Сельская местность. Географические особенности размещения населения

Разделы: География


Тип урока Урок изучения нового материала
Технология построения урока Проблемно-диалогическая
Цель - организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий “плотность населения”, “расселение населения”;

- выявить причины неравномерного размещения населения по территории России;

- познакомить с географические особенностями расселения сельского населения.

- выявить современные социальные проблемы сёл.

- содействовать формированию общеучебных умений и навыков;

- прививать чувство любви к родной стране, уважение к её жителям

Основные термины и понятия Плотность населения, основная зона расселения, очаговое расселение.
Планируемый результат Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

требования к уровню подготовки учащихся Знать /уметь:

1. Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны.

2. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.

3. Определять виды сельских населённых пунктов, причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами, формированием зональных типов сельских поселений.

4. Современные проблемы сельских поселений.

Форма работы Групповая
Оборудование

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, компьютер с ОC Windows (не ниже 2000) и пакетом программ MS Office, проектор для демонстрации презентаций, проекционное полотно, презентация “Географические особенности размещения населения”, презентация “Сельские поселения России”, учебник: Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013, - 285 с.

Презентация 5

Презентация 6

Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация

Предлагает проанализировать слова Уимльям Соммерсет Момэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж — 16 декабря 1965, Ницца) — английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент английской разведки.[7]

Люди – это страна, где они родились,
и ферма или городская квартира, где они
учились ходить, и игры, в которые они играли детьми,
и еда, которой их кормили,
школа, где их обучали, спорт, которым они увлекались,
книги, которые они читали,
и Бог, в которого верили.
С. Моэм [5, с. 29]

и сделать вывод о цели урока и озвучить тему урока (слайд 1).

Высказывают мнения о целях урока и под руководством учителя формулируют общие цели на урок, озвучивают тему урока
Актуализация знаний Предлагает дать пояснение терминов и понятий, указанных на плакате и определить задачи урока (плотность населения, расселение).

Слайд 2

Дают определения терминов и понятий, предложенных учителем, определяют задачи урока с помощью учителя
Повторение На столах учащихся листы-задания, учитель зачитывает вопросы (приложение №1) [4, с. 8-9] Фронтально-коллективная работа
Изучение нового материала

Знать /уметь:
Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. Определять виды сельских населённых пунктов, причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами, формированием зональных типов сельских поселений. Современные проблемы сельских поселений.

Учитель задаёт вопросы:
  1. Расселение?
  2. Какова площадь России?
  3. Как найти среднюю плотность населения?

Средняя плотность населения в России 8,5 чел/км2

Везде ли такая плотность?

4. Определите плотность населения в предложенных субъектах (приложение 2).[2, с. 69-70]

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают по приложению 2, выявляют причины.
Распределите:

1. Большая плотность:

2. С наименьшей плотностью:

3. Причины:

Учебник стр. 43. Зоны расселения.[3, с. 43]

На столах листы-задания: вместо вопросов поставить числа (приложение 3)

Проверка (слайд 4)

Оценка выполнения: +,-
Нанести на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера (слайд 5) [1, с. 12] Работа с контурной картой (приложение 4) [1, с. 1]
Работа с презентацией (слайд 6):

1. Типы населённых пунктов?

2. Понятие город?

3. ПГТ?

Учащиеся с помощью презентации отвечают на поставленные вопросы.
4. Сельские поселения: слайд 7 (стойбище оленеводов в тундре), слайд 8 (деревни и сёла России), слайд 9, 10 (деревни бывают разные), слайд 11 (станица), слайд 12 (горный аул).  
5. Слайд 13. Современные проблемы сельских поселений, их решение. Групповая работа
6. Обсуждение Выступление учащихся от групп
7. Обзорное знакомство с проектом МБОУ СОШ №42 п. Решетиха Володарского района Нижегородской области “Сельские поселения России”. Личный учительский сайт - Кузина Ирина Владимировна, учитель географии ... Презентация для учащихся 8-9 класса: “Сельские поселения России”. [6]  
Рефлексия Учитель предлагает оценить самим учащихся группы по каждому заданию. Учащиеся оценивают друг друга:
  1. Вычисление средней плотности;
  2. Зоны расселения (вместо вопросов числа);
  3. Работа с контурной картой;
  4. Современные проблемы сельских поселений, их решение.
Домашнее задание § 9 стр.39-43, вопросы и задания 2,3 на стр. 43.
2. По материалам местных СМИ выясните, какие специальности востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет?
Записывают домашнее задание.

 Литература

1. Атлас с комплектом контурных карт. География России. ФГУП “Омская картографическая фабрика”, 2007. – 54 с.

2. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Дронова и др. Часть I / авт.-сост. О. В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 252 с.

3. Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013, - 285 с.

4.  Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс / Сост. Е. А. Жижина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с.

5. Кузнецов А. П. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 367 с.

6. Личный учительский сайт - Кузина Ирина Владимировна, учитель географии ... Презентация для учащихся 8-9 класса: “Сельские поселения России”.

7. Моэм, Уильям Сомерсет. [Электронный ресурс]