Урок музыкальной литературы. Тема: «Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка"». 3-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


“Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов,
чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем,
не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-солнцу”.
Н.А. Римский-Корсаков

Цель: Воспитание музыкальной культуры у учащихся.

Задачи: продолжение знакомства с жанром оперы на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова. Воспитание потребности общения с высокохудожественной музыкой. Развитие личностного отношения учащихся к явлениям музыкального искусства. Постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства.

Беседу с учащимися можно провести так:

“Снегурочка” - самая поэтичная опера Н.А. Римского-Корсакова. Он считал ее своим лучшим творением. Опера “Снегурочка” поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Обстоятельства создания “Снегурочки” хорошо известны. Н.А. Римский-Корсаков сам рассказывал о них в “Летописи моей музыкальной жизни”. Сказка А.Н. Островского “Снегурочка” была первый раз прочитана Н.А. Римским - Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879-80 г. он снова ее прочитал и, на сей раз “точно прозрел на ее удивительную красоту”. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Н.А. Римский - Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с А.Н. Островским и попросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые, при работе над оперой, изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки. Лето 1880 года Н.А. Римский - Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. “Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно.

О сочинении “Снегурочки” никто не знал, ибо дело это я держал в тайне, и, объявил по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил”, - вспоминал композитор. Еще полгода композитор работал над инструментовкой оперы.

“Кончая “Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, – писал Н.А. Римский - Корсаков.

В 1881 году опера была завершена. Премьера состоялась 29 января (10 февраля) 1882 года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А.Н. Островский: “Музыка к моей “Снегурочке” удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки”.

Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. “Снегурочка” воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора “вечные, периодически выступающие силы природы”. Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле - солнцу, “творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях” (Н.А. Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

В первой постановке, “роскошной”, как удостоверяют современники, автор выделил одного лишь Леля, исполнявшегося А.А. Бичуриной; прочие были не более чем удовлетворительны. Оркестр под управлением Э.Ф. Направника был исправен, но и только. Духа музыки дирижер не почувствовал и оперу Корсакова не полюбил. Народность слабо отражалась в нарядных, но в большей части казенно-оперных декорациях и костюмах, в казенно-балетных плясках и хороводах.

Все это предстало неузнаваемым в постановке Московской частной оперы Саввы Мамонтова в 1885 году.

Богатый предприниматель, С.И. Мамонтов делил свое время и свои силы между строительством железных дорог и занятием искусством. С.И. Мамонтов был разносторонним любителем-скульптором, певцом, драматургом, актером и режиссером. Другое увлечение и точка приложения огромной энергии С.И. Мамонтова – театр. С конца 70-х годов в усадьбе С.И. Мамонтова Абрамцево ставятся – под руководством С.И. Мамонтова – домашние драматические спектакли. С.И. Мамонтов в этих спектаклях был и драматургом, и режиссером, и даже гримером. Свою первую оперную постановку С.И. Мамонтов осуществил в одном из домашних абрамцевских спектаклей (третий акт “Фауста” Гуно). В 1885 году С.И. Мамонтов открыл в Москве оперный театр под наименованием Московская частная русская опера. Мамонтовский театр вошел в историю русской культуры как весьма значительное и по основным своим творческим устремлениям передовое явление русского искусства. В труппу этого театра входили выдающиеся певцы и певицы: Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский, Н.И. Забела-Врубель, Е.Я. Цветкова, Н.В. Салина. Основным дирижером был Е.Д. Эспозито. Несколько позже в мамонтовскую труппу вошел в качестве дирижера С.В. Рахманинов. Главным режиссером театра стал сам С.И. Мамонтов. Савва Иванович был прирожденным театральным руководителем, он оказал значительное влияние на развитие русской оперы. С Московской частной русской оперой связан целый период оперной деятельности Н.А. Римского-Корсакова. В течение пяти лет на сцене частной оперы были осуществлены первые постановки шести опер композитора. В качестве художников-декораторов в Московской частной опере были заняты виднейшие русские художники М.В. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и др.

Наиболее ярко особенности дарования Васнецова проявились в оформлении спектакля “Снегурочка” по пьесе Александра Островского, поставленного в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника “Снегурочка” стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году в Московской частной опере, была поставлена опера Н.А. Римского - Корсакова “Снегурочка”. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище. Декорации, созданные в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Равным образом эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. В качестве основы был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.

