Цели и задачи:
- Закреплять у учащихся знания табличных случаев умножения и деления; умения выполнять умножение и деление на однозначное число; умножение на круглое число; навыки конструирования и решения текстовых арифметических задач
- Формировать у учащихся умения исследовать текст задачи, выполнять логические операции сравнения и классификации
Планируемые результаты образования:
Познавательные
- Воспроизводить результаты табличных случаев умножения и деления;
- Выполнять умножение и деление на однозначное число; умножение на круглое число;
- Определять арифметические действия для решения задачи;
- Выполнять исследование задачи;
- Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестно е;
- Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели;
- Исследовать собственные нестандартные способы решения.
Регулятивные
- Удерживать цель деятельности до получения её результата;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
- Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять э тапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
- Оценивать уровень владения тем ил и иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).
Коммуникативные
- Используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
- Уметь задавать вопросы, договариваться и приходить к общему мнению;
- Уметь формировать собственное мнение и позицию;
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные
- Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
- Выражать положительное отношение к процессу познания;
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Оборудование: Компьютер, проектор, учебник “Математика” 2 часть (В. Н. Рудницкая), рабочая тетрадь по математике № 2, рабочая тетрадь “Дружим с математикой”, “Дидактические материалы” часть 2.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Математическая разминка
Слайд 1. Найди значения выражений.
2 * 7 – 4 = 10 ( 21 + 6 ) : 3 = 9 9 * 5 + 2 = 47 2 * (7 – 4) = 6 21 + 6 : 3 = 23 9 * ( 5 + 2 ) = 63
Слайд 2. Закончи равенство.
a + b = b + a
( a + b ) + c = a + ( b + c ) = b + (a + c )
a * b = b * a
( a * b ) * c = a * ( b * c ) = ( a * c ) * b
Зачем нам надо знать эти законы?
Слайд 3. Найди “лишний” пример в каждом столбике.
2 * 5 * 3 4 * 4 * 5 7 * 2 * 4 2 * 8 16 * 5 7 * 8 2* 15 8 * 5 14 * 4 6 * 5 4 * 20 9 * 4 10 * 3 28 * 2
В каких примерах были использованы математические законы?
3. Работа в рабочих тетрадях № 2
Слайд 4. Перед вами таблица ответов выражений из математической разминки
10 6 9 23 47 63 16 40 36 н у м ж и е о н е
Расположите ответы в порядке увеличения. Какое слово получилось?
6 9 10 16 23 36 40 47 63 у м н о ж е н и е
Открываем рабочую тетрадь на странице 50, № 162
Повторяем правило! Как умножить двузначное число на круглое число?
Слайд 5. Чтобы умножить двузначное число на круглое число, надо выполнить действия, не обращая внимания на цифру 0, а затем к результату приписать 0.
Выполняем умножение
Слайд 6. 780, 960, 1000, 640, 820, 990, 720, 400
Слайд 7. Перед вами таблица ответов выражений
780 960 1000 640 820 990 720 400 е е и л д н е
Расположите трёхзначные числа в порядке уменьшения
990 960 820 780 720 640 400 д е л е н и е
Слайд 8. Работа в парах. Страница 51, № 166
Верное выражение 615 : 3 = 205
- Объясните, где в остальных выражениях ошибки
- Неверное количество цифр в частном; при вычитании остаток получился больше
- Неверное количество цифр в частном
- Неверное количество цифр в частном
- Запишите правильное решение выражений
4. Физкультминутка Слайд 9
5. Работа в учебнике
Перед вами таблица правильных ответов выражений
- 153 – д
- 108 – з
- 203 – ч
- 205 – а
Расшифруйте слово
108 205 153 205 203 205 з а д а ч а
Откройте учебник на странице 118, № 18
Заполните таблицу и решите задачу.
Цена Количество Стоимость Помидоры 20 руб. ? кг 2516577280170 рублей Огурцы 15 руб. ? кг
Сколько стоит 1 кг помидоров и огурцов?
20 + 15 = 35 рублей
Сколько килограммов овощей купила мама?
70 : 35 = 2 килограмма
Сколько килограммов каждого вида овощей купила мама?
2 : 2 = 1 килограмм
Ответ: по 1 килограмму овощей купила мама.
№ 16 : 8, 5, 6, 8, 140, 480, 500, 800
№ 19
Было – 65 литров воды
Утром – 3 литра воды
Вечером – 6 литров воды
На неделю - ? литров воды
Останется - ? литров воды
- 3 + 6 = 9 (л) – в день
- 9 * 7 = 63 (л) – на неделю
- 65 – 63 = 2 (л) – останется
Ответ: на неделю воды хватит; останется 2 литра
6. Логические задачи
Тетрадь “Дидактические материалы” Часть II стр. 15, № 4
Реши задачу, обозначая высказывания стрелками.
Вышивать подруги учились одна у другой. Лена научилась у Кати и научила Вику, Зоя научилась у Вики и научила Таню, Таня научила Машу. Кто из девочек раньше всех умел вышивать? (Катя) Слайд 10.
На праздник пришли гости. Толя пришёл позже Коли, Миша – позже Лёни и раньше Коли. Витя пришёл раньше Лёни. Кто из гостей пришёл первым, а кто последним? (Витя, Толя) Слайд 11.
Резерв (учебник стр. 119, № 25 (12 * 5 – 9 * 5) =15 рублей
Слайд 12. № 24 Из неравенств 28 > 16, 16 > 9, 9 > 7 можно составить такую цепочку: 28 > 16 > 9 > 7. Составь похожую цепочку из неравенств 40 < 56, 38 < 40, 56 <72.
Ответ: 38 < 40 < 56 < 72
7. Итоги урока
Слайд 13. Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который показывает ваше настроение
8. Домашнее задание Слайд 14