Организационный момент:
– Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем про гласные звуки и буквы, а также побываем в гостях у зайчат в сказочном лесу.
Ход занятия
Беседа-обсуждение
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Сколько гласных звуков/ букв в русском языке?
- Чем отличаются гласные буквы Я, Ю, Е, Ё от остальных гласных? (“Они могут обозначат два звука”.)
- Что происходит с согласной, если после неё стоят гласные буквы: Я, Ю, Е, Ё, И? (“Она становится мягкой по звучанию”.)
- Вспомнить, чем помогают нам гласные буквы на письме. (“Поделить слова на слоги; ударение падает всегда только на гласную”).
Упражнение “Угадай имя”
- А сейчас вы должны будете угадать имена зайчат, которые сегодня будут присутствовать на нашем занятии. Для этого я прошу вас прочитать их имена справа налево. Записать имена и сделать под ними звуко-буквенную схему: анЯ, янаВ
Например: Ваня
Упражнение “Что на дереве растёт?”
- У Яны и Вани растут в саду необычные деревья. На одном растут гласные 1 ряда, а на втором – гласные 2 ряда. Помогите распределить буквы на деревья. Для этого вы должны найти макет печатной буквы в банке с шариками, подобрать к макету карточку с прописным вариантом буквы и прикрепить её на нужное дерево, дав букве характеристику.
ДЕРЕВО ГЛАСНЫХ 1 РЯДА
А, О, У, И, Ы, Э
ДЕРЕВО ГЛАСНЫХ 2 РЯДА
Я, Ю, Е, Ё
Упражнение “Угадай слово”
- Зайчата приготовили вам задание, при выполнении которого вы должны помнить, что звуки мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем. Поэтому не всегда звучание может соответствовать написанию. На доске зашифрованы любимые фрукты и овощи Яны и Вани, чтобы их отгадать и записать правильно, вы должны открыть транскрипцию (это то, как мы слышим звук) и записать вместо неё правильную букву. Выделить гласные красным цветом (двумя чертами подчеркнуть гласные буквы, обозначающие 2 звука), а также выделить согласную, которая стоит перед гласной: зелёным или синим карандашом. Объяснить выбор цвета.
[ЙА] БЛ [А] К [А],
П [А] П [А] [Й А],
Г [А] Р [О] Х,
[А] Г [У] Р [Э‘] Ц,
П [Э’] Р С [И] К
Упражнение “Яблочный ёж”
- Сейчас мы с вами из яблока попробуем сделать ёжика. Вы должны будете придумать слово в соответствии со схемой позиционного анализа, которую вытащите из коробки, и заданием учителя. Например, ученик достаёт схему ________А, учитель даёт задание придумать слово – предмет (слово-признак, слово-действие) к данной схеме. Если ученик выполняет задание правильно, он берёт зубочистку и втыкает её в яблоко. Таким образом, к концу упражнения у учителя получается “яблочный ёжик”.
Упражнение “Собери плоды в корзины”
- Яна и Ваня решили собрать угощения в корзинки. Помогите собрать пазлы так, чтобы получились слова. (На пазлах прикреплены слоги с названием фруктов и овощей). Затем определите фрукты в левую корзину, овощи в правую.
После того, как дети распределили предметы по корзинам, их просят подобрать слово – признак к каждому из них. Словосочетания записать в тетрадь и подчеркнуть гласные.
Слова: горох, морковь, репа, свёкла, дыня, лимон, банан, груша, персик
Запись в тетрадь: зелёный горох, сладкая морковь …
Упражнение “Варим варенье”
- Зайчата очень любят варенье. Они собрали две банки с ягодами. Надо определить, какая банка весит больше. Для этого надо посчитать количество слогов в названии каждой ягоды по количеству гласных, нарисовать графическую слоговую схему, выделив на ней только ударную гласную. Больше будет весить та банка, в которой названия ягод имеют более длинную слоговую структуру .
Например: ___ И ___ (ма – лИ – на)
Физминутка “Травка”
- А теперь Яна и Ваня предлагают вам отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика. Используется коврик – “травка”.
Коврик выкладываем на стол. Обе руки делают движения по тексту.
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. |
“Прыгаем” всеми пальцами по коврику. |
И катались по траве, От хвоста и к голове. |
Прокатывают ладонями от основания к кончикам пальцев. |
Долго зайцы так скакали Но напрыгались, устали. |
“Лечь” ладонями на коврик. |
Мимо змеи проползали, “С добрым утром !” - им сказали. |
Ладони по очереди “ползут”, как змеи. |
Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха – мать. |
Ладони по очереди гладят коврик. |
Шла медведица спросонок, А за нею – медвежонок. |
“Переступаем” ребром ладони, как мишка. |
А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки. |
2-е, 3 – и пальцы “идут” по коврику. |
Стали книжки открывать И в тетрадочках писать: |
Кисти раскрываются, как книга, ладонями вверх. |
Букву Э и букву О Знаем мы уже давно. И запомним навсегда Вместе с У и буквой А. А последней букву Ы Написали дружно мы. |
Прописываем буквы на коврике. |
Всё! Тетрадочки убрали И обедать побежали. |
“Бежим” 2-м и 3-м пальцами. |
Упражнение “Составь рассказ”
- У зайчат есть подружка - девочка Аня. Аня всё лето трудилась в огороде и собрала большой урожай помидоров. Я предлагаю вам составить об этом рассказ, используя полоски с готовыми предложениями на столе и серию картинок на доске. Вы должны определить, какая картинка 1-я, 2-я, 3-я …, найти ей соответствующее предложение на полосках и составить рассказ. После того, как вы составите рассказ на полосках, перепишите его в тетрадь и подчеркните все гласные красным. (Двумя чертами подчеркнуть гласные буквы, обозначающие 2 звука)
Текст: Аня решила посадить куст помидоров. Она поливала куст каждый день. Вскоре на нём появились жёлтые цветы. Из цветов выросли зелёные плоды. Через несколько недель помидоры стали красные. Аня собрала все помидоры в ведро и отнесла их домой.
Что она сможет приготовить из помидоров?
Итог занятия.
Подведение итогов занятия по вопросам или самостоятельно.