Направления: интеграция областей “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Физическое развитие”.
Цель: закрепить и систематизировать сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- закрепить и расширить знания детей по лексическим темам: “Осень. Деревья осенью”, “Дикие животные”, “Фрукты”;
- формировать умение правильно оценивать поступки сказочных героев, понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль;
- развивать творческие способности, пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;
Действующие лица:
Взрослые: Сказочник, Яблоня.
Дети: Ворона, Белка, Заяц, Еж, Медведь.
Декорации: Пейзаж осеннего леса. Поляна с дикой яблоней.
Оборудование: Маски, костюмы лесных животных; осенние листья с разных деревьев; картинки: деревьев, листопада; грибы, яблоко; ИКТ (компьютер, проектор); фонограммы П. Чайковского из цикла “Времена года” и русских народных мелодий в оркестровом исполнении, песня “Улыбка” слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского.
Дети входят в зал под музыку и садятся на места. Появляется сказочник. | ||||||
Сказочник: | Здравствуйте, ребята! Вы
любите сказки? Хотите попасть в Страну Сказок? Два раза хлопни, три раза топни, Вокруг себя обернись, в Стране Сказок очутись! |
|||||
Прилетает ворон. | ||||||
Ворон: (Ворона) |
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу во серебряную Труба точенная, позолоченная! (Русская народная прибаутка) |
|||||
Сказочник: | Эта присказка, а
сказка…сказка будет впереди. А что за сказка и кто герои нашей сказки, отгадайте сами. Одного героя вы уже увидели. (Ворона или Ворон) -
Лежала между елками подушечка с иголками. - Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. - Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, - Это что за зверь лесной встал, как столбик
подл сосной? А сказка будет вот про что… - Молодцы! Все загадки отгадали. Вот и в нашу сказку тоже пришла осень. |
|||||
Ворон: (Ворона) |
Кар-р! Кар-р! Кар-р! Алые и желтые ветер листья рвет, Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод. |
|||||
Сказочник: | Ребята, я вас приглашаю погулять в осеннем сказочном лесу. Раз, два, три и в осеннем лесу оказались мы. | |||||
На экране появляется картинка с изображением листопада. | ||||||
Сказочник: | Смотрите, ребята, как закружились в воздухе разноцветные листья и начали устилать землю золотисто-багряным ковром. Как это природное явление называется? | |||||
Дети: | Листопад | |||||
Сказочник: | Проговорите слово “листопад” и подумайте, какие два слова спрятались в нем? | |||||
Дети: | Лист, падать. | |||||
Сказочник: | Молодцы! Падают, падают листья. В нашем лесу листопад. | |||||
Психогимнастика “Листопад” | ||||||
Листья опали | Мы огорчились | |||||
Кружатся листья | И мы удивились | |||||
Темные листья | Мы рассердились | |||||
Влево, Вправо
повернулись… Как красиво! (восхищенно) |
И улыбнулись. |
|||||
Сказочник: | Давайте, ребята, поиграем с красивыми осенними листьями. | |||||
На экране появляются картинки с изображением разных деревьев. | ||||||
Игра “С какого дерева лист?”, “Подбери признак”. Дети берут осенние листья. | ||||||
Комплекс упражнений
“Осенние листья” (дыхательная, зрительная гимнастика, фонопедические упражнения) |
||||||
Подул на листочек слабый
ветерок, Дети делают глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом (направление воздушной струи) |
||||||
А затем подул сильный
