Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Театрализованная деятельность является одним из важных средств речевого развития и раскрытия творческого потенциала детей. Посредством театрализованной деятельности расширяется кругозор детей, обобщаются и систематизируются представления детей об окружающем мире, активизируется и совершенствуется связная речь ( ее монологическая и диалогическая стороны), наполняется ее образная составляющая; обогащается словарный запас детей.

В процессе театрализованной деятельности воспитываются положительные нравственные качества, такие как: доброжелательность, умение придти на помощь; совершенствуются навыки совместной дружной занимательной деятельности; прививается любовь к русскому народному устному творчеству.

В предлагаемом материале представлена работа по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Цель: прививать детям любовь к русскому народному устному творчеству посредством театрализованной деятельности.

Задачи.

Коррекционно-обучающие.

1. Обогащать и расширять представления детей об окружающем мире.

2  Формировать умение передавать характерные особенности персонажей сказки посредством интонации, мимики, жестов.

3. Повышать уровень развития детей - подводить детей к пониманию поучительно смысла сказки.

Коррекционно-развивающие.

1. Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности, способствовать раскрытию творческого потенциала детей.

2. Развивать связную речь детей (монологическую, диалогическую), совершенствовать ее интонационную выразительность.

3. Способствовать развитию зрительного восприятия, тактильно-двигательного и наглядно-образного мышление детей.

4. Формировать у детей умение подбирать атрибуты (предметы-заместители) и обыгрывать их по ходу развития сюжета сказки.

Коррекционно-воспитательные.

1. Воспитывать положительные качества личности детей: доброжелательность, дружелюбие, умение придти на помощь.

2. Совершенствовать навыки проведения совместной занимательной деятельности.

Материалы и оборудование: театральная ширма “Осенняя полянка”, мягкий конструктор-комплект напольных цветных модулей для постройки Теремка; театральные костюмы по ролям детей; технические средства музыкального сопровождения (компьютер, музыкальные колонки).

Непосредственно-образовательная деятельность: беседа о русских народных сказках, их нравственном смысле; разучивание поговорок и пословиц о друзьях и дружбе; чтение и рассказывание сказки “Теремок”, беседы по сказке с рассматриванием картинок, иллюстраций, презентаций; уточнение и обобщение знаний детей о животных( части тела, какого цвета, чем питаются, чем отличаются); беседа с детьми о нравственном смысле сказки “Теремок”, рассказывание сказки по ролям; игры с фигурками животных; пантомимические игры “ Угадай, кто это” и игры в масках животных, озвучивание их; зарисовка мнемотаблицы и пересказывание по ней сказки “Теремок”; совместно с музыкальным руководителем - разучивание музыкально-ритмического двигательного упражнения “Пяточка, носочек, 1, 2, 3”; театрализованная деятельность: “Играем в театр”- обыгрывание сказки по ролям в групповом центре творчества “Театральная полянка”; показ сказки “Теремок” для гостей в музыкальном зале.

Ход урока

Воспитатель:

“Здравствуйте, дорогие гости!
Быстро лето пролетело.
И пришла к нам на порог
Осень с доброй русской сказкой
Под названьем “ Теремок”.

Под тихую спокойную музыку выходит ребенок-рассказчик (автор):

Автор:

Стоит в поле Теремок-теремок.
Он не низок, ни высок, ни высок.
Кто-кто в Теремочке живет.
Кто-кто в невысоком живет?

Мимо мышка бежала. Теремок увидала и спрашивает…

Мышка: “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Автор: “Никто из Теремка мышке не ответил, зашла она в Теремок и стала там жить. А мимо по дорожке бежала Лягушка-квакушка. Увидела она теремок и спрашивает…”.

Лягушка-квакушка: “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Мышка-норушка: “Я – Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка-квакушка: “А я - Лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить”.

Мышка-норушка: “Ну, заходи”.

Автор: “И стали они жить вместе дружно. А мимо по дорожке бежал Зайчик-попрыгайчик. Увидел Теремок и спрашивает…

Зайчик-попрыгайчик: “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Мышка-норушка: “Я – Мышка-норушка”.

Лягушка-квакушка: “А я - Лягушка-квакушка. А ты кто”?

Зайчик-попрыгайчик: “А я - Зайчик-попрыайчик. Пуститете меня к себе жить”.

Звери из теремка: “Ну, заходи”!

Автор: “И стали они жить вместе дружно. А мимо по дорожке бежал Волчек-серый бочек. Увидел Теремок и спрашивает”…

Волчек-серый бочек : “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Звери из Теремка: “Я Мышка-норушка, а я – Лягушка-квакушка, я - Зайчик-попрыгайчик. А ты кто”?

Волчек- серый бочек: “А я - Волчек-серый бочек.. Пуститете меня к себе жить”.

Звери из теремка: “Ну, заходи”!

Автор: “ И стали они жить вместе дружно. А мимо по дорожке шел Петушок-золотой гребешок.. Увидел Теремок и спрашивает”…

Петушок-золотой гребешок: “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Звери из Теремка: “Я Мышка-норушка, а я – Лягушка-квакушка, я – Зайчик-опрыгайчик, я Волчек-серый бочек А ты кто”?

Петушок-золотой гребешок: “А я - Петушок-золотой гребешок. Пуститете меня к себе жить”.

Звери из теремка: “Ну, заходи”!

Автор: “И стали они жить вместе дружно. А мимо по дорожке шли Лисички-сестрички. Увидели Теремок и спрашивают”…

Лисички-сестрички: “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Звери из Теремка: “Я Мышка-норушка, а я – Лягушка-квакушка, я - Зайчик-попрыгайчик, я Волчек-серый бочек, я - Петушок-золотой гребешок. А вы кто”?

Лисички-сестрички: “А мы - Лисички-сестрички. Пустите нас к себе жить…”?

Звери из теремка: “Ну, заходите”!

Автор: “И стали они жить вместе дружно. А мимо по дорожке шел Медведь косолапый. Увидел Теремок и спрашивает”…

Медведь косолапый: “Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет”?

Звери из Теремка: “Я Мышка-норушка, а я – Лягушка-квакушка, я - Зайчик-попрыгайчик, я Волчек-серый бочек, я - Петушок-золотой гребешок, мы - Лисички- сестрички. А ты кто”?

Медведь косолапый: “А я – Медведь косолапый. Пустите меня к себе жить…”?

Звери из теремка: “Нет, не пустим - ты наш теремок сломаешь”!

Автор: “Не послушался зверей медведь. Сел на Теремок и сломал его (медведь разрушает постройку из модулей).

Заплакали звери, а Мишка и говорит:

Медведь косолапый: “Не плачьте, звери. Давайте новый Теремок построим”! Звери все вместе строят новый Теремок из модулей.

Автор: “И построили звери новый Теремок и стали все в нем жить вместе дружно”!

Воспитатель: “Стоит новый Теремок - все старались, кто как мог”!

Воспитатель: “Дорогие гости, разрешите мне представить артистов, которые рассказали вам эту сказку (представляет артистов: “В роли автора…., в роли Мышки-норушки …и т.д.”).

Воспитатель:

“Стали звери дружно жить-поживать,
Стали вместе дружно петь и плясать”!

Дети – артисты совместно исполняют музыкально-ритмический танец “Пяточка - носочек, 1, 2, 3”!

После танца дети прощаются с гостями и выходят из музыкально зала.

С дополнительными материалами по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке “Теремок” можно познакомиться в приложениях к данной статье.

Приложении 1 (презентация)

Приложении 2 (мнемотаблица в картинках)