Цели урока:
- Сформировать представление о вассальном характере отношений между Русью и Ордой, о политических и экономических формах зависимости Руси от монголо-татар, о взаимоотношениях и взаимовлиянии двух государств, о борьбе с монголо-татарской зависимостью.
- Закрепить умения анализировать текст, находить обобщающие понятия, выступать с устным сообщением, сравнивать и давать оценку деятельности исторических личностей, закрепить навыки работы с исторической картой и этимологическим словарем, делать выводы по изученному материалу.
- Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны, понимания ценности межнациональной интеграции культур.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Данилов А.А., Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России с древнейших времен до конца 16 века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. (Приложение 3)
- Презентация “Русь и Золотая Орда” (Приложение 1)
План-конспект урока
I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.
Учитель: тема нашего урока “Русь и Золотая Орда”. Золотая Орда – это государство, которое создали монголо-татары после завоевания Руси. Как вы думаете, что нам важно сегодня будет узнать о нем? (Слайд 1)
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель их обобщает и корректирует: задачи нашего урока -
- узнать о характере и формах зависимости Руси от монголо-татар;
- рассмотреть политику русских князей по отношению к Золотой Орде;
- узнать о сопротивлении монголо-татарской зависимости;
- выяснить последствия ордынской зависимости. (Слайд 2)
Учитель проводит беседу по вопросам:
Прежде всего, давайте вспомним, что мы знаем о монголо-татарах. (Слайд 3)
- Кто и когда привел монголо-татар на Русь?
- Какие княжества и города были завоеваны в 1237-1240 гг.?
- Как вели себя монголы во время завоевания Руси?
- Каким было сопротивление жителей Руси? Приведите примеры.
II. Изучение нового материала
1 .Общая характеристика Золотая Орда
Учитель: монголо-татары завоевали огромные территории Азии. В 1243 году хан Батый образовал свое государство, которое назвал Золотая Орда. В нее вошли земли Поволжья, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии. Столица Золотой Орды город Сарай (дворец) была основана недалеко от современной Астрахани. (Слайд 4)
Вошла ли Русь в состав Золотой Орды, судя по карте? (Слайд 5)
Ученики: Русь не вошла в состав Золотой орды, на карте их территории обозначены разными цветами и Русь за пределами границы Орды.
Учитель: верно, Русь не вошла в состав Орды, а попала в вассальную зависимость, т.е. подчинялась Орде, но сохраняла некоторую самостоятельность. Давайте выясним, в чем проявлялась зависимость русских земель от Орды. (Слайд 5)
2. Формы зависимости Руси от Орды
Работа учеников по группам (Слайд 6)
Задание группы №1 (учебник, с.115-116, Документ на с.120)
1. В чем заключалась зависимость русских земель от Орды?
2. Что такое ярлык? Какой ярлык и почему был наиболее привлекательным?
3. Почему князья нередко погибали в Орде?
Ответы учеников:
1. Получение князьями ярлыка, подтверждавшего право на княжение.
Возведение на престол в присутствии ордынского посла.
Вмешательство ханов в управление русскими княжествами (изменение границ, разжигание соперничества между князьями, военная помощь отдельным князьям).
2. Ярлык – ханская грамота, дававшая право на правление русским князьям. Самым привлекательным был ярлык на Владимирский престол, так как он давал князьям старшинство над другими княжествами. (Слайд 7-8)
3. Князья погибали в Орде, если были чем-то неугодны хану, не желали терпеть унижения, следовать монголо-татарским обычаям.
Задание группы №2 (учебник, с.116-117)
1. Назовите повинности русского населения.
2. Объясните слова: баскаки, выход.
3.Почему духовенство было освобождено от дани?
Ответы учеников:
1. В русские города посланы ханские наместники – баскаки, ежегодные платежи Орде (выход),
- перепись населения,
- внеочередные платежи, содержание ордынских послов,
- обязанность поставлять воинов монголо-татарские войска.
2. Баскак – представитель ордынского хана на Руси, сборщик налогов.
Выход – ежегодная дань, которую Русь платила Орде. (Слайд 9-10)
3. Ханы Золотой Орды стремились использовать церковь для укрепления своей власти.
Учитель: мы получили две группы форм зависимости. Чем они различаются? С какими сферами общества они связаны? (Слайд 11)
Ученики: это политическая и экономическая зависимость.
