Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Для воспитателей детского сада конструктор Лего является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений. Конструктор Лего способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования, а также оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка:
– Мышление: речь, анализ,
синтез, классификация, обобщение, сравнение,
логика;
– Память: формирование процессов
запоминания;
– Внимание: концентрация,
переключаемость, объем, распределение;
– Восприятие: цветовое (зрительное),
цветоощущение, пространственное восприятие;
– Воображение: творческое (фантазия,
мечты, ассоциации);
– Способности:
художественно-эстетические, творческие,
интеллектуальные;
– Личностная сфера: развитие
индивидуальности, общение, поведение;
– Эмоционально-волевая сфера:
темперамент, характер;
– Познавательная деятельность: развитие
речи, математических представлений,
конструирование, ознакомление с окружающим;
Современные конструкторы «Лего» обладают большим разнообразием: есть варианты и для самых маленьких, и для старших дошкольников. Для каждого возраста подобраны удобные по размеру детали (крупные — для малышей, более мелкие — для детей постарше). Возможна постройка домов и конструирование различной техники. На занятиях дети знакомятся с тремя правилами архитектуры: постройка должна быть прочной, удобной и красивой. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. В процессе игры с конструктором у ребенка развивается:
- Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
- Концентрация внимания.
- Мелкая моторика.
- Умение следовать образцу.
- Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
- Положительная мотивация к обучению, активная включенность в процесс игры, создается основа формирования учебных навыков.
Для детей дошкольного возраста лучше всего использовать базовые наборы крупного конструктора LEGO DUPLO и базовые наборы мелкого конструктора LEGO DACTA, тематические наборы: «Водный зоопарк DUPLO», «Зоопарк DUPLO», «Динозавры DUPLO», конструктор сотовый и блочный STELLAR, геометрический конструктор Лего. Кроме того, что ребенок работает с конструктором, необходимо, конечно же, использовать видеофильмы о мире животных и развитии техники, энциклопедии, книги, иллюстрации. Все это позволяет знакомить ребенка с окружающим миром и приобщиться к нему, в том числе через конструирование.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
1. Конструирование по образцу —
когда есть готовая модель того, что нужно
построить (например, изображение или схема дома).
2. При конструировании по условиям —
образца нет, задаются только условия, которым
постройка должна соответствовать (например,
домик для кошки должен быть маленьким,
а для коровы — большим).
3. Конструирование по замыслу
предполагает, что ребенок сам, без каких-либо
внешних ограничений, создаст образ будущего
сооружения и воплотит его в материале,
который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает
творческие способности малыша.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми
открываются широкие возможности для
конструктивной деятельности. Дети ставятся в
условия свободного выбора стратегии работы,
проверки выбранного ими способа решения
творческой задачи и его исправления. Занятия с
конструктором Лего носят познавательный
характер:
- тема «Мир вокруг нас» (обсуждение таких тем, как «Насекомые», «Пауки», «Черепахи», «Кошки», «Собаки», «Лошади» и т.д.);
- тема «Бионика» (дети изучают животных и учатся создавать их технические аналоги);
- тема «Архитектура» (дети пробуют работать с чертежами и самостоятельно решать творческие задачи);
- тема «Мир космоса» (дети знакомятся с историей освоения космоса, строением Солнечной системы в доступной для них форме).
Таким образом, можно сказать, что легоконструирование дает возможности реализовывать многие задачи в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Используемая литература:
1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO », Линка-Пресс,
Москва, 2001.
2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Лего-мозаика в
играх и на занятиях», Москва, Мозаика-Синтез, 2005.