Планируемое время проведения: 2 урока.
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме: “Метод координат в пространстве”.
- Выявление уровня усвоения учащимися материала по данной теме, с целью последующей корректировки.
- Развитие пространственного мышления учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные:
- формирование у учащихся умений решать задачи координатно-векторным методом.
- научить применять этот метод к решению стереометрических задач, в том числе задачи С2 ЕГЭ по математике.
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, обогащение и расширение математического кругозора
- продолжить формирование графической культуры и математической речи, вырабатывать умения анализировать и сравнивать.
- Воспитательные:
- прививать аккуратность и трудолюбие;
- умение вести диалог в групповом взаимодействии
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения
- умение самостоятельно получать нужный результат
Пояснительная записка
Координатно-векторный метод решения задач – очень популярный и эффективный метод в геометрии. Однако в рамках школьной программы он используется достаточно ограниченно и неполно.
Координатный метод – довольно мощный и при правильном подходе позволяет решать задачи различной сложности.
Преимущество данного метода перед другими состоит в том, что он не требует сложных построений в проекциях, достаточно лишь ввести декартову систему координат, а затем работа с координатами векторов, их длинами, углами между ними. Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются в ходе вычислений.
В течение данного урока, выполняя различные задания, учащиеся набирают баллы. В конце урока при подведении итогов они по количеству набранных баллов получают оценки.
Используемая в ходе урока балловая система, дифференцируемые задания и возможность выбрать посильную для себя задачу, является хорошим стимулом к работе, способствует развитию познавательного интереса, повышает мотивацию к учению
Ход урока
I. Устная работа (с использованием проектора)
Цена каждого задания – 1 балл (но можно получить 0,5 балла за задание при небольшой ошибке)
По каждому заданию первые пять человек получают по 1 баллу за верное решение, последний из них записывает ответы на доске и комментирует или готовый ответ появляется на экране.
Задание №1
Для каждого выражения левого столбца укажите соответствующее ему выражение правого столбца. Ответ для каждой пары запишите в виде двузначного числа (например, 21; 18;…..)
1. | 1. |
2. х1х2 + у1у2 + z1z2 | 2. |
3. {x2 – x1; y2 – y1; z2 – z1} | 3. < 0 |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. – тупой | 7. |
8. Ax + By + Cz +D = 0 | 8. , где А(x1, y1, z1), B(x2, y2, z2) |
Задание № 2.
Куб АВСDA1B1C1D1 помещен в прямоугольную систему координат.
Координаты точки В(2; 2; 0).
Запишите координаты всех остальных вершин куба.
Задание № 3.
.
Найдите , если
- векторы сонаправленные
- векторы противоположно направленные
- векторы перпендикулярные
- угол между векторами равен 120°
II. Повторение алгоритма решения типовых задач (с использованием проектора)
Учащимся предлагаются задачи на вычисление координат и длины вектора, скалярного произведения векторов, угла между векторами.
Устное обсуждение алгоритма решения каждой задачи, далее учащиеся самостоятельно решают задачу.
Цена каждого задания – 1 балл (но можно получить 0,5 балла за задание при небольшой ошибке). По каждому заданию первые пять человек получают по 1 баллу за верное решение, последний из них записывает решение на доске и комментирует или готовое решение появляется на экране.
Задача №1
В ∆АВС А(-2;0;1), В(8;-4;9), С(-1;2;3). Вычислите длину медианы, проведенной из вершины С.
Задача №2
При каком значении т векторы и перпендикулярны?
Задача №3
Точки А(14;-8;-1), В(7;3;-1), С(-6;-4;-1), D(1;-7;-1) являются вершинами ромба АВСD. Найдите острый угол ромба.
III. «Геометрический поединок» – самостоятельная работа с дифференцированными задачами.
Учащиеся получают бланк с дифференцированным заданием.
В бланке три группы задач.
I группа – простые задачи по 2 балла за каждую
II группа – задачи среднего уровня по 3 балла за каждую
III группа – сложные задачи по 5 баллов за каждую.
Учащиеся сами выбирают, какие задачи будут решать, набирают баллы.
I группа задач:
- Вычислите угол между прямыми MK и PN, если М(2;0;1), К(3;√3;1), Р(3;0;-1), N(3;-1;1)
- АВСDA1B1C1D1 – куб со стороной 8см. Точка Р – середина ВС. Найдите угол между прямыми B1D и АР.
- Составить уравнение плоскости, проходящей через точку А(1;3;2) и перпендикулярно вектору
- В прямой четырехугольной призме АВСDA1B1C1D1 основание ABCD – прямоугольник, АВ = 1, ВС = СС1 = 2. Вычислите угол между прямыми DB1 и ВС1.
II группа задач:
- В кубе АВСDA1B1C1D1 точка М лежит на ребре АА1, причём АМ : МА1 = 3 : 2, N – середина CD. Найдите угол между прямой MN и плоскостью BDD1.
- В пирамиде DABC ребро AD является её высотой. АС = 18, AD = 6, АВ = 12, САВ = 900. Найдите угол между прямой, проходящей через середины ребер BD и АС, и плоскостью грани ABD.
- В правильной треугольной призме АВСA1B1C1 АА1 = АВ Найдите угол между прямыми АВ1 и ВС1
III группа задач:
- В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 все рёбра равны 1. Найдите угол между прямой AF и плоскостью ВСС1.
- В правильном тетраэдре DABC все ребра равны а. М – середина DC, С1 – середина АВ. Найдите угол между прямыми ВМ и СС1.
- В правильной четырехугольной призме АВСDA1B1C1D1 стороны основания равны 1, а боковое ребро – 5. На АА1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА1 = 2 : 3. Найдите угол между плоскостями АВС и BED1.
IV. Итог урока.
1) По количеству набранных баллов учащиеся получают оценки:
- «5» – от 15 баллов
- «4» – 10–14 баллов
- «3» – 4–9 баллов
2) дифференцированное домашнее задание
Решить остальные задачи из бланка:
- Слабые учащиеся – I группа задач
- Средние – II группа задач
- Сильные – III группа задач
Урок окончен. МОЛОДЦЫ!