Цель урока: уточнение и обобщение знаний о правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Задачи.
1. Развитие умения видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.
2. Обозначать изученные орфограммы и условия их выбора.
3. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации.
4. Обогащение речи учащихся.
5. Повторение и обобщение основных понятий темы:“Структура программного обеспечения”.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в разных формах и работать с ней.
Личностные УУД: понимать причины неудач в собственных действиях и уметь оценивать качество выполненной работы.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, компьютеры.
1. Определение темы и цели урока. Слайды 2 и 3.
- Почитайте предложения. Найдите в словах ошибки. Определите тему нашего урока самостоятельно.
Сел кашу.
Пю воду.
Веду сёмку.
Забил коля.
- Какие ошибки допущены в словах?
Ученики устно исправляют ошибки:
Съел кашу.
Пью воду.
Веду съёмку.
Забил колья.
(Картинку на слайде 2 сместить влево и показать правильные ответы).
- Определите тему урока. (Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками).
- Рассмотрите картинку 2-го слайда. Как вы думаете, из какого она произведения? (“Путаница” К. И. Чуковского)
- Правильно, и сегодня на уроке нашими помощниками будут герои произведений К.И Чуковского.
Слайд 4
Ученики рассматривают изображения на слайде.
2. Орфографическая разминка. Слайд 5
- Сейчас я буду вам читать отрывки из представленных здесь произведений Чуковского. Услышав слово с разделительными Ъ или Ь знаками, вы должны будете хлопнуть, а потом назвать произведение.
а) Но тарелки вьются - вьются,
А Федоре не даются:
“Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!”. (Федорино горе)
б) Ишь, разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!.. (Краденое солнце)
в) А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! (Телефон)
г) “Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение? (Муха-Цокотуха)
д) И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
“Ну-ка, съешь меня, дружок!”. (Мойдодыр)
3. Чистописание. Слайд 6
- Откройте тетради, запишите:
Число. Классная работа. Буквы Ь и Ъ знаки. Слова. Выделите в словах нашу орфограмму.
4. Словарная работа. Слайд 7
- Прочитайте словарные слова: календарь, компьютер, кровать, печаль, природа, счастье, совесть, сирень.
- Найдите среди них слова с разделительным Ь знаком. Напишите их в тетрадях. (Один ученик пишет слова на доске).
Проверка. (Переместив картинку влево, можно найти правильные ответы).
5. Игра “Исследователи- – лингвисты”. Слайд 8
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Исследователи-лингвисты”. Прочитайте слова: вьюга, отъезд, платье, муравьи, подъём, объект, варенье, подъехал. Их нужно написать в два столбика. Девочки пишут слова с разделительным Ъ знаком, мальчики – с разделительным Ь знаком. Проверка.
6. Работа с правилом. Слайд 9
- Рассмотрите таблицу и сформулируйте правило правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
7. Работа с предложением. Слайд 10
- Прочитайте предложения. Из какого они произведения К.И. Чуковского? Дайте характеристику первому предложению. Дайте характеристику второму предложению. Найдите слова с изученной орфограммой. Запишите первое предложение, подчеркните его главные члены. Проверка.
8. Физминутка. Слайд 11
9. Речевой практикум. Слайд 12
- Подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений.
- Растолковать, сделать понятным - ……………. (объяснить).
- Вход в здание - ……………… (подъезд).
- Снежная буря - ……………... (вьюга).
- Человек, который разносит почту - …………… (почтальон).
- Пригодный для еды - …………………… (съедобный).
- Сжаться, скорчиться - ……………………. (съёжиться).
- Место в пути, где дорога поднимается - ………… (подъём).
10. Работа с компьютером. Слайд 13
Эту часть урока проводит учитель информатики:
- Ребята, мы с вами изучаем информатику уже второй год. Вспомните, как называется набор программ для управления работой компьютера? (Операционная система)
- С какой операционной системой работают наши школьные компьютеры? (Windows – 7)
- На какие группы делится программное обеспечение компьютера? (Прикладные и служебные)
- Сегодня мы с вами будем работать с программами, которые вам помогают в обучении, т.е. с обучающими программами, как вы думаете, к какой из групп относятся обучающие программы? (Прикладные)
- Сейчас вы пройдёте на свои рабочие и
поработаете с обучающими программами. Наша
программа расположена на сайте:
http://www.nachalka.seminfo.ru/, Единая коллекция ЦОР, в
рубрике: Русский язык, 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева
Е.В., Пронина О.В., в разделе “Слово”, тема:
“Разделительные Ъ и Ь”:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76c740c-ba5e-4324-
9aea-00b5a7b35e6d/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BIG_142%5D.swf
(Показать и дать детям инструкцию по выполнению задания)
- Выполнив задание, вы должны запомнить количество правильно выбранных ответов и записать эту цифру на полях ваших тетрадей. Ученики, закончившие эту работу, могут посмотреть и выполнить другие задания этого раздела.
11. Итог урока.
- Оцените выполненную работу самостоятельно . 12 правильных ответов – “5”, 10–11 правильных ответов – “4”, меньше 10 – “3”.
- Подведём итоги. Когда пишется в словах разделительный Ь знак? А когда Ъ?
- Было ли интересно на уроке? Что было выполнять труднее всего?
Домашнее задание. Найти и написать в тетрадях три предложения с орфограммами Ъ и Ь знаками из текста, изучаемого нами на уроках литературного чтения.