ветер Глубокий вдох носом и сильный долгий выдох ртом (направление воздушной струи) |
||||||
Задрожал листочек Произносят “бл-л-л…” на одном дыхании, встряхивая кистями рук |
||||||
Оторвался от веточки
листочек и полетел Изображают полет листочка правой, затем левой рукой в воздухе ? и прослеживают взглядом. Закружился в воздухе Изображают полет листочка левой, затем правой рукой в воздухе 0и прослеживают взглядом. |
||||||
Упал в лужицу Медленно опускают листочки на пол. |
||||||
Застучал по лужице дождик Дети приседают и постукивают пальцами по полу, произнося “па-па-па…” сначала медленно, а потом быстро. |
||||||
Лужа становилась все
больше и больше С постепенным усилением звука [o] разводят руки в стороны, а приближая ладони к другу другу, производят постепенное ослабление, затихание звука. |
||||||
И листочек поплыл по ней,
как кораблик. Изображают руками волны, затем как плывет кораблик, произнося (тянут звуки) [а], [у] на продолжительном выдохе. |
||||||
Дети садятся на места. Появляется Еж и поет песню. Белка выглядывает из-за елки. | ||||||
Сказочник: | Ребята, слышите! Кто-то по лесу идет и тихо песенку поет. | |||||
Еж: | Фуфты-фуфты-фуфты-фу! На
спине листок несу! Самый сильный я в лесу, но боюсь одну лису! Ой, кто там? |
|||||
Белка: | Это я, Белка. | |||||
Еж: | Здравствуй, Белка! | |||||
Белка: | Здравствуй, Еж! Далеко ли ты идешь? | |||||
Еж:Е Еж: |
Может, яблочек найду возле
яблоньки в лесу. Принесу ребятам - маленьким ежатам! А ты, что делаешь? |
|||||
Белка: | А я грибы, орехи собираю.
Как орешки соберу, сразу в домик их несу. Загадка, ребятам: Круглый, зрелый, загорелый попадался на зубок, Попадался на зубок, расколоться все не мог. А попал под молоток, хрустнул раз – и треснул бок. (Орех) |
|||||
Сказочник: | Ребята, поиграем в орешек с Белочкой и Ежиком. | |||||
Логопедическая гимнастика “Орешек” | ||||||
Молоточек возьмем | Максимально откинуть челюсть | |||||
И орешек разобьем. | И резко закрыть рот. | |||||
За щеками покатаем, Ядрышко потолкаем. |
Надавливать языком на внутреннюю сторону правой щеки, потом левой. | |||||
Вот какое маленькое, Вкусненькое, сладенькое |
“Погладить” языком внутреннюю сторону щеки, сначала правой, потом левой. | |||||
Вновь орешек мы возьмем | Проводить нижними зубами по верхней губе, затем верхними – по нижней губе. | |||||
И словно белочки грызем. Вот так. | Максимально откинуть челюсть и резко закрыть рот. | |||||
Белка и Еж: | Спасибо, ребята, поиграли, развеселили нас. Грызете орешки как настоящие бельчата. | |||||
Еж: | Белочка, ты прыгаешь по деревьям с ветки на ветку, может, видела яблоню? | |||||
Белка: | Я видела яблоню там, за пригорком на поляне. | |||||
Еж: | Спасибо! Побегу, посмотрю, может, остались еще яблоки. До свидания, белочка! | |||||
Белка: | До свидания, ежик! Я тоже поскачу, дел много: надо к зиме готовиться. | |||||
Появляется поляна с яблоней | ||||||
Сказочник: | Смотрите, ребята, вот и поляна с яблоней, только на яблоне одно яблоко осталось. Давайте, спросим у яблони, где остальные яблоки. | |||||
Координация речи с
движением “Яблоня” работа над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) |
||||||
- Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? |
Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре стоит “Яблоня” | |||||
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? |
Дети останавливаются и
на каждую строчку загибают по одному пальцу на
