Цели урока:
- познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
- способствовать развитию речи школьников, их мышления;
- формировать навык работы в группах;
- прививать интерес к изучению природы родного края.
Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.
Тип урока: изучение нового.
Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент
“Настраиваемся на серьёзную работу”
Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.
- Принять удобную позу.
- Убрать все посторонние предметы.
- Успокоиться.
- Смотреть во время рассказа на учителя.
- Усилием воли отогнать посторонние мысли.
- Стремиться усвоить материал.
- Следить за планом.
- Задавать вопросы при непонимании.
Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?
(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).
II. Повторение пройденного.
III. Игра [1]
Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.
(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).
Учитель: Это дикое животное?
Ответ: Нет.
Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?
Ответ: Да.
Учитель: Млекопитающее?
Ответ: Да.
Учитель: Это хищник?
Ответ: Да.
Учитель: Это кошка?
Ответ: Да.
Приложение. Слайд 1
(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)
Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?
(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)
Приложение. Слайд 2
IV. Физкультминутка [2]
(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).
Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!
V. Ввод в новую тему.
Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.
Приложение. Слайд 3
(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).
- Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?
Слайд 4
(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).
Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!
Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!
Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!
2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?
3. Дети высказывают своё мнение.
Приложение. Слайд 5
(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)
- Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.
VI. Работа над новым материалом.
Объявление темы урока.
Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.
(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Почвенная среда
1. Наземно-воздушная среда
Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.
Учитель: Какие животные обитают в этой среде?
О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.
О: (перечисление животных).
Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?
О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.
О: Есть, где спрятаться от врагов.
О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.
Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?
О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.
О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…
- Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). [3
- Отгадка (о льве). Приложение. Слайд 7
- Рассказы школьников о львах.
- На этом уроке Саша показал снимок с изображением льва. Он сам сделал его в одном из зоопарков.
2. Минутка отдыха.
3. Водная среда.
Приложение. Слайд 8 [4]
Слайд 9
Учитель: В водной среде чего-чего, а воды хватает.
- Назовите заметную особенность многих водных животных.
О: Плавники (рыбы, дельфины, киты).
(Яна рассказывает о дельфинах)
О: Ласты (моржи, тюлени).
(Никиты рассказывает о черепахах).
О: Перепонки между пальцами (бобры, выдры, водоплавающие птицы, лягушки).
Учитель: Плавательные ножки у жуков- плавунцов, похожие на вёсла.
4. Почвенная среда
Учитель: Обитатели почвы находят в этой среде необходимые условия - воздух, воду, корм. Перед вами один из представителей почвенной среды
Приложение. Слайд 10
(Обучающиеся рассказывают о кроте).
У: А сейчас мы побываем в гостях у крота и полевой мыши.
Приложение Слайд 11
(Демонстрируется отрывок из мультфильма “Дюймовочка”) [5]
5. Физкультминутка. [6]
(Каждая строка сопровождается движением).
Маленький кролик по имени Кролик,
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал.
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.
Ах, как смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нём не чая,
Но на опушке заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
6. Работа с тетрадью.
В словаре записываются названия среды обитания (в этом помогают заготовленные карточки).
VI. Групповая работа
Дети разделились на три группы. На столах у каждой группы находятся картинки с изображением животных.
Задание.
1 группа - создать водную среду обитания;
2 группа – создать почвенную среду обитания;
3 группа – создать наземно-воздушную среду.
Школьники выбирают нужную картинку с животными и наклеивают на лист ватмана. По желанию, добавляют свои рисунки.
VII. Итог урока.
Приложение. Слайд 12
Учитель: Кто же прав? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Составить акротекст со словами: почва, вода, воздух (по выбору).
Предлагаю Вашему вниманию фотографии групповой работы детей на этом уроке.
Приложение. Cлайд 13
Литература и другие источники
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир”. 3 класс. - Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).
3. Твоя первая DVD-коллекция о жизни природы. ВВС. “Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” №2.
4. DVD-диск. Релаксация с музыкой и природой. Наша планета “Жизнь глубин океана”.
5. DVD-диск. Сказка “Дюймовочка”. Режиссёр: Амальрик Л.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).