Пролог. Действие происходит в сказочной стране берендеев. Конец зимы. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна - красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Оркестровое вступление вводит слушателей в царство природы. Музыка наполнена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц. С большим мастерством композитор воспроизводит голоса птиц. В музыке ясно слышатся стук дятла, крик кукушки, посвистывание и пощелкивание других птиц.

Учащимся предлагается прослушать: Оркестровое вступление, “Хор птиц”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке. По просьбе преподавателя рассказывают об образах и картинах природы. С помощью каких средств музыкальной выразительности Н.А. Римскому – Корсакову удалось передать картину и красоту зимнего леса, рассказывают о роли оркестра.

Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило – солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, а зима долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить в слободку дочку под присмотр бездетных Бобыля и Бобылихи. Снегурочка счастлива: давно ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Образ Снегурочки в опере не остается неизменным. Вначале это образ прекрасного, но холодного, сказочного существа, лишенного человеческих чувств, хотя и стремящегося к людям. Такую мы видим Снегурочку в арии “С подружками по ягоду ходить”. Музыка этой арии изящна, грациозна и легка. Партия Снегурочки звучит в исполнении колоратурного сопрано. В оркестровом сопровождении велико значение флейты. Ее холодноватый тембр постоянно сопровождает Снегурочку в начале оперы.

Учащимся предлагается прослушать арию Снегурочки “С подружками по ягоду ходить”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке.

- Как нам подсказывает музыка, что Снегурочка не обычная девочка, а сказочная?

- Близки ли интонации арии народным песням?

Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Это большая хоровая сцена выражает верования народа в могущество природы. Здесь и величание Масленицы, причитания, и закликание Весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой его радости Снегурочка просит взять ее в дочки. Берендеи охотно принимают ее. Так завершается пролог.

I действие. В страну берендеев пришла весна. Снегурочка живет у Бобыля. К бедной избенке приходит Лель. По просьбе Снегурочки пастух поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. К Снегурочке подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем – ее любит пригожий Мизгирь и скоро будет их свадьба. Появляется Мизгирь с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но увидев Снегурочку, Мизгирь забывает обо всем на свете. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

II действие. Царский дворец, где царят добро, справедливость, любовь ко всему прекрасному – и в людях, и в природе, и в искусстве. Берендей занят рисованием, он расписывает колонну своего дворца. Но на душе у него тревожно: Ярило - солнце гневается, непонятное охлаждение природы и человеческих сердец. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Потрясенный горем Купавы и вероломством ее жениха, царь велит вести Мизгиря на суд. Ко двору со всех сторон собирается народ. Появляется царь Берендей со своей свитой. “Шествие царя Берендея” представляет собой торжественный марш. Громкие возгласы труб, тромбонов и других духовых инструментов контрастируют с легким пиццикато у скрипок.

Учащимся предлагается прослушать “Шествие царя Берендея”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке.

- Каким создал Н.А. Римский-Корсаков музыкальный портрет царя Берендея?

- Как композитор использовал особенности звучания музыкальных инструментов?

Негодующий царь осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки просто поражает его, царь не может налюбоваться ее красотой. Звучит каватина Берендея “Полна, полна чудес могучая природа”. Голосу Берендея вторит виолончель своей мерно покачивающейся мелодией, ласковой и убаюкивающей.

Учащимся предлагается прослушать каватину царя берендея “Полна, полна чудес могучая природа”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке.

- Можно ли каватину царя Берендея назвать одной из лучших поэтических страниц оперы?

- Можно ли согласиться с исследователями, что черты образа царя Берендея присущи облику самого композитора?

С удивлением узнает царь о том, что холодно сердце Снегурочки, и что не знает она любви. Мизгирь умоляет отсрочить изгнание и обещает зародить любовь в сердце Снегурочки. Царь Берендей соглашается.

III действие. Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. Царь Берендей выходит к народу. Заплясали скоморохи. “Пляска скоморохов” - это оркестровый номер задорного и бодрого характера. В “Пляске скоморохов” Н.А. Римский -Корсаков продемонстрировал свое мастерство композитора, сумев передать в симфоническом оркестре звучание народных инструментов.

Учащимся предлагается прослушать “Пляску скоморохов”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке. Преподаватель предлагает тему для обсуждения:

- С каким музыкальным произведением М.И. Глинки созвучна “Пляска скоморохов”, что в них общего?

Но вот все поворачиваются к Лелю. Его появление почти всегда сопровождается в оркестре нежными переливами кларнета (иногда гобоя). Под аккомпанемент своего рожка поет Лель новую песню. Песня начинается с подлинного народного наигрыша в исполнении кларнета. Во вступлении и первом куплете присутствуют изобразительные черты – подражание раскатам грома (тремоло литавр). Мелодия песни основана на народных попевках.

