"Русь и Золотая Орда". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  • Сформировать представление о вассальном характере отношений между Русью и Ордой, о политических и экономических формах зависимости Руси от монголо-татар, о взаимоотношениях и взаимовлиянии двух государств, о борьбе с монголо-татарской зависимостью.
  • Закрепить умения анализировать текст, находить обобщающие понятия, выступать с устным сообщением, сравнивать и давать оценку деятельности исторических личностей, закрепить навыки работы с исторической картой и этимологическим словарем, делать выводы по изученному материалу.
  • Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны, понимания ценности межнациональной интеграции культур.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Данилов А.А., Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России с древнейших времен до конца 16 века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009
  • Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. (Приложение 3)
  • Презентация “Русь и Золотая Орда” (Приложение 1)

План-конспект урока

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: тема нашего урока “Русь и Золотая Орда”. Золотая Орда – это государство, которое создали монголо-татары после завоевания Руси. Как вы думаете, что нам важно сегодня будет узнать о нем? (Слайд 1)

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель их обобщает и корректирует: задачи нашего урока -

  • узнать о характере и формах зависимости Руси от монголо-татар;
  • рассмотреть политику русских князей по отношению к Золотой Орде;
  • узнать о сопротивлении монголо-татарской зависимости;
  • выяснить последствия ордынской зависимости. (Слайд 2)

Учитель проводит беседу по вопросам:

Прежде всего, давайте вспомним, что мы знаем о монголо-татарах. (Слайд 3)

  • Кто и когда привел монголо-татар на Русь?
  • Какие княжества и города были завоеваны в 1237-1240 гг.?
  • Как вели себя монголы во время завоевания Руси?
  • Каким было сопротивление жителей Руси? Приведите примеры.

II. Изучение нового материала

1 .Общая характеристика Золотая Орда

Учитель: монголо-татары завоевали огромные территории Азии. В 1243 году хан Батый образовал свое государство, которое назвал Золотая Орда. В нее вошли земли Поволжья, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии. Столица Золотой Орды город Сарай (дворец) была основана недалеко от современной Астрахани. (Слайд 4)

Вошла ли Русь в состав Золотой Орды, судя по карте? (Слайд 5)

Ученики: Русь не вошла в состав Золотой орды, на карте их территории обозначены разными цветами и Русь за пределами границы Орды.

Учитель: верно, Русь не вошла в состав Орды, а попала в вассальную зависимость, т.е. подчинялась Орде, но сохраняла некоторую самостоятельность. Давайте выясним, в чем проявлялась зависимость русских земель от Орды. (Слайд 5)

2. Формы зависимости Руси от Орды

Работа учеников по группам (Слайд 6)

Задание группы №1 (учебник, с.115-116, Документ на с.120)

1. В чем заключалась зависимость русских земель от Орды?

2. Что такое ярлык? Какой ярлык и почему был наиболее привлекательным?

3. Почему князья нередко погибали в Орде?

Ответы учеников:

1. Получение князьями ярлыка, подтверждавшего право на княжение.

Возведение на престол в присутствии ордынского посла.

Вмешательство ханов в управление русскими княжествами (изменение границ, разжигание соперничества между князьями, военная помощь отдельным князьям).

2. Ярлык – ханская грамота, дававшая право на правление русским князьям. Самым привлекательным был ярлык на Владимирский престол, так как он давал князьям старшинство над другими княжествами. (Слайд 7-8)

3. Князья погибали в Орде, если были чем-то неугодны хану, не желали терпеть унижения, следовать монголо-татарским обычаям.

Задание группы №2 (учебник, с.116-117)

1. Назовите повинности русского населения.

2. Объясните слова: баскаки, выход.

3.Почему духовенство было освобождено от дани?

Ответы учеников:

1. В русские города посланы ханские наместники – баскаки, ежегодные платежи Орде (выход),

  • перепись населения,
  • внеочередные платежи, содержание ордынских послов,
  • обязанность поставлять воинов монголо-татарские войска.

2. Баскак – представитель ордынского хана на Руси, сборщик налогов.

Выход – ежегодная дань, которую Русь платила Орде. (Слайд 9-10)

3. Ханы Золотой Орды стремились использовать церковь для укрепления своей власти.

Учитель: мы получили две группы форм зависимости. Чем они различаются? С какими сферами общества они связаны? (Слайд 11)

Ученики: это политическая и экономическая зависимость.

