Формирование у первоклассников контрольно-оценочной самостоятельности в период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Если говорить о формировании у первоклассников контрольно-оценочной самостоятельности в период “Обучение грамоте”, то речь пойдёт о работе с учебным пособием “Пишу и проверяю себя” автора Н.М. Лавровой.

Данное пособие состоит из двух тетрадей, полностью соответствует требованиям к характеристике деятельности учащихся, сформулированные в тематическом планировании программы в разделе “Обучение грамоте” второго поколения стандартов. Цель тетрадей “Пишу и проверяю себя” - использовать в учебной деятельности такие виды заданий, которые способствуют тому, что ученик не только усваивает содержание учебных предметов, но и учится регулировать свою познавательную деятельность. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Мы с Вами знаем, что к ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Оценка уровня контроля - важный показатель личностного развития ученика начальной школы.

Безусловно, контрольно-оценочная самостоятельность осуществляется в ходе овладения предметными умениями и навыками в процессе решения предметных задач. Можно выделить следующие виды предметных действий, направленных на становление первоначальных навыков письма, в которых важную роль играют регулятивные действия - списывание и письмо под диктовку.

Правила списывания и письма под диктовку, которые приводятся на обложках тетради, являются схемой ориентировочной основы действия. Осваиваемые правила помогают не только развитию навыков правописания и преодолению основных графических ошибок, но и развитию контроля при списывании текста.

Правилами списывания предусмотрена орфографическая ориентировка, которая сформулирована в 1 части

1. Прочитай слово или предложение, стараясь понять. Составь модель.

2. Произноси слова по слогам, проводя под ними дуги.

3. Найди ударные слоги, отметь ударение.

4. Отметь трудные места в словах.

Из правил на обложках тетради видно, какие операции нужно произвести для предварительной ориентировки в необходимом результате (необходимый результат (цель) это образец орфографической записи, каким является предложение, заданное для списывания). Это и есть действие контроля на этапе подготовки к списыванию.

Этап самопроверки не менее важен для формирования орфографической зоркости школьника. Правила списывания и записи под диктовку требуют: “Проверь, правильно ли ты написал(а)”. Правила на внутренних сторонах обложек тетрадей объясняют, как это выполнить:

  • Произнеси написанное по слогам, проводя под ними дуги.
  • Найди ударные слоги, отметь ударение.
  • Отметь трудные места в словах.

Итак, именно списывание и письмо под диктовку позволяют сформировать такие действия, которые являются способом решения определенного класса задач, а правила их выполнения создают построение такой системы условий, “учет которой не только обеспечивает, но даже и “вынуждает” ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Выполнение правил развивает способность к самоконтролю. Проводя подготовку детей к контрольно-оценочной самостоятельности, учитель руководит всей работой по использованию правил.

В пособии представлено 6 видов диктантов и списывание. Текстовый материал диктантов - это отдельные предложения, связные тексты. Большая часть текстов - отрывки из поэтических произведений детской литературы. Тексты диктантов приведены в приложениях.

Каждый вид диктанта нередко представлен несколькими текстами. Учитель может выбрать тот, который соответствует уровню подготовки учащихся. Учитель сам решает, использовать ли задание, и какое именно.

Все виды диктантов представляют собой методический прием обучения правописанию. Все они имеют обучающий характер и способствуют развитию самоконтроля и самооценки. Значительное место в пособии занимают графические и выборочные диктанты.

Главное автор методики просит нас учителей помнить, что не нужно давать несколько предложений на одном уроке. Эта работа сложная, требует привлечения нескольких дифференциальных способностей. Не торопите школьников! Не требуется выполнения всех заданий, предложенных в тетрадях. Лучше сделать меньше, но лучше.