Учитель: в чем заключалась самостоятельность русских земель?
Ученики: у русских земель оставались свои князья, своя церковь.
3. Борьба против ордынского владычества
1) Учитель: Русскими землями управляли русские князья. Как они строили свои отношения с Ордой? Послушаем сообщения о политике Александра Невского и Даниила Галицкого. Чем различалась их политика? (Слайд 12)
Сообщения двух учеников. (Приложение 2)
Ответы класса на поставленные вопросы:
- Александр Невский – сторонний мирных отношений с Ордой.
- Даниил Галицкий старался освободиться от ордынской зависимости, искал союзников на Западе.
Учитель: чья политика вам кажется более правильной и почему?
Ученики высказывают свою точку зрения, объясняя ее.
2) Учитель: население русских земель нередко поднимали восстания против ордынского владычества, против переписи населения, сбора дани. Рассмотрите карту на с.101 учебника и назовите города, в которых вспыхнули восстания, и даты восстаний. (Слайд 13)
Ученики работают с картой, называют места восстаний:
Новгород (1257,1259), Устюг (1262), Ярославль, Ростов, Суздаль, Владимир (1262). (Слайд 14)
Учитель: в каких русских землях чаще всего вспыхивали восстания?
Ученики: Северо-Восточная Русь.
Учитель: каковы причины восстаний? Как вы думаете, какие формы зависимости вызывали наибольшее сопротивление?
Ученики: сбор дани, сопровождавшийся произволом и перепись населения, то есть экономическая зависимость.
4. Последствия ордынского владычества
Учитель: зависимость от Орды продолжалась почти два с половиной века. Давайте выясним, что изменилось на Руси под влиянием монголо-татар.
Предположите, на какие стороны жизни могла повлиять зависимость от Орды?
Ученики: экономика, политика, культура.
Работа по группам
Задание группы №1 (Слайд 15)
- Как повлияла зависимость от Орды на хозяйство Руси? (Учебник, с.119)
Ответы учеников: (Слайд 16)
Разрушены города, забыты многие ремесла, выплачивалась огромная дань, начало экономического отставания от Западной Европы, прервались связи с южными и юго-западными княжествами.
Задание группы №2
- Как повлияла зависимость от Орды на управление русскими землями? (Учебник, с.119).
Ответы учеников: (Слайд 17)
Князья стремятся усилить свою власть по образцу ханской власти, вечевые традиции постепенно исчезают.
Задание группы №3
- Какие слова были заимствованы из татарского (тюркского) языка?
- Как заимствования влияют на язык?
(Работа с этимологическим словарем) (Приложение 2)
Ответы учеников: (Слайд 18)
В русском языке появилось немало татарских слов:
1.Алмаз, алый, амбар
2.Казна, казначей, кайма
3.Сарай, саранча, сарафан
4.Халат, халва, хан
5.Чугун, чулан, чулок
Благодаря заимствованным словам русский язык становится богаче.
III. Заключительный этап урока
1. Формулирование выводов (Слайд 19)
Учитель: Что важного вы сегодня узнали на уроке?
Ученики формулируют основные выводы урока.
При необходимости учитель задает наводящие вопросы:
Какими были взаимоотношения Руси и Орды?
- Назовите формы зависимости?
- Каких отношений с Ордой придерживались князья?
- Как вело себя население Руси?
- Как зависимость от Орды повлияла на Русь?
2. Закрепление
Поднимите руки, если верны следующие высказывания:
- Русь вошла в состав Золотой Орды.
- Русь попала в экономическую и политическую зависимость от монголо-татар.
- Князья сами передавали власть по наследству.
- Русская церковь платила дань Орде.
- Александр Невский был сторонником мирных отношений с Ордой.
- Ордынское владычество вызвало экономическое отставание нашей страны от Западной Европы.
3. Рефлексия
Учитель:
- Что вы узнали интересного на сегодняшнем уроке?
- Что вам понравилось в уроке?
4. Подведение итогов урока
Учитель просит учеников назвать своих одноклассников, чьи ответы заслуживают отличной оценки.
Домашнее задание: (Слайд 20)
Учить п.14
Составить устный рассказ по рисунку на стр. 117 (С.Иванов. Баскаки)