Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока
- предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
- метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
словесные, практические,
наглядные;
Оборудование: карточки для парной и групповой работы; презентация.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь. Урок русского языка.
II. Актуализация опорных знаний
Прочитайте запись. Слайд 2.
Подумайте и скажите, что здесь “лишнее”? Обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово суффикс, так как это часть слова, остальные слова обозначают части речи)
- Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его.
- Суффикс - это часть слова.
- Суффикс - это значимая часть слова.
- Суффикс стоит перед корнем.
- Суффикс находится в основе слова и стоит после корня.
- Суффикс служит для образования новых слов.
- Суффикс служит для связи слов в предложении.
- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)
- Сделаем вывод, что же такое суффикс? Слайд 3.
III. Постановка учебной задачи
- Ребята, предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Используя данные слова и суффиксы ИК, ЕК запишите новые слова в тетрадь, выделите суффиксы. Слайд 4.
Мяч, горох, билет, баран, платок.
- Какой оттенок придают суффиксы ИК, ЕК словам? (Уменьшительно-ласкательный оттенок)
- Проверим, как вы записали слова? (Учитель записывает слова на доске под диктовку учеников)
- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)
- Назовите тему нашего урока. (Суффиксы -ик, -ек.) Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.)
IV. Открытие нового знания
Работа в группах. Слайд 4
- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания суффиксов -ик, -ек? Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. Объединитесь в группы и выполните задание. Будьте внимательны!
Исследуйте пары слов и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется суффикс -ИК, а когда – суффикс -ЕК.
орешек – орешки ёжик - ёжики чулочек – чулочки кирпичик– кирпичики
- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? Что для этого надо сделать? Слайд 6-7.
- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Что скажете?
- С такой же проблемой столкнулся герой сказки Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков” Витя Перестукин. Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. (Просмотр отрывка мультфильма) Что скажете, ребята?
V. Первичное закрепление
- Ребята, вернёмся к нашим словам и объясним их написание. (Мячики – мячик, горошки – горошек, билетики – билетик, барашки – барашек, платочки - платочек)
Самостоятельная работа
- Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. (Первый уровень – лист голубого цвета, второй уровень – розового цвета.)
1 уровень
Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
Ковр . к, замоч . к, клубоч . к, прут . к, луч . к, бараш . к, веноч . к, кармаш . к, ключ . к, дожд . к, фонар.к.
2 уровень
Найди в словах ошибки, исправь их. Запиши слова в тетрадь правильно.
Слоник, хвостек, овражик, птенчек, шарфик, дождек, листик, сухарек, ящичек, кирпичик, щеночик, шалашек.
Самопроверка. Слайд 8
- Проверьте свою работу и оцените себя.
Творческая лаборатория
- Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.
Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.
VI. Рефлексия Слайд 9.
- Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить?
Галстуч...к, бант...к, словар...к, человеч...к, клубоч...к, букет...к, выкр...к.
замочек ключик человечек словарик клубочек прутик
- Что скажете про слово выкрик? (-ик находится в корне слова)
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
- На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно.
- Я, но справился с ними. Мне на уроке было интересно испытывал затруднения.
- На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой.
VII. Итог урока
- Важна ли вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?
- Ребята, запишите домашнее задание.
задание: выучить правило; найти загадки, в которых слова-отгадки имеют суффиксы -ик, -ек.
- Урок закончен. Ребята, спасибо за работу.