Учащимся предлагается прослушать третью песню Леля “Туча со громом сговаривалась”.

После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы преподавателя:

- Что роднит эту песню с народными напевами?

- Какие приемы развития использует композитор?

- В какой форме написана песня?

В награду за песню царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Снегурочке так хочется стать избранницей Леля, но душевный пастушок выбирает Купаву. Все берендеи расходятся, и на волшебной поляне остается тоскующая Снегурочка. Мизгирь обращается в своем ариозо к Снегурочке с взволнованными словами любви, предлагая за ее любовь все свои богатства. В ариозо присутствует легкий восточный колорит, что связывается с упоминанием о далеких заморских странах, в которых он побывал.

Учащимся предлагается прослушать ариозо Мизгиря “На теплом синем море”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке и отвечают на вопрос преподавателя:

- Как проявляется звукописное мастерство Н.А. Римского - Корсакова в ариозо Мизгиря?

Огорченная Снегурочка убегает в лес. Ее преследует Мизгирь, но путь ему преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. В горестной обиде Снегурочка бежит к матери Весне, чтобы попросить у нее “немножечко сердечного тепла”.

IV действие. Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери, Весна одевает на нее волшебный венок из душистых цветов – и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Она, счастливая и преображенная, уже другими глазами смотрит и на Мизгиря, который повсюду ее ищет. Его преданная любовь трогает сердечко девушки. Счастливый Мизгирь ведет Снегурочку к царю. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Восходит солнце. Наступает Ярилин день – праздник лета. Царь Берендей благословляет молодые пары. Мизгирь подводит Снегурочку, и девушка говорит о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Яркий солнечный луч падает на нее. Снегурочка начинает таять, но, даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. Эта сцена – таяния Снегурочки – одна из самых вдохновенных страниц творчества Н.А. Римского - Корсакова. Ее нельзя описать словами. Эту музыку обязательно надо слушать: в ней столько человеческого тепла и проникновенности. Последнее обращение к любимому звучит трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и жизнью. Снегурочка исчезает, возвращаясь в лоно породившей ее природы.

Учащимся предлагается прослушать сцену таяния Снегурочки.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке. Преподаватель предлагает темы для обсуждения:

- Каково душевное состояние Снегурочки в сцене таяния, сравнить его с душевным состоянием в арии “С подружками по ягоду ходить”?

- Можно ли назвать сцену таяния кульминацией в развитии образа Снегурочки?

Ярило – солнце, даря людям свет и тепло, величаво восходит над прекрасной землей берендеев. Так между природой и людьми вновь воцаряются гармония и мир.

Лель запевает восходящему светилу хвалебную песнь, и хор берендеев дружно подхватывает ее. Хор построен на сплошном нарастании силы, блеска и яркости звучания, он сочинен Н.А. Римским-Корсаковым в характере эпико -гимнических напевов. Этим гимном в честь могучего Ярилы – солнца и завершается опера.

Учащимся предлагается прослушать заключительный хор “Свет и сила бог Ярило”.

После прослушивания учащимся преподаватель предлагает тему для обсуждения:

- Почему, несмотря на гибель Снегурочки, опера заканчивается в светлых, торжественных тонах?

В конце урока осуществляется просмотр презентации.

Контроль за усвоением пройденного материала проходит в форме музыкальной викторины – кроссворда:

По вертикали.

1. (Звучит в аудиозаписи фрагмент арии “С подружками по ягоду ходить”).

Кто из персонажей оперы исполняет эту арию?

4. (Звучит в аудиозаписи фрагмент песни Леля “Туча со громом сговаривалась”). Кто из персонажей оперы исполняет эту песню?

6. Автор пьесы, которая легла в основу оперы?

8. Художник-декоратор, оформивший Московскую постановку спектакля в 1885 году?

10. Бог солнца, которому покланялись берендеи?

По горизонтали.

2. Кто подарил Снегурочке волшебный венок из душистых цветов?

3. (Звучит в аудиозаписи фрагмент каватины “На теплом синем море”).

Кто из персонажей оперы исполняет эту каватину?

5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент каватины “Полна, полна чудес могучая природа”). Кто из персонажей оперы исполняет эту каватину?

7. Девушка – берендейка, подруга Снегурочки?

9. Кто нашел Снегурочку в зимнем лесу?