Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками с ИКТ

Разделы: Русский язык, Информатика


Цель урока: уточнение и обобщение знаний о правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Задачи.

1. Развитие умения видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

2. Обозначать изученные орфограммы и условия их выбора.

3. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации.

4. Обогащение речи учащихся.

5. Повторение и обобщение основных понятий темы:“Структура программного обеспечения”.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в разных формах и работать с ней.

Личностные УУД: понимать причины неудач в собственных действиях и уметь оценивать качество выполненной работы.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, компьютеры.

Презентация

1. Определение темы и цели урока. Слайды 2 и 3.

- Почитайте предложения. Найдите в словах ошибки. Определите тему нашего урока самостоятельно.

Сел кашу.

Пю воду.

Веду сёмку.

Забил коля.

- Какие ошибки допущены в словах?

Ученики устно исправляют ошибки:

Съел кашу.

Пью воду.

Веду съёмку.

Забил колья.

(Картинку на слайде 2 сместить влево и показать правильные ответы).

- Определите тему урока. (Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками).

- Рассмотрите картинку 2-го слайда. Как вы думаете, из какого она произведения? (“Путаница” К. И. Чуковского)

- Правильно, и сегодня на уроке нашими помощниками будут герои произведений К.И Чуковского.

Слайд 4

Ученики рассматривают изображения на слайде.

2. Орфографическая разминка. Слайд 5

- Сейчас я буду вам читать отрывки из представленных здесь произведений Чуковского. Услышав слово с разделительными Ъ или Ь знаками, вы должны будете хлопнуть, а потом назвать произведение.

а) Но тарелки вьются - вьются,
А Федоре не даются:
“Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!”. (Федорино горе)

б) Ишь, разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!.. (Краденое солнце)

в) А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! (Телефон)

г) “Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение? (Муха-Цокотуха)

д) И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
“Ну-ка, съешь меня, дружок!”. (Мойдодыр)

3. Чистописание. Слайд 6

- Откройте тетради, запишите:

Число. Классная работа. Буквы Ь и Ъ знаки. Слова. Выделите в словах нашу орфограмму.

4. Словарная работа. Слайд 7

- Прочитайте словарные слова: календарь, компьютер, кровать, печаль, природа, счастье, совесть, сирень.

- Найдите среди них слова с разделительным Ь знаком. Напишите их в тетрадях. (Один ученик пишет слова на доске).

Проверка. (Переместив картинку влево, можно найти правильные ответы).

5. Игра “Исследователи- – лингвисты”. Слайд 8

- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Исследователи-лингвисты”. Прочитайте слова: вьюга, отъезд, платье, муравьи, подъём, объект, варенье, подъехал. Их нужно написать в два столбика. Девочки пишут слова с разделительным Ъ знаком, мальчики – с разделительным Ь знаком. Проверка.

6. Работа с правилом. Слайд 9

- Рассмотрите таблицу и сформулируйте правило правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

7. Работа с предложением. Слайд 10

- Прочитайте предложения. Из какого они произведения К.И. Чуковского? Дайте характеристику первому предложению. Дайте характеристику второму предложению. Найдите слова с изученной орфограммой. Запишите первое предложение, подчеркните его главные члены. Проверка.

8. Физминутка. Слайд 11

9. Речевой практикум. Слайд 12

- Подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений.

  • Растолковать, сделать понятным - ……………. (объяснить).
  • Вход в здание - ……………… (подъезд).
  • Снежная буря - ……………... (вьюга).
  • Человек, который разносит почту - …………… (почтальон).
  • Пригодный для еды - …………………… (съедобный).
  • Сжаться, скорчиться - ……………………. (съёжиться).
  • Место в пути, где дорога поднимается - ………… (подъём).

10. Работа с компьютером. Слайд 13

Эту часть урока проводит учитель информатики:

- Ребята, мы с вами изучаем информатику уже второй год. Вспомните, как называется набор программ для управления работой компьютера? (Операционная система)

- С какой операционной системой работают наши школьные компьютеры? (Windows – 7)

- На какие группы делится программное обеспечение компьютера? (Прикладные и служебные)

- Сегодня мы с вами будем работать с программами, которые вам помогают в обучении, т.е. с обучающими программами, как вы думаете, к какой из групп относятся обучающие программы? (Прикладные)

- Сейчас вы пройдёте на свои рабочие и поработаете с обучающими программами. Наша программа расположена на сайте: http://www.nachalka.seminfo.ru/, Единая коллекция ЦОР, в рубрике: Русский язык, 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., в разделе “Слово”, тема: “Разделительные Ъ и Ь”:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76c740c-ba5e-4324-
9aea-00b5a7b35e6d/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BIG_142%5D.swf

(Показать и дать детям инструкцию по выполнению задания)

- Выполнив задание, вы должны запомнить количество правильно выбранных ответов и записать эту цифру на полях ваших тетрадей. Ученики, закончившие эту работу, могут посмотреть и выполнить другие задания этого раздела.

11. Итог урока.

- Оцените выполненную работу самостоятельно . 12 правильных ответов – “5”, 10–11 правильных ответов – “4”, меньше 10 – “3”.

- Подведём итоги. Когда пишется в словах разделительный Ь знак? А когда Ъ?

- Было ли интересно на уроке? Что было выполнять труднее всего?

Домашнее задание. Найти и написать в тетрадях три предложения с орфограммами Ъ и Ь знаками из текста, изучаемого нами на уроках литературного чтения.