Интегрированное занятие по развитию речи по мотивам сказки В. Сутеева "Яблоко" (с элементами логоритмики) для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Направления: интеграция областей “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Физическое развитие”.

Цель: закрепить и систематизировать сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

  • закрепить и расширить знания детей по лексическим темам: “Осень. Деревья осенью”, “Дикие животные”, “Фрукты”;
  • формировать умение правильно оценивать поступки сказочных героев, понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль;
  • развивать творческие способности, пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

Действующие лица:

Взрослые: Сказочник, Яблоня.
Дети:
Ворона, Белка, Заяц, Еж, Медведь.

Декорации: Пейзаж осеннего леса. Поляна с дикой яблоней.

Оборудование: Маски, костюмы лесных животных; осенние листья с разных деревьев; картинки: деревьев, листопада; грибы, яблоко; ИКТ (компьютер, проектор); фонограммы П. Чайковского из цикла “Времена года” и русских народных мелодий в оркестровом исполнении, песня “Улыбка” слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского.

Дети входят в зал под музыку и садятся на места. Появляется сказочник.
Сказочник: Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?
Хотите попасть в Страну Сказок?
Два раза хлопни, три раза топни,
Вокруг себя обернись, в Стране Сказок очутись!
Прилетает ворон.
Ворон:
(Ворона)
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу во серебряную
Труба точенная, позолоченная! (Русская народная прибаутка)
Сказочник: Эта присказка, а сказка…сказка будет впереди.
А что за сказка и кто герои нашей сказки, отгадайте сами.
Одного героя вы уже увидели. (Ворона или Ворон)

- Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Еж)

- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

- Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь)

- Это что за зверь лесной встал, как столбик подл сосной?
И стоит среди травы - уши больше головы? (Заяц)

А сказка будет вот про что…
- Круглое, румяное и растет на ветке
Любят это взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

- Молодцы! Все загадки отгадали.
А попали мы в сказку В.Сутеева “Яблоко”.

Вот и в нашу сказку тоже пришла осень.
Но и в осеннем увяданье есть свое очарованье,
В ноябре тепла не жди, зарядили вдруг дожди.
Закружился листопад: лес теряет свой наряд.

Ворон:
(Ворона)
Кар-р! Кар-р! Кар-р!
Алые и желтые ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.
Сказочник: Ребята, я вас приглашаю погулять в осеннем сказочном лесу. Раз, два, три и в осеннем лесу оказались мы.
На экране появляется картинка с изображением листопада.
Сказочник: Смотрите, ребята, как закружились в воздухе разноцветные листья и начали устилать землю золотисто-багряным ковром. Как это природное явление называется?
Дети: Листопад
Сказочник: Проговорите слово “листопад” и подумайте, какие два слова спрятались в нем?
Дети: Лист, падать.
Сказочник: Молодцы! Падают, падают листья. В нашем лесу листопад.
Психогимнастика “Листопад”
Листья опали Мы огорчились
Кружатся листья И мы удивились
Темные листья Мы рассердились
Влево, Вправо повернулись…
Как красиво! (восхищенно)

И улыбнулись.
Сказочник: Давайте, ребята, поиграем с красивыми осенними листьями.
На экране появляются картинки с изображением разных деревьев.
Игра “С какого дерева лист?”, “Подбери признак”. Дети берут осенние листья.
Комплекс упражнений “Осенние листья”
(дыхательная, зрительная гимнастика, фонопедические упражнения)
Подул на листочек слабый ветерок,

Дети делают глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом (направление воздушной струи)

А затем подул сильный ветер

Глубокий вдох носом и сильный долгий выдох ртом (направление воздушной струи)

Задрожал листочек

Произносят “бл-л-л…” на одном дыхании, встряхивая кистями рук

Оторвался от веточки листочек и полетел

Изображают полет листочка правой, затем левой рукой в воздухе ? и прослеживают взглядом.

Закружился в воздухе

Изображают полет листочка левой, затем правой рукой в воздухе 0и прослеживают взглядом.

Упал в лужицу

Медленно опускают листочки на пол.

Застучал по лужице дождик

Дети приседают и постукивают пальцами по полу, произнося “па-па-па…” сначала медленно, а потом быстро.

Лужа становилась все больше и больше

С постепенным усилением звука [o] разводят руки в стороны, а приближая ладони к другу другу, производят постепенное ослабление, затихание звука.

И листочек поплыл по ней, как кораблик.

Изображают руками волны, затем как плывет кораблик, произнося (тянут звуки) [а], [у] на продолжительном выдохе.

