Цели урока: формирование понятия о давлении твердых тел, повышение мотивации к обучению.
Задачи урока.
Образовательные:
- развитие практических навыков определения силы, площади и давления;
- формирование умения работать с единицами измерения давления.
Воспитательные:
- формирование познавательного интереса к предмету;
- формирование научного мировоззрения учащихся.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мышления..
Используемые технологии:
- технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
- технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе.
- игровая технология;
- технология групповой деятельности;
- классно-урочная технология обучения.
План урока.
- Организационный момент.
- Формулировка темы урока.
- Изучение нового материала.
- Физпауза.
- Практическая работа.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Технические средства:
- АРМ учителя.
- Оборудование для фронтальной лабораторной работы: брусок деревянный, динамометр, линейка.
- Бланки для выполнения лабораторной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формулировка темы урока.
Учащимся предлагается ответить на вопросы кроссворда и самостоятельно определить ключевое слово – тему урока:
Вопросы.
1. Прибор для измерения силы.
2. Наука о природе.
3. То, из чего состоит любое тело.
4. Причина изменения скорости (или мера взаимодействия тел).
5. Явление, которое препятствует движению.
6. Учёный, который первым установил закон всемирного тяготения.
7. Самопроизвольное перемешивание веществ в результате проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
8. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле давит на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес.
III. Изучение нового материала.
Итак, тема урока – давление твердых тел (тема записывается в тетрадях).
- Для того, чтобы понять, что такое давление, выясним, от чего зависит результат действия любой силы?
(Результат действия силы зависит от её модуля, направления и точки приложения)
- Верно.
- Рассмотрим пример, который доказывает, что результат действия силы действительно зависит от её модуля:
(www.school-collection.edu.ru/ Раздел 4/ Урок 1/ Слайд 3)
- На экране вы видите лавку и стопку кирпичей. Будем последовательно переставлять кирпичи на лавку. Что происходит с поверхностью лавки?
(Она деформируется)
- Почему это происходит?
(Это происходит, потому что на лавку действует сила – вес кирпичей).
- Когда деформация заметна сильнее?
(Когда вес кирпичей больше).
- Верно. Чем больше кирпичей на поверхности лавки, тем больше модуль действующей силы и результат её действия. Рассмотрим другой пример:
- Представим себе, что в ясный зимний день два брата-близнеца отправились на прогулку в лес. Один захватил с собой лыжи, а другой отправился налегке. Как вы думаете, кому из них будет легче перемещаться по снегу в лесу и почему?
(По снегу будет перемещаться легче тому, кто на лыжах, так как площадь поверхности лыж больше, чем площадь подошвы ботинок).
- Правильно. Какой вывод можно сделать из этого примера? От чего ещё зависит результат действия силы?
(Результат действия силы зависит от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует).
- Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно поверхности, на которую она действует, называется давлением. Таким образом, давление равно отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности:
(Определение, схема и формула записываются в тетрадь)
- Из формулы следует:
А) При одной и той же площади давление больше тогда, когда больше действующая на поверхность сила;
Б) При одной и той же силе давление тем больше, чем меньше площадь, на которую действует сила.
- За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица в честь французского ученого Блеза Паскаля называется паскалем.
- На практике используются также другие единицы измерения давления:
IV. Физпауза.
- А теперь я попрошу вас всех встать.
- Увеличьте давление на пол в 2 раза!
- А теперь еще больше!
V. Практическая работа.
- Сейчас каждый из вас самостоятельно сможет убедиться в том, что давление зависит от площади поверхности, на которую действует сила. Для этого вам понадобятся брусок, линейка, динамометр и калькулятор.
(Инструктаж по выполнению работы)
Практическая работа “Расчет давление бруска на поверхность стола”
Цель: выяснить, как зависит давление твердого тела от площади поверхности, на которую действует сила.
Оборудование: динамометр, брусок, линейка.
Ход работы
1. Рассчитать давление, оказываемое бруском на поверхность стола.
2. Заполнить таблицу.
3. Сделать вывод о зависимости давления от площади поверхности бруска.
VI. Закрепление изученного материала.
а) Перевод единиц измерения в международную систему:
300 гПа = … Па;
0,25 МПа = … Па;
75 кПа = … Па;
420 мПа = … Па;
0,0045 МПа = … Па.
б) Решить задачи: №20.16, 20.27, 20.33.
№20.16: Болотистый грунт выдерживает давление до 20 кПа. Какую площадь опоры должна иметь гусеничная машина весом 15 кН, чтобы пройти по такому грунту?
№20.27: Какое давление оказывает на лёд конькобежец массой 60 кг, если длина одного конька 40 см, а ширина лезвия 3 мм?
№20.33: Каким будет давление на грунт мраморной колонны объёмом 6 м3, если площадь её основания 1,5 м2? Плотность мрамора 2700 кг/м3.
VII. Домашнее задание: §18, №20.12, 20.14.
VIII. Итоги урока: закрепление материала, подведение итогов, выставление оценок.
- Итак, с какой физической величиной мы познакомились на уроке?
- Что такое давление?
- В каких единицах измеряется давление?
- Как вычислить давление?
Фамилия, имя __________ Класс _________
Практическая работа “Расчет давления бруска на поверхность стола”.
Цель: ____________________________________
__________________________________________
Оборудование: ____________________________
__________________________________________
Ход работы
1. Рассчитать давление, оказываемое бруском на поверхность стола.
2. Заполнить таблицу.
3. Сделать вывод о зависимости давления от площади поверхности бруска.
№ опыта | a, м | b, м | c, м | S,м2 | F,H | р, Па |
1 | ||||||
2 |
Вывод: __________________________________ .