Вводный урок русского языка по теме “Наречие” в 7 классе (на основе учебного комплекса под редакцией М.М.Разумовской).
Цель урока: повторить изученное в 1-5 классах о наречии; создать целевую установку у учащихся на изучение всей темы;
- знать: общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки наречия, синтаксическую функцию наречий в предложении, роль наречия в речи и художественном тексте;
- уметь: определять грамматическое значение наречия, его синтаксическую роль в предложении, употреблять наречия в речи, составлять текст типа описания - описание осеннего пейзажа Е.Волкова “Октябрь”.
Оборудование урока: презентация PowerPoint “Наречие как часть речи”, мультимедийный проектор, музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Октябрь” (урок по календарно-тематическому планированию идет в конце осени), раздаточный материал, предварительное задание учащемуся – подготовить материал о происхождении слова “наречие”, приложения.
В скобках даны ответы учащихся.
Ход урока
I. Создание мотивационной установки у учащихся.
Какие части речи мы уже изучили? (существительное, глагол, прилагательное, числительное).
Может, хватит и этих частей речи и не стоит изучать наречие?
Слайд №1
Прочитайте предложения.
Слайд №2
Шел снег, а светит солнце. Оно пригревает, поэтому снег не тает.
- Имеют ли предложения смысл? Что нужно уточнить? (В 1 предложении, видимо, надо уточнить время (когда совершилось действие), а во втором уточнить, каким образом грело солнце, т.е. здесь необходимо использовать наречия)
Слайд №3
Например:
Вчера шел снег, а сегодня светит солнце. Оно пригревает слабо, поэтому снег не тает.
Для чего в речи нужны наречия? (делают речь более точной, дают более точное представление о месте, времени и образе действия).
II. Определение цели урока учащимися.
- Наречие – это часть речи. По каким 3 признакам характеризуем любую часть речи, так называемые “три кита”? (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).
Слайд №4
- Исходя из этого, определите цель нашего урока (учащиеся определяют самостоятельно цель урока).
Слайд №5
- что мы должны знать: общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки, синтаксическую роль наречия;
- что должны уметь: находить наречия в тексте, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.
- Определим, что узнаем и чему научимся в результате изучения этой темы, какие разделы будем изучать, определим роль наречий в тексте, продолжим работу по развитию речи – описание пейзажа и состояния человека.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Необходимо выяснить общее грамматическое значение наречия.
- Как определили в предложении, что это наречие (вчера, сегодня, слабо)? (по вопросу).
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и задайте вопрос к наречию.
Слайд №6
- Вопросы пишем вместе, поставим цифру I.
Слайд №7
виднеться слева | где? | обидеть сгоряча | почему? |
выучить сегодня | когда? | сделать назло | зачем? с какой целью? |
повернуть направо | куда? | таять медленно | как? каким образом? |
приехать издалека | откуда? | очень скоро | в какой мере? в какой степени? |
- Итак, на какие вопросы отвечает наречие? (наречие отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, в какой мере, в какой степени).
2. Как вы думаете, какой изначально был корень в слове “наречие”? (-реч-).
С интересной историей этого слова познакомит ученик, обратившийся к Этимологическому словарю.
Слайды № 8,9,10
Приложение №1
Из истории наречия
НАРЕЧИЕ – старое слово.
Термин НАРЕЧИЕ встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -РЕЧ-, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово “наглаголие”.
Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия - определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и называли adverbium Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad -ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как “приглаголие”.
Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость.
Выдающийся лингвист А.Пешковский говорил, что “в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном”.
3. При какой части речи находится наречие? (при глаголе). А что обозначает глагол? (действие предмета) Что же будет обозначать наречие, относящееся к глаголу?
Слайд №11
Например:
Разгораться медленно - чем выражено главное слово (глаголом), что обозначает глагол (действие предмета); что же обозначает наречие, находящееся при глаголе? наречие + глагол (признак действия) - запись в тетрадях.
- Ученые подсчитали, что наречия, обозначающие признак действия, составляют 78 % всех значений наречий. Но наречия дружат не только с глаголами, но и с другими частями речи. Что же тогда они будут обозначать? Проанализируем примеры.
- прогулка пешком – чем выражено главное слово? (существительным) Что обозначает существительное? (предмет) Что будет обозначать наречие? сущ.+ наречие (признак предмета) Таких наречий немного: яйцо всмятку, кофе по-турецки, сон наяву, дом напротив, шапка набекрень и др.
- довольно приятный – чем выражено главное слово? (прилагательным) Что обозначает прилагательное? (признак предмета) Что будет обозначать наречие? наречие + прилаг. (признак признака)
- слишком громко - чем выражено главное слово? (наречием) Что обозначает наречие? Нар.+нар. (признак признака)
4. Проверить, насколько хорошо усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа. Вы сами оцените свои знания и умения, проверите по образцу, как вы поняли эту тему.
Слайд №12,13
- Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с наречиями - 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца; укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.
Приложение №2
Сказка об одуванчиках
Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.
А сердитая Зима неподалеку пряталась - в глухом лесу. Выглянула она из своего укрытия, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом , запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.
5. Учащиеся сверяют ответы с доской.
Слайды № 14,15
- Какие были затруднения при нахождении наречий? (сказка наяву, взгляд исподлобья).