левой руке. “Яблоня” отрицательно качает головой на каждый вопрос. |
|||||
Куда они пропали? | Дети разводят руками и пожимают плечами. | |||||
- Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… |
Отвечает “Яблоня”. Дети на каждый ответ загибают по одному пальцу на правой руке. |
|||||
Дети урожай собрали: “Спасибо, Яблонька!” |
Дети показывают руками
полную корзину яблок. Дети делают земной поклон. |
|||||
Сказочник: | А в это время за пригорком бежал по лесу Заяц и увидел на поляне яблоню. Листья давно облетели с яблони, и только на верхушке еще висело одно-единственное яблоко. Удивился Заяц. | |||||
Заяц: | Оно настолько велико, что
и вдвоем не съесть его. А красоту его и вкус,описывать я не берусь. Но как яблоко достать? |
|||||
Заяц прыгает, пытаясь достать до яблока. | ||||||
Ворон (Ворона) |
Кар-р! Кар-р! Кар-р! Ох,
насмешил Косой! Осталось только летать научиться! Что яблочка захотелось? |
|||||
Сказочник: | Видит Заяц сидит ворона на елке и смеется. | |||||
Заяц: | Здравствуй, Ворона! Сорви мне, пожалуйста, яблоко. Оно высоко висит, я никак не могу до него допрыгнуть. | |||||
Сказочник: | Пока Ворона с Зайцем
разговаривали, небо потемнело, и начался дождик. Дождь холодный льет и льет, согреться зайке не дает. |
|||||
Массаж спины “Дождик” | ||||||
Дождик бегает по крыше | Дети встают друг за другом “паровозиком” и похлопывают тихонько ладонями по спине друг друга | |||||
Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше |
Постукивают пальчиками по спине друг друга | |||||
Бом! Бом! Бом! - Дома, дома посидите, |
Поколачивают слегка кулачками по спине друг друга | |||||
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите, - |
Растирают ребрами ладоней | |||||
Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте - |
Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями | |||||
Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… |
Нежно поглаживают ладонями. | |||||
Заяц и Ворона выходят из-за елки. | ||||||
Сказочник: | Вот и закончился дождик. | |||||
Заяц: | Дождик закончился, а яблоко осталось висеть на ветке. Ворона, сорви мне, пожалуйста, яблоко. | |||||
Сказочник: | Ворона сорвала яблоко, только в клюве не удержала – упало яблоко вниз. Яблочко наливное по тропинке покатилось и …у березки остановилось. | |||||
Д/и “Проследи путь
яблока” (зрительная гимнастика “Круг”) Представить себе большой круг (большое яблоко). Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, а потом против часовой . |
||||||
Заяц: | Спасибо тебе, Ворона! | |||||
Сказочник: | Только Заяц хотел поднять яблоко, а оно как живое, вдруг зашипело…. И убежало. Испугался Заяц. | |||||
Заяц: | Что такое? Что случилось? | |||||
Сказочник: | Яблоко упало прямо на Ежа, который прилег отдохнуть после дальней дороги. Еж спросонок испугался и бросился бежать. | |||||
Заяц: | Стой! Стой! Куда мое яблоко потащил? | |||||
Еж остановился. | ||||||
Еж: | Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. | |||||
Заяц: | Сейчас же, отдай мое яблоко! Я его нашел! | |||||
К ним подлетела ворона. | ||||||
Ворон (Ворона): | Напрасно спорите. Это мое яблоко, я его сорвала. | |||||
Сказочник: | Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит: | |||||
Заяц: | Мое яблоко! | |||||
Еж: | Мое яблоко! | |||||
Ворон (Ворона): | Нет, мое яблоко! | |||||
Сказочник: | Крик, шум на весь лес.
Белка прискакала посмотреть, что случилось.