Учитель: в чем заключалась самостоятельность русских земель?

Ученики: у русских земель оставались свои князья, своя церковь.

3. Борьба против ордынского владычества

1) Учитель: Русскими землями управляли русские князья. Как они строили свои отношения с Ордой? Послушаем сообщения о политике Александра Невского и Даниила Галицкого. Чем различалась их политика? (Слайд 12)

Сообщения двух учеников. (Приложение 2)

Ответы класса на поставленные вопросы:

  • Александр Невский – сторонний мирных отношений с Ордой.
  • Даниил Галицкий старался освободиться от ордынской зависимости, искал союзников на Западе.

Учитель: чья политика вам кажется более правильной и почему?

Ученики высказывают свою точку зрения, объясняя ее.

2) Учитель: население русских земель нередко поднимали восстания против ордынского владычества, против переписи населения, сбора дани. Рассмотрите карту на с.101 учебника и назовите города, в которых вспыхнули восстания, и даты восстаний. (Слайд 13)

Ученики работают с картой, называют места восстаний:

Новгород (1257,1259), Устюг (1262), Ярославль, Ростов, Суздаль, Владимир (1262). (Слайд 14)

Учитель: в каких русских землях чаще всего вспыхивали восстания?

Ученики: Северо-Восточная Русь.

Учитель: каковы причины восстаний? Как вы думаете, какие формы зависимости вызывали наибольшее сопротивление?

Ученики: сбор дани, сопровождавшийся произволом и перепись населения, то есть экономическая зависимость.

4. Последствия ордынского владычества

Учитель: зависимость от Орды продолжалась почти два с половиной века. Давайте выясним, что изменилось на Руси под влиянием монголо-татар.

Предположите, на какие стороны жизни могла повлиять зависимость от Орды?

Ученики: экономика, политика, культура.

Работа по группам

Задание группы №1 (Слайд 15)

  • Как повлияла зависимость от Орды на хозяйство Руси? (Учебник, с.119)

Ответы учеников: (Слайд 16)

Разрушены города, забыты многие ремесла, выплачивалась огромная дань, начало экономического отставания от Западной Европы, прервались связи с южными и юго-западными княжествами.

Задание группы №2

  • Как повлияла зависимость от Орды на управление русскими землями? (Учебник, с.119).

Ответы учеников: (Слайд 17)

Князья стремятся усилить свою власть по образцу ханской власти, вечевые традиции постепенно исчезают.

Задание группы №3

  • Какие слова были заимствованы из татарского (тюркского) языка?
  • Как заимствования влияют на язык?

(Работа с этимологическим словарем) (Приложение 2)

Ответы учеников: (Слайд 18)

В русском языке появилось немало татарских слов:

1.Алмаз, алый, амбар

2.Казна, казначей, кайма

3.Сарай, саранча, сарафан

4.Халат, халва, хан

5.Чугун, чулан, чулок

Благодаря заимствованным словам русский язык становится богаче.

III. Заключительный этап урока

1. Формулирование выводов (Слайд 19)

Учитель: Что важного вы сегодня узнали на уроке?

Ученики формулируют основные выводы урока.

При необходимости учитель задает наводящие вопросы:

Какими были взаимоотношения Руси и Орды?

  • Назовите формы зависимости?
  • Каких отношений с Ордой придерживались князья?
  • Как вело себя население Руси?
  • Как зависимость от Орды повлияла на Русь?

2. Закрепление

Поднимите руки, если верны следующие высказывания:

  • Русь вошла в состав Золотой Орды.
  • Русь попала в экономическую и политическую зависимость от монголо-татар.
  • Князья сами передавали власть по наследству.
  • Русская церковь платила дань Орде.
  • Александр Невский был сторонником мирных отношений с Ордой.
  • Ордынское владычество вызвало экономическое отставание нашей страны от Западной Европы.

3. Рефлексия

Учитель:

  • Что вы узнали интересного на сегодняшнем уроке?
  • Что вам понравилось в уроке?

4. Подведение итогов урока

Учитель просит учеников назвать своих одноклассников, чьи ответы заслуживают отличной оценки.

Домашнее задание: (Слайд 20)

Учить п.14

Составить устный рассказ по рисунку на стр. 117 (С.Иванов. Баскаки)