6. Итак, что же такое наречие? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
Слайд №16
Запись в тетради:
I. Обозначает признак действия или признак признака (редко признак предмета); где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как, в какой мере, в какой степени).
II. Определение морфологических признаков наречия.
- Решить эту задачу поможет шуточное стихотворение влюбленного чудака, который отправил послание любимой девушке.
Слайд №17
Оно заканчивалось так:
Но однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке,вдалекой, вдалеку.
Мы поселимся вместе с тобой
Наверху, наверхе, наверхой.
- Почему это послание вызывает смех? (Чудак пытался изменить слова, которые не могут изменяться).
- Попробуйте определить род, число, падеж наречия. Сделайте морфологический разбор наречия, почему нет и не может быть окончания? (не изменяется)
Вывод (учащиеся делают самостоятельно): морфологическим признаком наречия является его неизменяемость, не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается.
Запись на доске: II. Не изменяется.
Слайд №18
III. Определение синтаксической роли наречия, запись предложения.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
А.Плещеев
- Объясните знаки препинания, найдите наречие, определите синтаксическую роль.
III.-.-.-.-. наречие является обстоятельством, редко может быть и определением: сон наяву, взгляд исподлобья.
Слайд №19
IV. Итоговое обобщение по опорным записям по схеме. Монологический рассказ на лингвистическую тему о наречии.
IV. Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.
Тема “Наречие” рассчитана на 25 часов, что же будем знать и уметь в результате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и посмотрим в разделе “Наречие”, что нам предстоит изучить. Может, обойдемся и без этих знаний?
Создание проблемных ситуаций.
1) “Степени сравнения наречий”.
Слайд №20
- Из какой темы знакомо нам это понятие? (“Имя прилагательное”) Зачем необходима эта тема? (правильно образовывать степени сравнения наречий)
Исправьте: *Дни бегут более быстрее (быстрее или более быстро)
2) С помощью каких морфем образуются новые слова? (приставки, суффиксы)
Слайд №21
Как надо написать:
а) сначал… - влев… | б) светит (по)осеннему - (по)осеннему небу |
слев… - вправ… | в) давным(давно), мало(по)малу |
- Как отличить наречие от существительного с предлогом, прилагательного с предлогом?
Слайд №22
г) двигаться (на)встречу – надеяться (на)встречу с другом
(с)начала подумай - (с)начала урока
день прошел (в)пустую – (в)пустую комнату
видеть (в)дали – (в)дали моря
(Учащиеся будут ошибаться и увидят, что прежних знаний им недостаточно и эта тема им, конечно, необходима).
- Тема сложна тем, что многое надо учить наизусть, запоминать, поэтому постоянно будем обращаться к словарю.
V. Ситуация “педагогизации”.
- Представьте, что вы мои коллеги. Какие формы контроля знаний после изучения разделов вы бы предложили учащимся и почему? (тест – “Степени сравнения наречий”, словарные и выборочные диктанты, в конце изучения темы – итоговый тест, устный зачет и контрольный диктант) - все эти формы контроля внесены в технологическую карту учителя.
VI. Составление текста типа описания – описание осеннего пейзажа (работа по картине Е.Волкова “Октябрь”).
- Важно грамотно писать, не менее важно грамотно, точно, образно говорить, и помогут нам в этом в том числе и наречия.
- Прочитайте строфы из стихотворений (раздаточный материал). Какова роль наречий? Какие тропы использованы авторами? Какую смысловую нагрузку несут наречия? Как происходит действие? Как передается настроение?
Приложение №3
а)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.Пушкин
б)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н.Некрасов
в)
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
И.Бунин
г)
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Бальмонт
- Вспомните и приведите примеры из стихотворений, где есть наречия. Какова роль наречий в тексте? (Наречия делают нашу речь более точной и выразительной, они “живописуют” действие, дают более точное представление о месте и времени, образе действия, помогают передать мироощущение поэта).
Слайд №23
- Работа по картине Е.Волкова “Октябрь” под музыку П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”. Составьте описание картины, используя наречия; передайте настроение картины.
Приложение №4
Материал для учителя
Лучшим произведением Е. Волкова является картина "Октябрь", написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже "Осень". Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.
Е. Волков на картине “Октябрь” изобразил самый настоящий октябрьский пейзаж. Осень здесь вступила в свою финальную стадию, когда листья с большинства деревьев уже опали, а те, что остались, уже не пожелтеют… На переднем плане изображена тропинка. По ней уже давно никто не ходил. Всюду грязь, смешанная с засохшими желтыми листьями. И тут же в контрасте – яркие березки с голыми ветками. Они будто охраняют вход в эту природную обитель. На заднем плане неширокая речка, на берегу которой стоит человек в черной одежде. Картина выполнена в светлых тонах, но без ярких оттенков, она источает умиротворение и спокойствие. Кажется, это легкий намек на то, что такая гармония возможна только наедине с самим собой и природой. И лишь красивые березки на переднем плане охраняют взаимопонимание, которого достигла природа со своим главным творением – человеком.
- Чтение работ.
VII. Итог урока. Обобщение. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? В чем испытывали затруднение?
VIII. Домашнее задание:
1) параграф 12, подготовить рассказ о наречии с примером из стихотворения,
2) (по выбору) упражнение №205 в учебнике или сочинение-миниатюра “Осенний день” (“Осеннее настроение”) – можно в стихах (в своей работе используйте наречия)