Тип урока | Урок изучения нового материала |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Цель | - организовать деятельность учащихся по
восприятию и осмыслению понятий “плотность населения”, “расселение
населения”; - выявить причины неравномерного размещения населения по территории России; - познакомить с географические особенностями расселения сельского населения. - выявить современные социальные проблемы сёл. - содействовать формированию общеучебных умений и навыков; - прививать чувство любви к родной стране, уважение к её жителям |
Основные термины и понятия | Плотность населения, основная зона расселения, очаговое расселение. |
Планируемый результат | Личностные УУД:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД: требования к уровню подготовки учащихся Знать /уметь: 1. Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны. 2. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. 3. Определять виды сельских населённых пунктов, причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами, формированием зональных типов сельских поселений. 4. Современные проблемы сельских поселений. |
Форма работы | Групповая |
Оборудование |
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, компьютер с ОC Windows (не ниже 2000) и пакетом программ MS Office, проектор для демонстрации презентаций, проекционное полотно, презентация “Географические особенности размещения населения”, презентация “Сельские поселения России”, учебник: Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013, - 285 с. |
Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация |
Предлагает проанализировать слова Уимльям Соммерсет Момэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж — 16 декабря 1965, Ницца) — английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент английской разведки.[7] Люди – это страна, где они родились, и сделать вывод о цели урока и озвучить тему урока (слайд 1). |
Высказывают мнения о целях урока и под руководством учителя формулируют общие цели на урок, озвучивают тему урока |
Актуализация знаний | Предлагает дать пояснение терминов и
понятий, указанных на плакате и определить задачи урока (плотность
населения, расселение). Слайд 2 |
Дают определения терминов и понятий, предложенных учителем, определяют задачи урока с помощью учителя |
Повторение | На столах учащихся листы-задания, учитель зачитывает вопросы (приложение №1) [4, с. 8-9] | Фронтально-коллективная работа |
Изучение нового материала
Знать /уметь: |
Учитель задаёт вопросы:
Средняя плотность населения в России 8,5 чел/км2 Везде ли такая плотность? 4. Определите плотность населения в предложенных субъектах (приложение 2).[2, с. 69-70] |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают по приложению 2, выявляют причины. |
Распределите: 1. Большая плотность: 2. С наименьшей плотностью: 3. Причины: Учебник стр. 43. Зоны расселения.[3, с. 43] |
На столах листы-задания: вместо вопросов поставить числа (приложение 3) | |
Проверка (слайд 4) |
Оценка выполнения: +,- | |
Нанести на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера (слайд 5) [1, с. 12] | Работа с контурной картой (приложение 4) [1, с. 1] | |
Работа с презентацией (слайд 6): 1. Типы населённых пунктов? 2. Понятие город? 3. ПГТ? |
Учащиеся с помощью презентации отвечают на поставленные вопросы. | |
4. Сельские поселения: слайд 7 (стойбище оленеводов в тундре), слайд 8 (деревни и сёла России), слайд 9, 10 (деревни бывают разные), слайд 11 (станица), слайд 12 (горный аул). | ||
5. Слайд 13. Современные проблемы сельских поселений, их решение. | Групповая работа | |
6. Обсуждение | Выступление учащихся от групп | |
7. Обзорное знакомство с проектом МБОУ СОШ №42 п. Решетиха Володарского района Нижегородской области “Сельские поселения России”. Личный учительский сайт - Кузина Ирина Владимировна, учитель географии ... Презентация для учащихся 8-9 класса: “Сельские поселения России”. [6] | ||
Рефлексия | Учитель предлагает оценить самим учащихся группы по каждому заданию. | Учащиеся оценивают друг друга:
|
Домашнее задание | § 9 стр.39-43, вопросы и задания 2,3 на
стр. 43. 2. По материалам местных СМИ выясните, какие специальности востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет? |
Записывают домашнее задание. |
Литература
1. Атлас с комплектом контурных карт. География России. ФГУП “Омская картографическая фабрика”, 2007. – 54 с.
2. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Дронова и др. Часть I / авт.-сост. О. В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 252 с.
3. Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013, - 285 с.
4. Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс / Сост. Е. А. Жижина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с.
5. Кузнецов А. П. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 367 с.
6. Личный учительский сайт - Кузина Ирина Владимировна, учитель географии ... Презентация для учащихся 8-9 класса: “Сельские поселения России”.
7. Моэм, Уильям Сомерсет. [Электронный ресурс]