Увидев, что начинается драка, она побежала за
помощью к Михаилу Потапычу. А лесные жители
разошлись не на шутку: Ворона Ежа в нос клюнула,
Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой
лягнул…. …..Вот тут-то и появился Медведь с Белкой. |
|||||
Появляется Медведь с Белкой. | ||||||
Сказочник: | Появился Михаил Потапыч, посмотрел что твориться, да как рявкнет. | |||||
Медведь: | Что такое? Что за шум? | |||||
Наступила тишина. | ||||||
Все: | Здравствуй, Михаил Потапыч! | |||||
Еж: | Михаил Потапыч, Ты, в лесу самый большой, самый умный! | |||||
Заяц: | Рассуди нас по справедливости! | |||||
Все: | Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. | |||||
Медведь: | Хорошо. Только сначала вместе поиграем . | |||||
Медведь предлагает игры с яблоком: “Подбери признак” и “Чистоговорка”. | ||||||
Чистоговорка “Т – Т’” (фонопедические упражнения) |
||||||
Та – та – та Та – та – та Та – та – та |
Дети произносят слоги. Делают
ударение (усиление голоса) на выделенный слог,
одновременно показывая рукой. |
|||||
Ато – ато – ато Ато – ато – ато Ато – ато – ато Витаминами богато. |
Дети произносят слоги. Делают
ударение (усиление голоса) на выделенный слог,
одновременно показывая рукой. |
|||||
Ти – ти – ти Ти – ти – ти Ти – ти - ти Где же яблоко найти? |
Дети произносят слоги. Делают
ударение (усиление голоса) на выделенный слог,
одновременно показывая рукой. |
|||||
Ать – ать – ать Ать – ать – ать Ать – ать – ать Надо яблоню искать. |
Дети произносят слоги. Делают
ударение (усиление голоса) на выделенный слог,
одновременно показывая рукой. |
|||||
Медведь: | А теперь, когда все немного успокоились, рассказывайте, как все было. | |||||
Все рассказали Медведю все, как было. | ||||||
Медведь: | Итак, Кто яблоко нашел? | |||||
Заяц: | Я! Я нашел! | |||||
Медведь: | А кто яблоко сорвал? | |||||
Ворон (Ворона): | Кар-р! Кар-р! Как раз Я! | |||||
Медведь: | Хорошо. А кто его поймал? | |||||
Еж: | Поймал яблоко Я! | |||||
Медведь: | Вот, что, оказывается, вы все правы, и потому каждый из вас должен получить яблоко…. | |||||
Все: Еж, Заяц, Ворон (Ворона): |
Но тут только одно яблоко!?! | |||||
Медведь: | Да… Действительно, одно яблоко…Можно разделить это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. | |||||
Все: | Как же мы раньше не догадались! | |||||
Белка: | Какое мудрое решение! | |||||
Ежик взял яблоко и разделил его на равные части начал всех угощать. | ||||||
Еж: | Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел. | |||||
Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала. | ||||||
Это мне, потому что я поймал яблоко. | ||||||
Это тебе, Белка, за то что показала мне путь к яблоне и Михаила Потапыча привела. | ||||||
Белка: | Спасибо! | |||||
Еж: | А это тебе, Михаил Потапыч… | |||||
Медведь: | А мне-то за что??? | |||||
Еж: | А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! | |||||
Сказочник: | Все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел. | |||||
Еж: | У меня остался еще один кусочек яблока. | |||||
Все: Еж, Заяц, Ворона, Белка, Медведь | Я знаю решение! | |||||
Лесные жители совещаются в кругу, затем все поворачиваются к сказочнику, а Еж подходит и протягивает ему кусочек яблока. | ||||||
Еж: | А это Вам, Сказочник, - за то, что пригласили ребят в нашу Сказку Уму-разуму набраться! | |||||
Сказочник: | Спасибо! Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! |
|||||
Заяц и Ворона: | Сказка ложь, | |||||
Еж и белка: | Да в ней намек, | |||||
Медведь: | Добрым молодцам урок! | |||||
Сказочник: | Ребята! Понравилась сказка? Чему учит эта сказка? | |||||
Дети: | Ответы детей. | |||||
Сказочные персонажи и ребята исполняют песню дружбы “Улыбка”. | ||||||
Сказочник: | Ребята, вы так красиво
дружно пели, что Яблонька передала вам подарок:
корзину яблок. А вы можете нарисовать понравившегося сказочного героя, сказочный сюжет (эпизод сказки) и отправить свои рисунки в Страну Сказок: в Сказку “Яблоко” В. Сутеева. А дома можете не только рассказать эту сказку своим родителям мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям, но и сочинить свою сказку. До новых встреч, друзья! |
|||||
Вот пришла пора прощаться,
надо в путь нам собираться, Два раза хлопни, три раза топни, Вокруг себя обернись,в любимом садике появись! |