Самое главное, что при выполнении всех заданий в тетрадях основными видами деятельности школьников являются контроль и оценка. Именно поэтому основной целью тетрадей является обеспечение условий, которые позволят детям не только освоить правила работы на диктантах разных видов, а также при списывании, но и сформировать у них умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма. Важным этапом формирования действия контроля и оценки является этап продумывания знаковых форм фиксации ошибок. Ученики совместно с учителем разрабатывают значки для обозначения возможных ошибок. Это и есть кодирование определенной информации об ошибке. Необходимо отводить специальное время для такой работы в ходе контрольно-оценочной деятельности самих учащихся. Ученики при участии учителя придумывают и разрабатывают знаки для обозначения каждой ошибки, указанной в таблице “Оценка задания”. В методике обучения грамоте нет такой символики, а значит, учитель с детьми разрабатывает собственную систему этих знаков.

Для шести разновидностей таблиц в данном пособии предстоит продумать и использовать всего 12 значков. Вот перечень тех ошибок, которые могут быть допущены в письменных работах и которые фиксируются в таблицах:

1. Количество предложений (слов) в тексте (в предложении) и в модели.

2. Нет модели.

3. Оформление предложения.

4. Слова не разделены на слоги.

5. Знак ударения: нет или не на месте.

6. Слово-помощник: нет или не на месте.

7. Не отмечены трудности письма.

8. Неверное написание буквы.

9. Пропуск (замена) буквы.

10.Перестановка букв (слов).

11.Выбор модели слова-названия.

12.Выбор буквы: строчная или прописная.

При проверке письменных упражнений учитель и школьники во время взаимо- и самопроверки начинают использовать систему общих условных знаков, понятную всем.

В ходе самопроверки ученик обозначает этими знаками ошибки (если будут обнаружены) в поле строки, содержащей запись с ошибкой, найденной и подчеркнутой им самим; ставит знак, кодирующий эту ошибку. Сразу же ставит галочку в соответствующей графе: “проверил(а) я сам(а)”. При взаимопроверке знаками пользуются так же, но галочка ставится теперь только в графе “проверил(а) сосед(ка)”.

Задача осуществления контроля и оценки ставится в тетрадях в качестве особого действия. Для такого выделения контроля и оценки как особого действия все задания сопровождаются таблицами по оценке их выполнения.

Итак, для выполнения действий контроля каждое задание сопровождается таблицей для оценивания. После задания “Оцени и внеси дополнения в подготовку предложения к записи” дается таблица “Оценка подготовки к записи”.

После выполнения задания на списывание или после записи диктанта следует таблица “Оценка записи”. Отразить результаты оценивания этапа подготовки к записи очень помогает периодически предлагаемая таблица. Ошибки, которые надо зафиксировать (если они будут найдены) прежде всего, напоминают о последовательности операций, из которых состоит этап подготовки к записи. В сознании обучающегося, ориентирующегося в ходе само- или взаимоконтроля на содержание таблицы, фиксируется последовательность операций, необходимых для подготовки к записи.

Работа с таблицами может принести пользу, но лишь в случае, если мы не будем слишком спешить. В результате работы с таблицами обучающиеся без специального заучивания запомнят правила списывания и работы на диктанте, а действия будут выполняться в полном составе операций, т. е. являться полностью развернутыми, что важно для обучения письму в этот период. Таким образом, таблицы, которые следуют за выполнением заданий, помогают детям выявить, какие ошибки можно допустить, найти способы их обнаружения, понять причину той или иной ошибки.

Усложнение требований к регулятивным действиям детей при выполнении учебного задания подчинено задаче последовательного формирования и закрепления у них действий самоконтроля на основе созданной правилами ориентировки применительно к тому или другому этапу деятельности по алгоритму самооценки. В 1 классе алгоритм состоит из 4 вопросов.

  • Какое было задание? (учимся вспоминать цель работы)
  • Удалось выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
  • Задание выполнено, верно, или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)
  • Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)

Основной путь формирования и закрепления действий самоконтроля - постепенный и последовательный перевод детей с внешнего контроля учителя на самоконтроль. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе: ученикам необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание правильно. Организуются следующие практические действия:

1) кто хорошо запомнил задание, повторяют его;

2) повторить задание за теми, кто сформулировал его правильно;

3) оценить правильность повторения задания тем или другим учеником;

4) оценить правильность выполнения задания поначалу его выполнения;

5) повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения.

