

  1. Назвать дежурные буквы.
  2. Какие задания выполняли, помогая сказочным героям?
  3. Что понравилось на занятии?
  4. Какое задание было трудным?

Все дети получают фишки с изображением локомотива и прикладывают его к вагончикам.

Логопед благодарит ребят за внимательность, сообразительность, взаимопомощь, собранность. Приглашает победителя, учащиеся встают друг за другом за победителем, держа впередистоящего за локти или за талию (“вагончики”). Двигаются сначала медленно, постепенно убыстряя темп ходьбы и под слова физкультминутки “Поезд”.

Еле-еле, еле-еле
От вокзала поезд едет.
Средь лесов и средь полей
Мчится поезд всё быстрей. (Н. Метельская)

Делают круг и, прощаясь с логопедом до следующего занятия, покидают кабинет.