Интегрированный урок-праздник (чтение + окружающий мир + музыка) «В гости к зиме»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у учащихся представление о взаимосвязи явлений живой и неживой природы.
  • Учить выразительному чтению стихотворений на фоне классической музыки.
  • Познакомить учащихся с празднованием на Руси православного праздника Рождества.
  • Познакомить с жизнью птицы зимородок.
  • Экологическое воспитание детей и привитие любви ко всему живому.

Оборудование:

  • Журнал, сделанный из картона “В гостях у зимы”, фонограмма П.И. Чайковского “Времена года”, приметы о зиме, рисунки детей к приметам, кроссворд.
  • Подготовка учащихся и родителей:
  • Костюмы снеговиков, костюм Зимы, костюм колядующих, нарисовать рисунки к приметам о зиме.

Ход урока

Под фонограмму песни “Три белых коня” выбегает “тройка”, везущая Зиму.

Учитель: Названия каких трёх месяцев вы услышали в этой песне? (декабрь, январь, февраль)

  • Кого привезли эти месяцы?
  • Почему вы так считаете?
  • А давайте послушаем нашу гостью. Кто она?

Девочка-Зима:

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

Учитель: Сегодня мы побываем в гостях у Зимы. А проходить наш урок-праздник будет в форме устного журнала.

Любит русский народ зиму- зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть, заметить взаимосвязи живой и неживой природы зимой.

Итак, открываем первую страничку нашего журнала.

Она называется “Загадки Матушки-Зимы”.

Цели странички: Вы уже знаете, что загадки- это особый жанр народного творчества, загадка- это логическая задача, которую можно решить, наблюдая за признаками предметов и явлений. Быстро и точно узнать предмет и явление о котором загадка, сможет тот, кто внимателен и наблюдателен.

Загадки загадывает Матушка-Зима.

1.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год. (декабрь)

2.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду- упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (январь)

3.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну. Так что это за месяц? (февраль)

4.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

5.

Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?

6.

Морковка бела, всю зиму росла
Солнышко пригрело
Всю морковку съело. (сосулька)

7.

Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла-
И пропала. (снежинка)

8.

Две плетёнки, две сестрёнки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

9.

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закрутила, замела,
Стала улица бела (метель)

 Мальчики исполняют танец “Снеговиков”.

Открываем следующую страничку.

Она называется “Поэтическая”.

Дети читают стихи о зиме под фонограмму Чайковского “Времена года”.

  1. Я. Аким “Первый снег”.
  2. Е. Благинина “ Зима”.
  3. Ф. И. Тютчев “Чародейкою зимою”.
  4. А. С. Пушкин “Зимняя дорога”.
  5. С. Есенин “Белая берёза”.
  6. С. Михалков “Белые стихи”.

Вопросы после чтения стихов:

  1. Вам понравилось как ребята читали стихи? Почему?
  2. Оцените их чтение по следующим критериям: темп, выразительность, ритм, голос.
  3. Удалось ли им передать мысли и чувства поэтов?
  4. Что помогло вам это почувствовать?

Учитель: Выразительное чтение стихов и звучание классической музыки помогло нам глубже прочувствовать и пережить настроение и чувства поэта. Стихи и музыка- это художественные произведения.

Мы не видим образы, которые нарисовали нам поэты и композитор П. И. Чайковский, но хорошо их представили и прочувствовали. Давайте послушаем отрывок из музыкального альбома “Времена года” (декабрь “Святки”)

Вопросы после прослушивания:

  1. Какие чувства пробуждает у вас эта музыка?
  2. Какой характер этой музыки?
  3. Что вы представили, слушая музыку?

Учитель: А давайте посмотрим на стенды. Что вы видите здесь? (иллюстрации с картин художников о зиме)

Картины - это тоже художественные произведения. Художник рисует образы и передаёт своё настроение с помощью красок.

Песня о зиме.

Открываем третью страничку “Народные приметы в рисунках”.

Учитель: Изучая эту страничку. Мы узнаем, как русский народ внимательно наблюдал за явлениями живой и неживой природы и сделал выводы об их взаимосвязи. А мы с вами не только познакомимся с некоторыми народными приметами о зиме, но и рассмотрим рисунки к этим приметам.

Давайте прочитаем первую часть первой приметы и выберем её продолжение.

В каком рисунке отображена эта примета? Найдите этот рисунок.

Приметы:

  • Кошка в печурку, стужа - на двор.
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.
  • Гусь лапку поджимает – к холоду.
  • Вороны и галки садятся на нижние ветки – к ветру.
  • Дым столбом – к морозу.
  • Дым из трубы коромыслом – к теплу.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.

Открываем четвёртую страничку нашего устного журнала. Она называется

“Знаете ли вы?”

Учитель: Эта страничка познавательная. Вы узнаете о праздновании на Руси православного праздника Рождества Христова.

Когда отмечается этот праздник? Что вы о нём знаете?

Учитель: Иисус Христос родился в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Родители его Иосиф и Дева Мария. После рождения, мать спеленала младенца и положила его в ясли, куда кладут корм для скота. Произошло это в городе Вифлееме. Когда родился Иисус, на небе появилась новая необычайная звезда и назвали её Вифлеемская звезда. А сразу после Рождества начинаются Святые дни или Святки.

Выходит соведущий в русском народном костюме.

Все на Святки! Все на Святки!
Приходите - ка, ребятки!
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?
Это что такое - Святки?
Вы не слышали, ребятки!?
Что ж придётся рассказать
И, конечно, показать.

