Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: “Реализация системно-деятельностного подхода в обучении обществознания на примере урока “ Человек и его деятельность” (Слайд 1,2)
Цели:
- Продемонстрировать участникам мастер - класса использование активных методов обучения при реализации системно-деятельностного подхода на уроках обществознания.
- Показать способы познания в решении учебных задач как конечной цели учения; возможность формирования личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Презентация педагогического опыта
Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионального и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся мире. Поэтому в основе моей педагогической деятельности лежит подход системно-деятельностного обучения. На протяжении 7 лет работаю над темой “Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания”. (Слайд 3)
Ведущая идея технологии:
педагогика сотрудничества, в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. (слайд 4,5). Мы знаем известную притчу (Слайд 6) т.е. научить ребёнка учиться.
Компоненты овладения знаниями при СДП: (Слайд 7)
- Восприятие информации
- Анализ полученной информации
- Запоминание (создание образа)
- Самооценка
Структура урока при СДП (Слайд 8, 9)
- Мотивация к учебной деятельности.
- “Открытие” нового знания.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
В своей педагогической деятельности я не отказываюсь от использования традиционных методик, также и элементов современных педагогических технологий:
- развивающего обучения Элъконина и Давыдова
- проблемного обучения Дьюи, Кудрявцева, Махмутова
- проектного обучения
- интегративного обучения
- информационно-коммуникативные
Современные педагогические технологии, как фундамент, лежат в основе построения современного образовательного процесса.
Использование элементов современных педагогических технологий осуществляется через реализацию системно - деятельностного подхода в обучении. (Слайд 10, 11,12)
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Введение деятельностного подхода в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно, всестороннее развитие личности обучающихся, формирование, закрепление, углубление знаний. СДП в обучении влияет на развитие творческого мышления учащихся, оно способствует систематизации, активизации учебно-познавательной деятельности. (Слайд 13)
Такие учащиеся успешно участвуют конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня, где занимают призовые места. (Слайд 14)
IIредставление системы учебного занятия и проведение имитационной игры.
Итак, тема занятия “Человек и его деятельность”, которое является фрагментом урока по обществознанию в 6 классе.
Цели работы: (не проговариваются) разъяснить общие представления о многообразии видов деятельности, познакомить с некоторыми классификациями деятельности; развивать умение структурировать виды деятельности; и применять знания в процессе их конкретизации при решении проблемных задач; способствовать актуализации необходимых знаний и умений, их совершенствованию путём самоопределения в выборе учебных заданий.
Я прошу своих коллег разбиться на группы.
1. Мотивация к учебной деятельности
Послушайте притчу.
“На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.
Один ответил: “Камни ношу”. ( труд- принудиловка, рабство)
Другой сказал: “Деньги зарабатываю, чтоб было на что жить”.
(Труд как средство существования).
А третий воскликнул восторженно: “Мы стоим собор ! ”
(Труд – радость служения великой цели).
А теперь обратимся к реальности. Вы все ходите в школу. Но один за знаниями, чтобы совершенствовать себя, другие за общением, чтобы встретиться с коллегами, третьи - чтобы, как в притче зарабатывать, чтобы было на что жить.
А как вы? Какой мотив у вас преобладает?
(ответы учителей, интерес, деятельность и т.д.)
Тема нашего занятия “ Человек и его деятельность”(Презентация слайд 1.)
2. Формирование новых понятий и способов действий. “Открытие” нового знания.
Учитель: Какие вопросы возникают у вас при сочетании этих слов? От какого слова происходит слово деятельность? (определение целей урока)
Учитель предлагает каждой группе наполнить “корзину идей”(1) своими идеями о деятельности человека, сформулировать, что такое деятельность? Какие ключевые слова, должны характеризовать понятие деятельность?
Учитель: Итак, деятельность – это форма активности, направленная на достижение цели.
Или на преобразование окружающего мира.
Или познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
1. Задание группам: Используя текст параграфа 5 стр. 49,
- Первая группа - заполнить таблицу: сравнить деятельность человека и животного (приложение 1) (2)
- Вторая группа – выстроить структуру деятельности, в виде логической цепочки.
Вывод: в притче и в ваших ответах присутствует “ цель, интерес и деятельность”
Как сказал русский публицист В.Г.Белинский: “ Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, а без деятельности нет жизни”.
Первичное закрепление.
Учитель: существует несколько классификаций видов деятельности.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
2. Задание группам: Вам даны разные источники, определите, о каких видах деятельности говорится в них, найдите ключевые слова, характеризующие данный вид деятельности? Первая группа – стих о творчестве; картина стр. 52 (о трудовой деятельности)
Вторая группа – стих о игре и песня об учении. (Приложение 2) (3)
- Работа с заданиями на слайдах № 2,3,4,5,6,7,
Включение в систему знаний и повторение.
3атем участники мастер-класса выполняют задание: составить спайдограмму по теме “ Человек и его деятельность”. ( Слайд № 10).
Спайдограмма - графическое изображение в виде паутины, объединяющая всю информацию по теме урока.
Учитель: (4) Перед Вами все 20 минут эпиграф Сократа. Как глубоко содержание нашего занятия отражает эпиграф? Сформулируйте вывод.
“Научиться играть на флейте можно только играя самому”
(ответ: “ Научится играть на флейте можно только играя самому” точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он активно усваивает новые знания включаясь в самостоятельную учебно – познавательную деятельность).
3. Рефлексия. Слайд 11.
Учитель: Оцените по десятибалльной системе всю работу группы на уроке с трёх позиций: ( приём паучок) Приложение №3 (5)
- Я (личный вклад собственного труда)
- Мы (работа всей группы)
- Дело (степень новизны темы)
1. На этапе актуализации
- приём новизны ( в содержание учебного материала включаю интересный рассказ (притча)); осознанное вхождение обучаемого в пространство учебной деятельности на уроке.
2. На этапе усвоения изучаемого материала:
- создание проблемной ситуации, выдвижение проблемного вопроса;
- беседа в ходе обсуждения спорного вопроса в группе; “корзина идей”,
- исследовательский приём (заполнение таблицы и на основе анализа текстов обучающиеся должны самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод).
- приём моделирования;
- приём схематизации;
Что даёт работа в группе:
- участники группы должны обсудить задачу, наметить пути решения и представить результат;
- формируется умение работать сообща;
- развиваются умения не только говорить, но и слушать;
- повышается уровень осмысления учебного материала;
- формируется позитивное отношение к изучению предмета;
- формируется убеждение в ценности взаимопомощи;
- повышается уровень самооценки и коммуникационной компетенции обучающихся.
3. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.
Уважаемые коллеги! Мы приступаем к следующему этапу мастер-класса.
Моделирование.
1. Используя системно-деятельностный подход, предложите вариант использования материала мастер-класса на уроке обществознания по теме “Потребности”.
Предлагаю построить урок по алгоритму (Приложение 4) (6 и 7)
Мотивация к учебной деятельности | “Открытие” нового знания | Первичное закрепление | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Включение в систему знаний и повторение | Рефлексия |
Благодарю вас, уважаемые коллеги!
Рефлексия
Приём “Неиспорченный телефон”. Представьте себе, что у вас есть возможность поделиться со своей подругой или с кем-то из близких о проведенном мастер-классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте.
- Сегодня я узнала, что ...
- Мне понравился приём ...
- Этот приём я возьму на вооружение ...
- Могу предложить ...
- Хочу пожелать ...
Всех благодарю за работу. Спасибо за внимание!
По вопросу приложений обращайтесь к автору стаьи.