Животные и их среда обитания

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
  • способствовать развитию речи школьников, их мышления;
  • формировать навык работы в группах;
  • прививать интерес к изучению природы родного края.

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

III. Игра [1]

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

Ответ: Да.

Приложение. Слайд 1

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка [2]

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

- Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

Слайд 4

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

- Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). [3
  2. Отгадка (о льве). Приложение. Слайд 7
  3. Рассказы школьников о львах.
  4. На этом уроке Саша показал снимок с изображением льва. Он сам сделал его в одном из зоопарков.

2. Минутка отдыха.

3. Водная среда.

Приложение. Слайд 8 [4]

Слайд 9

Учитель: В водной среде чего-чего, а воды хватает.

- Назовите заметную особенность многих водных животных.

О: Плавники (рыбы, дельфины, киты).

(Яна рассказывает о дельфинах)

О: Ласты (моржи, тюлени).

(Никиты рассказывает о черепахах).

О: Перепонки между пальцами (бобры, выдры, водоплавающие птицы, лягушки).

Учитель: Плавательные ножки у жуков- плавунцов, похожие на вёсла.

4. Почвенная среда

Учитель: Обитатели почвы находят в этой среде необходимые условия - воздух, воду, корм. Перед вами один из представителей почвенной среды

Приложение. Слайд 10

(Обучающиеся рассказывают о кроте).

У: А сейчас мы побываем в гостях у крота и полевой мыши.

Приложение Слайд 11

(Демонстрируется отрывок из мультфильма “Дюймовочка”) [5]

5. Физкультминутка. [6]

(Каждая строка сопровождается движением).

Маленький кролик по имени Кролик,
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал.
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.
Ах, как смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нём не чая,
Но на опушке заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

6. Работа с тетрадью.

В словаре записываются названия среды обитания (в этом помогают заготовленные карточки).

VI. Групповая работа

Дети разделились на три группы. На столах у каждой группы находятся картинки с изображением животных.

Задание.

1 группа - создать водную среду обитания;

2 группа – создать почвенную среду обитания;

3 группа – создать наземно-воздушную среду.

Школьники выбирают нужную картинку с животными и наклеивают на лист ватмана. По желанию, добавляют свои рисунки.

VII. Итог урока.

Приложение. Слайд 12

Учитель: Кто же прав? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Составить акротекст со словами: почва, вода, воздух (по выбору).

Предлагаю Вашему вниманию фотографии групповой работы детей на этом уроке.

Приложение. Cлайд 13

Литература и другие источники

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир”. 3 класс. - Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.

2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).

3. Твоя первая DVD-коллекция о жизни природы. ВВС. “Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” №2.

4. DVD-диск. Релаксация с музыкой и природой. Наша планета “Жизнь глубин океана”.

5. DVD-диск. Сказка “Дюймовочка”. Режиссёр: Амальрик Л.

6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).