Дети садятся на места. Появляется Еж и поет песню. Белка выглядывает из-за елки.
Сказочник: Ребята, слышите! Кто-то по лесу идет и тихо песенку поет.
Еж: Фуфты-фуфты-фуфты-фу! На спине листок несу!
Самый сильный я в лесу, но боюсь одну лису! Ой, кто там?
Белка: Это я, Белка.
Еж: Здравствуй, Белка!
Белка: Здравствуй, Еж! Далеко ли ты идешь?
Еж:Е

Еж:

Может, яблочек найду возле яблоньки в лесу.
Принесу ребятам - маленьким ежатам! А ты, что делаешь?
Белка: А я грибы, орехи собираю. Как орешки соберу, сразу в домик их несу.
Загадка, ребятам:
Круглый, зрелый, загорелый попадался на зубок,
Попадался на зубок, расколоться все не мог.
А попал под молоток, хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
Сказочник: Ребята, поиграем в орешек с Белочкой и Ежиком.
Логопедическая гимнастика “Орешек”
Молоточек возьмем Максимально откинуть челюсть
И орешек разобьем. И резко закрыть рот.
За щеками покатаем,
Ядрышко потолкаем.
Надавливать языком на внутреннюю сторону правой щеки, потом левой.
Вот какое маленькое,
Вкусненькое, сладенькое
“Погладить” языком внутреннюю сторону щеки, сначала правой, потом левой.
Вновь орешек мы возьмем Проводить нижними зубами по верхней губе, затем верхними – по нижней губе.
И словно белочки грызем. Вот так. Максимально откинуть челюсть и резко закрыть рот.
Белка и Еж: Спасибо, ребята, поиграли, развеселили нас. Грызете орешки как настоящие бельчата.
Еж: Белочка, ты прыгаешь по деревьям с ветки на ветку, может, видела яблоню?
Белка: Я видела яблоню там, за пригорком на поляне.
Еж: Спасибо! Побегу, посмотрю, может, остались еще яблоки. До свидания, белочка!
Белка: До свидания, ежик! Я тоже поскачу, дел много: надо к зиме готовиться.
Появляется поляна с яблоней
Сказочник: Смотрите, ребята, вот и поляна с яблоней, только на яблоне одно яблоко осталось. Давайте, спросим у яблони, где остальные яблоки.
Координация речи с движением “Яблоня”
работа над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией),
развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)
- Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре стоит “Яблоня”
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Дети останавливаются и на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке.
“Яблоня” отрицательно качает головой на каждый вопрос.
Куда они пропали? Дети разводят руками и пожимают плечами.
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Отвечает “Яблоня”.
Дети на каждый ответ загибают по одному пальцу на правой руке.
Дети урожай собрали:

“Спасибо, Яблонька!”

Дети показывают руками полную корзину яблок.

Дети делают земной поклон.

Сказочник: А в это время за пригорком бежал по лесу Заяц и увидел на поляне яблоню. Листья давно облетели с яблони, и только на верхушке еще висело одно-единственное яблоко. Удивился Заяц.
Заяц: Оно настолько велико, что и вдвоем не съесть его.
А красоту его и вкус,описывать я не берусь.
Но как яблоко достать?
Заяц прыгает, пытаясь достать до яблока.
Ворон
(Ворона)
Кар-р! Кар-р! Кар-р! Ох, насмешил Косой!

Осталось только летать научиться! Что яблочка захотелось?

Сказочник: Видит Заяц сидит ворона на елке и смеется.
Заяц: Здравствуй, Ворона! Сорви мне, пожалуйста, яблоко. Оно высоко висит, я никак не могу до него допрыгнуть.
Сказочник: Пока Ворона с Зайцем разговаривали, небо потемнело, и начался дождик.
Дождь холодный льет и льет, согреться зайке не дает.
Массаж спины “Дождик”
Дождик бегает по крыше Дети встают друг за другом “паровозиком” и похлопывают тихонько ладонями по спине друг друга
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше
Постукивают пальчиками по спине друг друга
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите,
Поколачивают слегка кулачками по спине друг друга
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, -
Растирают ребрами ладоней
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте -
Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте…
Бом… Бом… Бом…
Нежно поглаживают ладонями.
Заяц и Ворона выходят из-за елки.
Сказочник: Вот и закончился дождик.
Заяц: Дождик закончился, а яблоко осталось висеть на ветке. Ворона, сорви мне, пожалуйста, яблоко.
Сказочник: Ворона сорвала яблоко, только в клюве не удержала – упало яблоко вниз. Яблочко наливное по тропинке покатилось и …у березки остановилось.
Д/и “Проследи путь яблока” (зрительная гимнастика “Круг”)
Представить себе большой круг (большое яблоко). Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, а потом против часовой .
Заяц: Спасибо тебе, Ворона!
Сказочник: Только Заяц хотел поднять яблоко, а оно как живое, вдруг зашипело…. И убежало. Испугался Заяц.
Заяц: Что такое? Что случилось?
Сказочник: Яблоко упало прямо на Ежа, который прилег отдохнуть после дальней дороги. Еж спросонок испугался и бросился бежать.
Заяц: Стой! Стой! Куда мое яблоко потащил?
Еж остановился.
Еж: Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц: Сейчас же, отдай мое яблоко! Я его нашел!
К ним подлетела ворона.
Ворон (Ворона): Напрасно спорите. Это мое яблоко, я его сорвала.
Сказочник: Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
Заяц: Мое яблоко!
Еж: Мое яблоко!
Ворон (Ворона): Нет, мое яблоко!
Сказочник: Крик, шум на весь лес. Белка прискакала посмотреть, что случилось. Увидев, что начинается драка, она побежала за помощью к Михаилу Потапычу. А лесные жители разошлись не на шутку: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул….

