Тип урока: урок изучения нового материала (с использованием элементов технологий ИКТ, игровых технологий, дифференцированного и проблемного обучения).
Цели урока:
1) образовательная: продолжать знакомить учащихся с различными группами бактерий, их ролью в природе и жизни человека;
2) развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес;
3) воспитательная: продолжить экологическое воспитание учащихся путем формирования знаний о роли бактерий в природе, как разрушителей (редуцентов) органических остатков, гигиеническое воспитание (выполнение гигиенических норм и правил прививки).
Оборудование: пробирка с почвой; влажный препарат “Корни бобового растения с клубеньками”; гербарные листы с растениями гороха, фасоли, сои, люпина; пакет с кефиром или простоквашей.
Структура урока
1) Оргмомент.
2) Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
3) Изучение нового материала.
4) Закрепление изученного материала на уроке.
5) Рефлексия.
6) Подведение итогов урока.
7) Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент (отметить отсутствующих учащихся в журнале, визуально проверить готовность к уроку).
Словами “В добрый путь!” психологически настроить на урок.
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации
1. Какое Царство живых организмов Вы изучили? (Бактерии)
2. Какое строение имеет бактериальная клетка?
3. Как питаются бактерии?
4. Какие организмы называют сапрофитами?
5. Какие организмы называют паразитами?
6. Как происходит размножение бактерий?
7. Как бактерии приспособлены к перенесению неблагоприятных условий жизни?
3. Изучение нового материала
Сегодня мы с Вами поговорим о роли бактерий в природе и жизни человека.
(Диск КИМ)
Открыть тетради и записать тему урока.
Тема: “Роль бактерий в природе и жизни человека”.
Формулировка вместе с учащимися цель урока.
Главный вопрос урока, на который мы должны дать ответ: “Почему без жизнедеятельности бактерий жизнь на Земле была бы не возможна?”
(Тем самым создаю проблемную ситуацию.)
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, мы с вами должны рассмотреть:
- какие виды бактерий встречаются в природе;
- какую работу они выполняют.
Давайте с вами побеседуем (фронтальная беседа).
Осенью с деревьев, кустарников опадают листья, отмирают травы и все это превращается в перегной (Показываю листья и перегной в пробирке).
Как Вы думаете, что служит причиной гниения листьев? (Бактерии)
Питаясь органическими веществами мертвых тел, бактерии гниения превращают погибшие растения и трупы животных в перегной. Представьте себе, что было бы, если не было бы гнилостных бактерий. (Вся поверхность Земли была бы покрыта трупами животных и растительных остатков)
Можно ли их назвать санитарами нашей планеты? (Да)
Почему?
Перегноем могут питаться растения? (Нет)
Какие вещества для питания корень берет из почвы? (Минеральные вещества)
В почве, кроме бактерий гниения, находятся почвенные бактерии, которые перегной превращают в минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.
В почве, кроме бактерий гниения и почвенных бактерий, находятся азотфиксирующие бактерии, которые из воздуха поглощают азот и используют его в процессе жизнедеятельности.
Азотфиксирующие бактерии поселяются в клетках корня бобовых растений, размножаются и образуют и образуют вот такие утолщения, которые получили название клубеньковых. Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. (Демонстрация влажного препарата корни бобового растения с клубеньками).
(Выходим на определение понятия симбиоз, которые учащиеся записывают в тетрадь).
Сейчас мы с Вами выясним, какая же роль бактерий в хозяйственной деятельности человека.
Вы никогда не задумывались, почему из молока образуется кефир, сметана, йогурт. (Демонстрация молока, кефира, йогурта).
Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, бактерии образуют молочную кислоту, под ее действием молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану.
Квашение овощей так же происходит с помощью молочнокислых бактерий.
Мы с Вами говорили о пользе почвенных и молочнокислых бактерий.
Не приносят ли гнилостные бактерии вреда в хозяйственной деятельности человека? (Гниют яблоки, помидоры, огурцы и т.д. Портят рукописи, книги).
Вспомним, какие существуют методы сохранения продуктов. (Квашение овощей, соление, маринование, консервирование).
Сейчас мы с Вами поговорим о бактериях паразитах, т.е. болезнетворных бактериях, об их распространении и значении в жизни человека.
Беседа.
Какие болезни Вы знаете, и почему болеют люди? Каковы причины заболевания? (Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, не соблюдение правил личной гигиены – все эти причины создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения бактерий.)
Какие меры предупреждения болезней и борьбы с ними Вы знаете?
Мы с Вами узнали, какие виды бактерий встречаются в природе и какую они выполняют работу.
Мы с Вами нашли ответ на поставленный вопрос в начале урока.
Почему без жизни деятельности бактерий жизнь на планете Земля была бы невозможна.
4. Закрепление знаний.
1. В форме тестового задания:
1. Бактерии - это ...
1) многоклеточные организмы;
2) одноклеточные организмы.
2. В клетках бактерий ...
1) имеется ядро;
2) нет ядра.
3. Споры бактерий образуются ...
1) при половом размножении;
2) при неблагоприятных условиях.
4. Бактерии размножаются ...
1) половым путем;
2) простым делением.
5. Сапрофиты - это организмы ...
1) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов;
2) питающиеся веществами из тела других живых организмов.
6. Паразиты - это организмы ...
1) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов;
2) питающиеся веществами из тела других живых организмов.
7. Большинство болезней человека возникает из-за того, что
1) бактерии поселяются и паразитируют в организме;
2) у человека поднимается температура.
8. Человек заражается болезнью, если ...
1) не соблюдает правил гигиены;
2) моет руки, обливается холодной водой, делает зарядку.
9. Подчеркните одной чертой бактерии-паразиты, а двумя - бактерии-сапрофиты.
Бактерии гниения, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии.
2. В форме Игры “Да или Нет”
Выберите номера с правильными суждениями.
- Бактерии - одноклеточные растения.
- Бактерии встречаются всюду.
- Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.
- Все бактерии имеют форму палочек.
- У бактерий отсутствует ядро.
- Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами.
- Все бактерии - паразиты растений, животных, грибов, человека.
- Бактерии имеют плотную оболочку.
- Бактерии могут жить только во влажной среде.
- Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
- Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.
- Все бактерии не могут жить без доступа кислорода.
- Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.
- Молочнокислые бактерии создают среду, неблагоприятную для жизни гнилостных бактерий.
- Природе и хозяйственной деятельности человека гнилостные бактерии наносят только вред.
- Сахар, поваренная соль, уксус угнетают деятельность гнилостных бактерий.
- Без бактерий в природе не происходило бы разложение растительных и животных остатков и превращение их в неорганические вещества.
- Некоторые виды бактерий используются для накопления в почве солей азота.
- При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.
- Туберкулез у человека и животных - бактериальное заболевание.
- Бактерии - первые живые организмы, появившиеся на Земле.
- Гнойничковые заболевания кожи вызываются бактериями.
Правильные суждения: 2; 3; 5; 6; 8; 9; 13; 14; 16; 17; 18; 19; 21; 22; 23.
5. Рефлексия: (поинтересоваться у учащихся, что нового узнали на уроке, что удивило, что хотели бы узнать).
6. Подведение итогов: (выставление оценок, анализ работы, дисциплины на уроке).
7. Домашнее задание: § 6, рабочая тетрадь стр. 15, задание 26-28.
По желанию заполнить таблицу.