Целевые установки урока
- Предметные результаты: обучающийся определяет на слух и характеризует звук (ж), находит его в слого-звуковых схемах, пишет строчную букву ж, знает правило правописания сочетания жи, пишет слоги, слова с буквой ж.
- Метапредметные результаты: обучающийся контролирует выполнение учебной задачи, использует базовые предметные понятия ( о непарности по мягкости/ твердости согласных), работает со знаково – символическими средствами представления информации (слого-звуковая схема), анализирует звуковой состав слова, сопоставляет его с буквенной записью.
- Личностные результаты: обучающиеся сотрудничают с учителем и сверстниками.
Ресурсы и оборудование: проектор и экран, презентация “Жужелица”, электронное приложение к Азбуке Горецкого В.Г., плакат с образцами написания буквы ж, Толковый словарь Ожигова.
Ход урока
I. Изучение материала урока
1. Целеполагание
- Откройте пропись на с.16. Рассмотрите синий прямоугольник и задания на странице прописи, определите тему урока. (Строчная буква ж). – Учитель вешает на доску плакат с буквой ж.
- Чему научимся на уроке? (Писать строчную букву ж, слова и предложения с буквой ж, сочетания жи).
2. Основной этап.
Лексическое значение слова
- Прочитайте слово, к которому составлена схема. (Жужелица).
- Кто это – жужелица? (Жук). Почему такое название ? (Жужжит).
- Что знаете про этого жука?
- Давайте узнаем о жужелице из Толкового словаря Ожигова. (Читает ученик: жужелица – жук, хищник..)
- Посмотрите презентацию про жужелицу. (Жужелица – жук, насчитывающий до 50 тыс. видов, только в России их обитает около 3 тыс. видов. Это насекомое длиной 2-3 см.
Жук имеет мощные челюсти и достаточно развитые ноги, позволяющие быстро перемещаться в поисках пищи. Жужелица – активный хищник. Днем эти насекомые укрываются под камнями, опавшими листьями, под корой деревьев или кучками прелой травы, а с наступлением темноты выходят на охоту. Они нападают на личинок, куколок и гусениц. Поедают и взрослых особей различных вредителей садово-огородных культур, с удовольствием уничтожают слизней и улиток. Польза, приносимая жужелицами в борьбе с вредителями, весьма значительная: только одна взрослая особь за один летний сезон может уничтожить от 100 до 350 гусениц.)
Слого-звуковой разбор слова
- А теперь проведем слого-звуковой разбор слова жужелица. Сколько слогов, почему? Какой слог ударный? Какой 1 слог? Какие звуки слышите? Закрасьте схему. И т.д.
- Какой звук обозначает буква ж? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, твердый).
Письмо строчной буквы ж
- Сравните печатную и письменную букву ж. (У письменной буквы ж есть закругления вверху и внизу справа и слева).
- Из каких элементов состоит строчная буква ж? ( 2 полуовала повернуты вправо и влево и наклонной линии).
- Посмотрите презентацию о написании строчной буквы ж.
- Давайте подготовим руки к письму и проведем пальчиковую гимнастику. Погладьте и разотрите свои руки. Положите кисти рук на стол, широко раздвинув пальцы. Сдвигайте пальцы и раздвигайте поочередно. Прижимайте по одному пальчику каждой руки к другим пальцам и разжимайте по одному.
- Посмотрите ещё раз на доску, как нужно писать букву ж. (Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки;; пишу полуовал, открытый слева; возвращаюсь по написанному; чуть выше нижней линии рабочей строки отклоняюсь вправо и веду вверх до верхней линии рабочей строки; пишу вниз прямую наклонную линию; возвращаюсь вверх по написанному и чуть выше нижней линии рабочей строки отклоняюсь вправо и пишу полуовал, открытый вправо.)
- Давайте пропишем букву ж в воздухе.
- Проверьте свою посадку при письме, положение тетради. Приступайте к написанию буквы по точкам и самостоятельно на 1 и 2 строке.
II. Тренировочные упражнения
1. Написание слогов и слов с буквой ж
- Какие соединения букв на следующей строке? (жа –верхнее, же – среднее, жл –нижнее, жв –верхнее )
- Прочитайте слова. (жажда, дружба). Что они обозначают? Запишите слова по образцу.
2. Работа в парах
- Прочитайте слова следующей строки. Обсудите в парах, какое слово требует проверки? (уж). Почему ? (на конце парная согласная ж). Подберите проверочное слово.
- Напишите слова по образцу.
3. Физкультминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках—
Пусть лежит в кармашке.Лапок шесть, глазок два,
Трещинка на спинке.
Вот хорошая трава,
На, поешь травинки.Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
4. Письмо слов с сочетанием жи
- Прочитайте правило, какое мы должны запомнить, хором. Прочитайте слова, запишите их по образцу и подчеркните сочетание жи.
- Какое правило объединяет слова последней строки? (сочетание жи). Будьте внимательны, нет образцов, нужно печатные буквы заменить письменными. Напишите слова, подчеркните жи. Какое слово в этой строке можно исключить и по какому признаку? (жили – прошедшее время).
5. Ребус
С 3 Ж
с – три – ж
III .Итог урока
- Чему научились?
- Какое правило повторили?
- Что больше всего понравилось на уроке?
IV. Рефлексия
- Выполнена ли учебная задача урока?
- Оцените свою работу. Нарисуйте карандашом вверху в прописи смайлик грустный или веселый.