Второй этап: внимание сосредоточивается на способах выполнения задания. Также используются те же приемы, которые уже знакомы детям по первому этапу:

1) повторение отдельными учениками вслух для всего класса правил выполнения задания;

2) проговаривание правил выполнения задания вполголоса или шепотом для себя. На третьем этапе: проверка своих действий на этой же основе.

В определенной последовательности с учениками проводится работа по обучению объективной оценке полученного результата - сличению его с заданным образцом. Как и при формировании действия принятия задания, предварительно создается ориентировочная основа действия самоконтроля:

1. Вспомни задание: что нужно было делать, как нужно было делать, по каким правилам.

2. Посмотри, какие правила ты выполнил, какие не выполнил, какие выполнил не точно.

Ученик научится на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу и работу соседа по парте (столу), аргументировать свою оценку в развернутой речевой форме. Дети проверяют свои работы или производят взаимоконтроль и оценивают с помощью учителя степень правильности выполнения задания: правильно, неточно, неправильно.

Можно использовать такой прием: дети, которые считают свою работу правильной, сдают её в одну стопку тетрадей, а те, кто полагают, что в работе есть ошибки, - передают её в другую стопку.

Формирование способности к само- и взаимопроверке развивает способность к контролю собственного способа действия. Предвидение ошибок, для кодировки которых используются символы, является важнейшим средством их предупреждения.

Представить, какие ошибки можно допустить при выполнении задания, значит мысленно составить план собственных действий раньше, чем приступить к выполнению заданий. Оценивая возможность безошибочного выполнения того или иного задания, ученик тем самым оценивает самого себя, свое продвижение в изучении учебного материала. Поэтому так важно, чтобы выбор задания для работы принадлежал ученику, а не учителю. Учитель при этом указывает задания, с которыми сегодня на уроке возможна работа. Затем он предлагает в одном случае выбрать и выполнить то задание или его определенную часть, которые ученик сможет сделать без ошибок; в другом случае - продумать те задания, которые он считает или наиболее интересными, или наиболее трудными, и выполнить по желанию одно из них. Это, во-первых, способствует созданию ситуации успеха, так как ученик демонстрирует владение определенным понятием или способом действия, а во-вторых, ребенок оценивает свои умения, развивает способности к рефлексии, к осознанию того, что делает, и приобретает способность брать на себя обязательства и принимать решения.

Наибольшее внимание необходимо уделять переходу обучающихся к самоанализу и самоконтролю. С этой целью важно помочь школьникам получить удовлетворение от собственного контроля. Этому будут способствовать вопросы к детям: “Кто нашел одну (две, три) ошибку?”; “Какой прием помог отыскать ошибку?”; “Кто поделится с одноклассниками способами поиска допущенных ошибок?” То обстоятельство, что учитель не порицает за допущенные ошибки, а отмечает в качестве успеха то, что они найдены, снижает уровень негативных эмоциональных переживаний ребенка. Осознание успеха ребенком есть основание для того, чтобы искать и осваивать способы контроля. Так происходит нарастание внутреннего самоконтроля. Ученики постепенно переходят к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю: самостоятельному анализу учебного материала, процесса произвольного выполнения учебных заданий и допущенных ошибок.

И наконец, в приложениях есть вкладыши таблиц на каждого ученика, которые заполняются учителем. Это “Результаты развития навыка списывания и письма под диктовку”. Данные таблицы я заполняю 1 раз в четверть. Затем эти таблицы помещаются в портфолио ученика.

И в заключении можно сказать, что работа с таблицами для контроля и оценки выполненного задания учит планированию собственных действий в процессе письма, корректирует способы изучаемых предметных действий. Происходит подготовка к самопроверке своей работы, к проведению взаимопроверок самостоятельных работ. В процессе такого обучения происходит нарастание уровня самостоятельности школьника. Можно с уверенностью утверждать, что работа в тетрадях “Пишу и проверяю себя” формируют у первоклассников контрольно - оценочную самостоятельность.

Список литературы

1. Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради № 1, № 2. – М.: Академкнига /Учебник.