…..Вот тут-то и появился Медведь с Белкой.

Появляется Медведь с Белкой.
Сказочник: Появился Михаил Потапыч, посмотрел что твориться, да как рявкнет.
Медведь: Что такое? Что за шум?
Наступила тишина.
Все: Здравствуй, Михаил Потапыч!
Еж: Михаил Потапыч, Ты, в лесу самый большой, самый умный!
Заяц: Рассуди нас по справедливости!
Все: Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
Медведь: Хорошо. Только сначала вместе поиграем .
Медведь предлагает игры с яблоком: “Подбери признак” и “Чистоговорка”.
Чистоговорка “Т – Т’”
(фонопедические упражнения)
Та – та – та
Та – та – та

Та – та – та
Яблоко моя мечта.

Дети произносят слоги.

Делают ударение (усиление голоса) на выделенный слог, одновременно показывая рукой.
Прохлопывают последнюю фразу, делая усиление голоса в конце.

Ато – ато – ато
Ато – ато – ато
Ато – ато – ато
Витаминами богато.
Дети произносят слоги.

Делают ударение (усиление голоса) на выделенный слог, одновременно показывая рукой.
Прохлопывают последнюю фразу, делая усиление голоса в конце.

Ти – ти – ти
Ти – ти – ти
Ти – ти - ти
Где же яблоко найти?
Дети произносят слоги.

Делают ударение (усиление голоса) на выделенный слог, одновременно показывая рукой.
Поднимают и опускают плечи, делая усиление голоса в конце.

Ать – ать – ать
Ать – ать – ать
Ать – ать – ать
Надо яблоню искать.
Дети произносят слоги.

Делают ударение (усиление голоса) на выделенный слог, одновременно показывая рукой.
Приставляют к глазам то одну, то другую ладонь, делая усиление голоса в конце.

Медведь: А теперь, когда все немного успокоились, рассказывайте, как все было.
Все рассказали Медведю все, как было.
Медведь: Итак, Кто яблоко нашел?
Заяц: Я! Я нашел!
Медведь: А кто яблоко сорвал?
Ворон (Ворона): Кар-р! Кар-р! Как раз Я!
Медведь: Хорошо. А кто его поймал?
Еж: Поймал яблоко Я!
Медведь: Вот, что, оказывается, вы все правы, и потому каждый из вас должен получить яблоко….
Все: Еж, Заяц,
Ворон (Ворона):
Но тут только одно яблоко!?!
Медведь: Да… Действительно, одно яблоко…Можно разделить это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
Все: Как же мы раньше не догадались!
Белка: Какое мудрое решение!
Ежик взял яблоко и разделил его на равные части начал всех угощать.
Еж: Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.
Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.
Это мне, потому что я поймал яблоко.
Это тебе, Белка, за то что показала мне путь к яблоне и Михаила Потапыча привела.
Белка: Спасибо!
Еж: А это тебе, Михаил Потапыч…
Медведь: А мне-то за что???
Еж: А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
Сказочник: Все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Еж: У меня остался еще один кусочек яблока.
Все: Еж, Заяц, Ворона, Белка, Медведь Я знаю решение!
Лесные жители совещаются в кругу, затем все поворачиваются к сказочнику, а Еж подходит и протягивает ему кусочек яблока.
Еж: А это Вам, Сказочник, - за то, что пригласили ребят в нашу Сказку Уму-разуму набраться!
Сказочник: Спасибо!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Заяц и Ворона: Сказка ложь,
Еж и белка: Да в ней намек,
Медведь: Добрым молодцам урок!
Сказочник: Ребята! Понравилась сказка? Чему учит эта сказка?
Дети: Ответы детей.
Сказочные персонажи и ребята исполняют песню дружбы “Улыбка”.
Сказочник: Ребята, вы так красиво дружно пели, что Яблонька передала вам подарок: корзину яблок.
А вы можете нарисовать понравившегося сказочного героя, сказочный сюжет (эпизод сказки) и отправить свои рисунки в Страну Сказок: в Сказку “Яблоко” В. Сутеева.
А дома можете не только рассказать эту сказку своим родителям мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям, но и сочинить свою сказку.
До новых встреч, друзья!
Вот пришла пора прощаться, надо в путь нам собираться,
Два раза хлопни, три раза топни,
Вокруг себя обернись,в любимом садике появись!