Святки это двухнедельные новогодние праздники, которые исстари отмечали наши предки. Нет ни одного праздника, который сопровождался бы таким богатством обычаев, обрядов, ритуалов, примет, как Святки. Это время Коляды, колядования, маскарадов, гаданий, посиделок. Коляда- старинный славянский святочный обряд. Этот праздник проходит очень весело. Когда-то наши предки приходили на весёлые Святки, на песни, пироги, да ладки.

1 ученик:

Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

2 ученик:

От Рождества до Крещенья,
Приготовив угощенье
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.

Дети колядуют:

Как пришла к нам Коляда
Накануне Рождества
Дайте нам морковку
Масляну головку.

1 ученик:

И дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
Ему рожь будет густа, ужиниста.

2 ученик:

Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему - коврига,
Из полузерна - пирог.

3 ученик:

Наделил бы Вас, Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством во всём.

4 ученик:

И дай Бог, Вам, Господа,
Здоровья на долгие года.

Все поют:

Щедрик, ведрик
Дайте вареник,
Ложечку кашки,
Кильцы, колбаски.

Ученик: А ещё мало, дайте сало!

Ученик: Я ещё донесу, дайте колбасу!

Все поют:

Овсень, овсень,
Завтра новый день.
Не стой у ворот, завтра Новый год.
Ой, мороз, мороз отморозил нос.

Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок.

Кто не даст лепёшку – разобьём окошко.
Кто не даст хлеба – стащим с печи деда.

Колядующие уходят.

Открываем последнюю страничку нашего журнала “Экологическая”.

Учитель: Как вы понимаете значение этого слова? Что такое экология?

Ученик: Есть такая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспосабливаются к природе и как сами они влияют на неё.

Эта наука называется экология. Её название произошло от греческого слова “йокос”, которое значит “дом”. Ведь природа – это общий дом и для растений, и для животных, и для людей.

Наука экология показывает нам,
Что в мире всё завязано по четырём углам.
Растения, животные, Земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.

Ученик:

Все – все на свете, на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете. Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки – не лучше делишки.
Да! Если мы с кем–то не очень дружны –
Мы всё–таки очень друг другу нужны.
А если нам кто- нибудь лишним покажется,
То это, грубейшей ошибкой окажется.

Песня “Не дразните собак”

А сейчас мы отгадаем кроссворд, вспомним зимующих птиц и узнаем ключевое слово.

1. Синичка

Я - птичка-невеличка
У меня, друзья, привычка
Как начнутся холода -
Из леса прямо к вам, сюда!

2. Ворона

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая -
Известная персона - это....

3. Снегирь

Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг- вспорхнули яблоки
Ведь это-.....

4. Зимородок

Выходит девочка - Зима, показывает картинку птички.

А это что за птичка? Её название созвучно слову зима. Это очень яркая, красивая птичка с острым клювом. Узнали? Это зимородок. Откуда у птицы, выводящей птенцов в летнюю пору такое название? Очевидно, она получила его потому, что нередко остаётся зимовать на незамерзающих быстрых речках. Поселяются зимородки на берегах лесных водоёмов. Основную пищу составляет мелкая рыбка. Ловит птичка её стремительно бросаясь в воду с нависающей над рекой ветки. Так же зимородки питаются личинками крупных насекомых, моллюсками, головастиками и даже лягушатами. Гнездятся зимородки в норах. Норы роют в земле. Длина норы может достигать метра. Чтобы прорыть такой туннель, маленьким птицам приходится много потрудиться.

5. Голубь

Он посланцем мира служит
С человеком очень дружит
Песни про него поют
Сизокрылым все зовут!

6. Воробышек

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

7. Сорока

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что - пора?
Такая с ней морока
Когда трещит......

8. Галка

Я похожа на грача
Но зимующая я
Очень развита смекалка
И зовусь я птица-......

Учитель: Давайте хором прочитаем ключевое слово: КОРМУШКА

  • Для чего мы устраиваем зимой птичьи столовые?
  • А знаете ли вы, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода? Вы молодцы, что постоянно подкармливаете наших пернатых друзей.
  • А какие птички прилетают в нашу птичью столовую?

Послушайте стихотворение Р.Рождественского “Зимние птицы”

1 ученик:

Нет, их не манит солнце юга,
И даже вьюги не страшны,
Хотя приходится им туго
До первых проблесков весны.

2 ученик:

Но что их держит? Чувство дома?
Боязнь пуститься в дальний путь?
Иль то, что здесь им всё знакомо,-
Мол, перебьёмся как- нибудь.

3 ученик:

Доверчивей бывают птицы,
Когда вокруг скупа земля
Летят сюда, чтоб прокормиться
У человечьего жилья.

4 ученик:

Давно заносит снег избушку,
Мертва сугробов белизна...
Насыпь под окнами в кормушку
Хоть горстку крошек иль пшена.

5 ученик:

Какое будет ликованье
На подоконнике твоём!
Пусть этот писк и щебетанье
Всегда твой согревают дом.

Итог урока: Мы перелистали все странички нашего устного журнала.

  • Что вам особенно понравилось?
  • Что нового для себя узнали вы сегодня?

Вы молодцы, активно участвовали в празднике, тщательно к нему готовились, учились читать стихи под классическую музыку, отгадывали загадки, кроссворд, надеемся, что вам было интересно. На память о празднике дарим вам сувениры.

Входит соведущий в народном костюме с подносом пирогов в руках: “По старой русской традиции, приглашаю вас, дорогие участники и родители на чаепитие.