"Наречие как часть речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Вводный урок русского языка по теме “Наречие” в 7 классе (на основе учебного комплекса под редакцией М.М.Разумовской).

Цель урока: повторить изученное в 1-5 классах о наречии; создать целевую установку у учащихся на изучение всей темы;

  • знать: общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки наречия, синтаксическую функцию наречий в предложении, роль наречия в речи и художественном тексте;
  • уметь: определять грамматическое значение наречия, его синтаксическую роль в предложении, употреблять наречия в речи, составлять текст типа описания - описание осеннего пейзажа Е.Волкова “Октябрь”.

Оборудование урока: презентация PowerPoint “Наречие как часть речи”, мультимедийный проектор, музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Октябрь” (урок по календарно-тематическому планированию идет в конце осени), раздаточный материал, предварительное задание учащемуся – подготовить материал о происхождении слова “наречие”, приложения.

В скобках даны ответы учащихся.

Ход урока

I. Создание мотивационной установки у учащихся.

Какие части речи мы уже изучили? (существительное, глагол, прилагательное, числительное).

Может, хватит и этих частей речи и не стоит изучать наречие?

Слайд №1

Прочитайте предложения.

Слайд №2

Шел снег, а светит солнце. Оно пригревает, поэтому снег не тает.

- Имеют ли предложения смысл? Что нужно уточнить? (В 1 предложении, видимо, надо уточнить время (когда совершилось действие), а во втором уточнить, каким образом грело солнце, т.е. здесь необходимо использовать наречия)

Слайд №3

Например:

Вчера шел снег, а сегодня светит солнце. Оно пригревает слабо, поэтому снег не тает.

Для чего в речи нужны наречия? (делают речь более точной, дают более точное представление о месте, времени и образе действия).

II. Определение цели урока учащимися.

- Наречие – это часть речи. По каким 3 признакам характеризуем любую часть речи, так называемые “три кита”? (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).

Слайд №4

- Исходя из этого, определите цель нашего урока (учащиеся определяют самостоятельно цель урока).

Слайд №5

  • что мы должны знать: общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки, синтаксическую роль наречия;
  • что должны уметь: находить наречия в тексте, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.

- Определим, что узнаем и чему научимся в результате изучения этой темы, какие разделы будем изучать, определим роль наречий в тексте, продолжим работу по развитию речи – описание пейзажа и состояния человека.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Необходимо выяснить общее грамматическое значение наречия.

- Как определили в предложении, что это наречие (вчера, сегодня, слабо)? (по вопросу).

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и задайте вопрос к наречию.

Слайд №6

- Вопросы пишем вместе, поставим цифру I.

Слайд №7

виднеться слева где? обидеть сгоряча почему?
выучить сегодня когда? сделать назло зачем? с какой целью?
повернуть направо куда? таять медленно как? каким образом?
приехать издалека откуда? очень скоро в какой мере? в какой степени?

- Итак, на какие вопросы отвечает наречие? (наречие отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, в какой мере, в какой степени).

2. Как вы думаете, какой изначально был корень в слове “наречие”? (-реч-).

С интересной историей этого слова познакомит ученик, обратившийся к Этимологическому словарю.

Слайды № 8,9,10


Приложение №1

Из истории наречия

НАРЕЧИЕ – старое слово.

Термин НАРЕЧИЕ встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -РЕЧ-, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово “наглаголие”.

Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия - определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и называли adverbium Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad -ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как “приглаголие”.

Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость.

Выдающийся лингвист А.Пешковский говорил, что “в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном”.


3. При какой части речи находится наречие? (при глаголе). А что обозначает глагол? (действие предмета) Что же будет обозначать наречие, относящееся к глаголу?

Слайд №11

Например:

Разгораться медленно - чем выражено главное слово (глаголом), что обозначает глагол (действие предмета); что же обозначает наречие, находящееся при глаголе? наречие + глагол (признак действия) - запись в тетрадях.

- Ученые подсчитали, что наречия, обозначающие признак действия, составляют 78 % всех значений наречий. Но наречия дружат не только с глаголами, но и с другими частями речи. Что же тогда они будут обозначать? Проанализируем примеры.

  • прогулка пешком – чем выражено главное слово? (существительным) Что обозначает существительное? (предмет) Что будет обозначать наречие? сущ.+ наречие (признак предмета) Таких наречий немного: яйцо всмятку, кофе по-турецки, сон наяву, дом напротив, шапка набекрень и др.
  • довольно приятный – чем выражено главное слово? (прилагательным) Что обозначает прилагательное? (признак предмета) Что будет обозначать наречие? наречие + прилаг. (признак признака)
  • слишком громко - чем выражено главное слово? (наречием) Что обозначает наречие? Нар.+нар. (признак признака)

4. Проверить, насколько хорошо усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа. Вы сами оцените свои знания и умения, проверите по образцу, как вы поняли эту тему.

Слайд №12,13

- Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с наречиями - 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца; укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.


Приложение №2

Сказка об одуванчиках

Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

А сердитая Зима неподалеку пряталась - в глухом лесу. Выглянула она из своего укрытия, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом , запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.


5. Учащиеся сверяют ответы с доской.

Слайды № 14,15

- Какие были затруднения при нахождении наречий? (сказка наяву, взгляд исподлобья).

6. Итак, что же такое наречие? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

Слайд №16

Запись в тетради:

I. Обозначает признак действия или признак признака (редко признак предмета); где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, в какой мере, в какой степени).

II. Определение морфологических признаков наречия.

- Решить эту задачу поможет шуточное стихотворение влюбленного чудака, который отправил послание любимой девушке.

Слайд №17

Оно заканчивалось так:
Но однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке,вдалекой, вдалеку.
Мы поселимся вместе с тобой
Наверху, наверхе, наверхой.

- Почему это послание вызывает смех? (Чудак пытался изменить слова, которые не могут изменяться).

- Попробуйте определить род, число, падеж наречия. Сделайте морфологический разбор наречия, почему нет и не может быть окончания? (не изменяется)

Вывод (учащиеся делают самостоятельно): морфологическим признаком наречия является его неизменяемость, не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается.

Запись на доске: II. Не изменяется.

Слайд №18

III. Определение синтаксической роли наречия, запись предложения.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
А.Плещеев

- Объясните знаки препинания, найдите наречие, определите синтаксическую роль.

III.-.-.-.-. наречие является обстоятельством, редко может быть и определением: сон наяву, взгляд исподлобья.

Слайд №19

IV. Итоговое обобщение по опорным записям по схеме. Монологический рассказ на лингвистическую тему о наречии.

IV. Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.

Тема “Наречие” рассчитана на 25 часов, что же будем знать и уметь в результате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и посмотрим в разделе “Наречие”, что нам предстоит изучить. Может, обойдемся и без этих знаний?

Создание проблемных ситуаций.

1) “Степени сравнения наречий”.

Слайд №20

- Из какой темы знакомо нам это понятие? (“Имя прилагательное”) Зачем необходима эта тема? (правильно образовывать степени сравнения наречий)

Исправьте: *Дни бегут более быстрее (быстрее или более быстро)

2) С помощью каких морфем образуются новые слова? (приставки, суффиксы)

Слайд №21

Как надо написать:

а) сначал… - влев… б) светит (по)осеннему - (по)осеннему небу
слев… - вправ… в) давным(давно), мало(по)малу

- Как отличить наречие от существительного с предлогом, прилагательного с предлогом?

Слайд №22

г) двигаться (на)встречу – надеяться (на)встречу с другом

(с)начала подумай - (с)начала урока

день прошел (в)пустую – (в)пустую комнату

видеть (в)дали – (в)дали моря

(Учащиеся будут ошибаться и увидят, что прежних знаний им недостаточно и эта тема им, конечно, необходима).

- Тема сложна тем, что многое надо учить наизусть, запоминать, поэтому постоянно будем обращаться к словарю.

V. Ситуация “педагогизации”.

- Представьте, что вы мои коллеги. Какие формы контроля знаний после изучения разделов вы бы предложили учащимся и почему? (тест – “Степени сравнения наречий”, словарные и выборочные диктанты, в конце изучения темы – итоговый тест, устный зачет и контрольный диктант) - все эти формы контроля внесены в технологическую карту учителя.

VI. Составление текста типа описания – описание осеннего пейзажа (работа по картине Е.Волкова “Октябрь”).

- Важно грамотно писать, не менее важно грамотно, точно, образно говорить, и помогут нам в этом в том числе и наречия.

- Прочитайте строфы из стихотворений (раздаточный материал). Какова роль наречий? Какие тропы использованы авторами? Какую смысловую нагрузку несут наречия? Как происходит действие? Как передается настроение?


Приложение №3

а)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.Пушкин

б)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н.Некрасов

в)

Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
И.Бунин

г)

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Бальмонт

- Вспомните и приведите примеры из стихотворений, где есть наречия. Какова роль наречий в тексте? (Наречия делают нашу речь более точной и выразительной, они “живописуют” действие, дают более точное представление о месте и времени, образе действия, помогают передать мироощущение поэта).

Слайд №23

- Работа по картине Е.Волкова “Октябрь” под музыку П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”. Составьте описание картины, используя наречия; передайте настроение картины.


Приложение №4

Материал для учителя

Лучшим произведением Е. Волкова является картина "Октябрь", написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже "Осень". Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.

Е. Волков на картине “Октябрь” изобразил самый настоящий октябрьский пейзаж. Осень здесь вступила в свою финальную стадию, когда листья с большинства деревьев уже опали, а те, что остались, уже не пожелтеют… На переднем плане изображена тропинка. По ней уже давно никто не ходил. Всюду грязь, смешанная с засохшими желтыми листьями. И тут же в контрасте – яркие березки с голыми ветками. Они будто охраняют вход в эту природную обитель. На заднем плане неширокая речка, на берегу которой стоит человек в черной одежде. Картина выполнена в светлых тонах, но без ярких оттенков, она источает умиротворение и спокойствие. Кажется, это легкий намек на то, что такая гармония возможна только наедине с самим собой и природой. И лишь красивые березки на переднем плане охраняют взаимопонимание, которого достигла природа со своим главным творением – человеком.


- Чтение работ.

VII. Итог урока. Обобщение. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? В чем испытывали затруднение?

VIII. Домашнее задание:

1) параграф 12, подготовить рассказ о наречии с примером из стихотворения,

2) (по выбору) упражнение №205 в учебнике или сочинение-миниатюра “Осенний день” (“Осеннее настроение”) – можно в стихах (в своей работе используйте наречия)